Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
25 декабря 2014, 11:25
 Алексей Стопичев 3613

О маршрутах и маршрутчиках

О маршрутах и маршрутчиках Фото Михаила Малыхина
  • Алексей Стопичев
  • Мнение

Корреспондент «Белгородских известий» пытается выяснить, кто виноват в противостоянии белгородских водителей и администрации.

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru

В конце декабря в Белгороде прошёл митинг. Проводили его некоторые водители маршрутного такси. А перед этим практически все редакции белгородских СМИ получили пресс-релизы с громкими заявлениями о «захватах» в стиле «лихих 90-х», «транспортных войнах» и «ухудшении условий для жизни населения».
 Правда, на митинге что-то пошло не так. Во-первых, вместо заявленных тысячи человек протестовать против действий администрации вышли человек 50. Чуть ли не половина из них – журналисты. Тем не менее пришедшие стойко держали транспаранты с громкими лозунгами и не менее стойко мокли под дождём. Со сцены зачитали всё тот же пресс-релиз. Сообщили, что обратятся куда только можно, и через 50 минут разошлись в разные стороны.

В чём причина

Так в чём же причина шума и гама? На мой взгляд, всё необычайно просто. Городские власти уже лет 10 пытаются навести порядок в транспортной сфере. Уговаривают транспортные компании обновить свой автопарк. Самым бессовестным образом заставляют следить за состоянием водителей (а ну как, не выспавшись «после вчерашнего», на линию выйдет?). И – о ужас! – требуют соблюдать правила дорожного движения.

Уговоры действовали плохо. Точнее – никак. Зачем покупать новый автобус, если ещё и старый ездит? А то, что в нём воняет бензином и не работает печка, – мелочь. Пассажиры потерпят. Ведь ехать-то всем надо. А если на старом автобусе заработаешь столько, сколько и на новом, то какой смысл вкладываться?
Это, поверьте, не мои умозаключения. Об этом мне говорили водители маршруток. Говорили снисходительно, с усмешкой. Правда, тут же начинали рассказывать, как им трудно живётся: цена за проезд маленькая, пассажиры наглые, а топливо всё дорожает. На мои сочувственные слова о том, что, может быть, стоит тогда сменить род деятельности, маршрутчики реагировали эмоционально. Иногда нецензурно.

Стратегия

Только в нашу редакцию приходили десятки писем о некачественных услугах. Люди хотят в XXI веке получать за свои деньги качественные услуги. Чтобы водители не курили в салоне. Не хамили. Не включали на весь автобус шансон. До поры до времени власти на эти обращения реагировали постольку-поскольку. Проверки по обращениям проходили. Почти всегда жалобы находили подтверждение. Кого-то единомоментно наказывали, и всё затихало на время до новых жалоб.

Действия власти не давали нужного результата, потому как боролись с последствиями, а не с причинами. В итоге власти дозрели до разработки стратегии, суть которой проста: конкурсы на пассажирские маршруты выиграет тот перевозчик, который выполняет все условия.

«Невыполнимые» требования

Митинговавшие маршрутчики считают требования властей невыполнимыми. В чём же они состоят?
 Первое – повышение качества предоставления транспортных услуг в пассажирских перевозках. Транспорт должен соответствовать требованиям государственных стандартов, санитарным и экологическим нормам и правилам. В том числе в части соблюдения теплового режима и уровня шума. Кроме того, в салоне не должны звучать музыкальные программы, которые раздражают пассажиров, будь то попса, шансон или хэви-металл.

Второе – замена нынешних «скотовозок» на автобусы с экологическим классом двигателей не ниже четвёртого, а также приобретение транспортных средств, оснащённых газобаллонным оборудованием, навигационным устройством системы ГЛОНАСС для контроля за соблюдением установленного графика движения.

В-третьих, городские власти хотят, чтобы водители не курили в салоне, были вежливыми, ходили в форменной одежде. Чтобы автобусы были в единой цветовой форме и оснащены указателями маршрутов.

Логика проста. Хочешь работать – соответствуй условиям. Не хочешь – найдутся другие. Рынок пустоты не терпит.

А теперь два вопроса. Первый – к водителям: что невыполнимого в этих требованиях? А второй – к пассажирам: что плохого для вас в этих требованиях? Тем более что они были разработаны на основе жалоб людей.

На конкурс не пришли

А теперь самое интересное. В июле этого года администрация областного центра провела открытый конкурс на право заключения договора на осуществление транспортного обслуживания населения по маршрутам регулярных перевозок, организованным администрацией Белгорода. Три транспортные компании подали заявки на участие и получили разное количество маршрутов. А ООО «Таксопарк», представители которого сейчас митингуют, в конкурсе участие принимать не пожелали. Потому и договоров с мэрией никаких не заключили.

Однако, когда законопослушные маршрутчики выехали на свои законные маршруты, их ждал большой сюрприз: по маршрутам как ни в чём не бывало ездили аж 200 автобусов, которые забирали выручку у ответственных игроков рынка транспортных услуг.

Естественно, перевозчики, согласившиеся на условия городских властей, оказались недовольны конкуренцией с нелегалами. Однако полтысячи водителей, катающихся без договоров, – сила очень серьёзная. Начались конфликты, часто перераставшие в кулачные разборки. Во дворах вдруг запылали автобусы. Ещё немного – и ситуация просто вышла бы из-под контроля.

Однако городские власти и полиция не дали вспыхнуть войне и просто стали действовать по закону. Отлавливать и задерживать нелегальных водителей. Доставлять их автобусы на штрафстоянки, потому как уговорам никто не поддавался.

Вот тут-то водители, работающие без договоров, вдруг вспомнили про закон. Стали жаловаться во все инстанции.Обвинять в угоне и силовых акциях.

По закону – это как?

Митингующие водители много рассуждали о чинимых мэрией беззакониях. О том, что, что по закону осуществлять пассажирские перевозки они имеют право лишь после участия в конкурсе и заключения договора с горадминистрацией, никто из них не вспоминал.

К слову, тут ещё один непонятный факт выплыл. Организатором митинга была указана некто Валентина Ганеева. Однако она клянётся, что к митингу отношения не имеет. По её заявлению уже проводится проверка.

А ведь здесь остаётся ещё один немаловажный аспект – пока в Белгороде ездят сотни никем не учтённых маршруток, власти не могут адекватно и оперативно реагировать на изменения в транспортных потребностях жителей города.

На митинге я не выступал. Просто внимательно слушал. А теперь скажу: я так же, как и все жители, хочу, чтобы меня возили в хорошем, комфортабельном автобусе. Чтобы водители были вежливые. Не курили и не слушали шансон. И чтобы работали по закону.

Вместо послесловия

17 декабря решением Октябрьского районного суда деятельность  ОАО «Таксопарк» была признана незаконной, противоправной и подлежащей запрету. 22 декабря такое же решение приняли в отношении ООО «Таксопарк» – другого юрлица с тем же названием, но иной юридической формой.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×