04.12.2016, Воскресенье 21:18
  • 64,15
  • 68,47
  • 2,48
14 сентября 2015 г. 10:42:04

В Белгороде экспонируют графику и живопись члена Союза архитекторов России Надежды Молчановой

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Отражая время и пространство
Надежда Молчанова рассказывает гостям о своих произведениях. Фото Вадима Заблоцкого

Несколько лет назад по её проекту реконструировали здание Пушкинской библиотеки-музея. Сегодня в этих стенах архитектор Молчанова раскрывает другую грань своего таланта, представляя 22 художественные работы в рамках персональной выставки «Отражение». Почему «Отражение»? «Потому что всякий архитектор отражает своё время и пространство, создаёт его. Архитектор отражает всё», – уверена автор.

Поэт В. М. идёт домой, и другие семейные истории

Первое, на что обращаешь внимание, впервые окинув взглядом её графику, – неожиданный, нестандартный выбор вспомогательного цвета, который символически присутствует сразу в нескольких работах: розовый, лиловый, золотой. Ещё не разобрав в деталях, что изображено на листе, сразу отмечаешь светлую, радостную тональность произведений. Рассматриваешь подробней и убеждаешься – да тут предвкушение праздника: вот новогодние игрушки, вот дети, занятые лепкой снеговиков, вот мужик, несущий домой ёлку. И целый сонм ангелов – по одному на каждой картинке, не меньше. А ещё золото и серебро, каплями сверкающее не только на бумаге, но и разлившееся за её пределами, на рамах…

«У меня везде есть золото и серебро. Это для того, чтобы всякая нечисть уходила подальше, – поясняет Надежда Алексеевна. – Из любого пространства. Это для меня принципиально. И ангелы поэтому везде».

Хотя эти произведения не обременены названиями, мысленно объединяешь их в новогодне-рождественскую серию. И бородатый мужик с ёлкой, конечно, её центр, как и центр конкретной картинки. Его фигура изолирована, помещена в ограниченное рамкой пространство, за периметром которого раскинулся весь остальной мир – дома с розовыми крышами, деревья, детишки, занятые своими зимними забавами... Кто он? И почему находится и внутри, и в то же время вне мира? Вы удивитесь, но это ни кто иной как председатель белгородского отделения Союза писателей России Владимир Молчанов. По совместительству – супруг автора выставки.

«Эта картина сначала была вот такая маленькая, – объясняет Надежда Алексеевна, показывая на центр произведения, внутри рамки. – Владимиру Ефимовичу она так нравилась, и он сразу понял, что это он. А потом, когда я начала картину развивать, подписала здесь – В.М., чтобы он совсем был уверен, что это он (смеётся). Этот человек, который пишет стихи, возвращается домой, и самое главное – вовремя возвращается. И этот мир, который сначала был маленьким, я решила разомкнуть, показать дома, человеческую общность… Я понимаю, что этот человек не пойдёт куда-то назад. Он всё время идёт вперёд, к дому. И это для меня очень важно».

А девочкой, что показана со спины в компании розового кота и ангелом-хранителем неподалёку, окажется, конечно, внучка Молчановых. Малышка, как выяснилось, немало повлияла на колористическое решение бабушкиных произведений:

«Я работала над этой картиной, а она подавала мне карандаши и заявила: бабушка, я люблю розовый цвет – делай розовые крыши!»

Завершает цикл чудо-юдо-рыба, которая окончательно даёт понять – цветом графику не испортишь: тут изумрудный, лиловый, красный, золотой, фиолетовый перемежается с блёстками! Абсолютно медитативное творение.

Дорога к храму

Совершенно иного настроения книжная графика Молчановой. В экспозиции она представлена на одном листе – как ассорти из разных поэтических сборников, которые ей довелось иллюстрировать (в том числе стихи Веры Кобзарь, Алексейченко, Мовчина). Автор отобрала для выставки свои любимые рисунки, сохранив тот формат, в котором они были представлены в книгах.

Вообще, все работы, что представлены в «Отражении», выполнены в разные периоды времени и отобраны автором по принципу «самые любимые». Так, две карандашные зарисовки храмов (один находится в Ростове Великом, другой – в Новгороде) Надежда Молчанова сделала ещё будучи студенткой. И хранит по сей день, потому что «приглянулись, решила оставить». В 1980–90-е были созданы три пастельные работы: автопортрет (хотя автор утверждает, что это «просто образ»), трогательный эскиз (на нём сын художницы, сидящий на стульчике и пьющий из чашки в горошек) и натюрморт. К пейзажам архитектор любви не питает: по её собственному признанию, просто копировать природу, как это может сделать, например, фотограф, ей неинтересно.

Более всего Надежда Алексеевна дорожит своей «Дорогой к храму» – единственной живописной картиной на выставке.

«Её я посвятила своим родителям. Я часто навещала их, когда они болели. Этот храм как бы дом моих родителей. Мне всегда хотелось, чтобы эта дорога вела и туда, и обратно. И хотелось, чтобы она как можно дольше вела именно туда, к родителям. Но последние годы их уже нет, и дорога ведёт только к храму. Поэтому и картина так называется».

  • В центре – «Дорога к храму»

Благодаря Надежде Молчановой церкви появляются не только на картинах, но и в реальности: именно по её проекту возвели храм Архангела Гавриила, что возле НИУ БелГУ (а также реконструировали само здание госуниверситета, университетский дворик, набережную реки Везёлки).

«Этот храм знают все. Но мало кто замечает, что он расположился на площадке в форме яйца. Если подняться на мост, можно увидеть, что пространство – точная форма пасхального яйца», – сообщила Надежда Алексеевна.

Всего в Белгородской области по её проектам построили 11 храмов, в числе которых – храм Святых апостолов Кирилла и Мефодия в селе Малые Маячки Прохоровского района, храм Архистратига Михаила в селе Колотиловка Краснояружского района, храм Сергия Радонежского в Старом Осколе (с соавторами). Она стала автором проекта реконструкции храмов в сёлах Шопино и Хотмыжск. В 2012 году Надежду Молчанову наградили медалью  Русской православной церкви – святителя Иоасафа, епископа Белгородского, чудотворца, I степени.

Познакомиться с выставкой «Отражение» можно до 14 октября.


для комментариев используется HyperComments