Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
24 декабря 2014, 15:56
 Евгений Ромашов 2257

Наука побеждать

Наука побеждать Венгеровский (№ 3) в молодости. Фото из архива ВК «Белогорье»
  • Евгений Ромашов

Так мог назвать свою книгу по тактике и стратегии не только великий полководец Суворов. Волейбольный аналог мог бы теоретически написать и харьковчанин Юрий Венгеровский. Но не стал, а передал науку своему ученику – белгородцу Геннадию Шипулину. И не в виде письменных указаний и завещаний, а просто «из рук в руки» во время общего труда.

И хрупкий росток студенческой команды за десятилетия превратился в отборный «корабельный» бор, равного которому теперь нет в мире. Большому кораблю – большое плавание: белгородский волейбол стал визитной карточкой Белогорья и его одноимённой команды. А одновременно символом дружбы городов-соседей – Харькова и Белгорода.

А олимпийский чемпион 1964-го лишь на исходе тренерской карьеры дважды увидел чемпионами своих питомцев. Чемпионами России, а до олимпийского триумфа 2012-го не дожил четырнадцать лет. Он был помощником Шипулина (старшим тренером) в «Локомотиве-Белогорье» до 4 декабря 1998 года. В этот день 60-летний Юрий Наумович Венгеровский скончался прямо во время тренировки. Позже врачи констатировали: сердце у него было сильно «изношенное».

Фигура значимая… но невезучая

На сайте харьковской областной федерации волейбола о легендарном волейболисте вспоминает его партнёр по сборной СССР и харьковскому «Буревестнику» Юрий Поярков:

– Юрий Венгеровский – знаковая фигура. От него требовалась игра в защите и обеспечение других игроков передачами. Из игр «два на два» у него родился удар с далёкой дистанции. Поэтому мы так построили команду, чтобы Юра находился во «втором номере», и использовали это. Это имело огромный успех. Когда сборная Союза, сборная гигантов, как её называли, завоевала шестое место в Европе, их разогнали. И Юрки долго не было в сборной. И знаете за что? За то, что он на стадионе «Динамо» в Москве прыгнул (за мячом. – Прим. авт.) в толпу болельщиков и попал кому-то коленом в лицо. Тот лечился, видимо, влиятельный человек. В общем, невыездным (виновник) был долго, в сборную вернулся только перед Олимпиадой в Токио 1964 года (ставшую для нашей сборной триумфальной. – Прим. авт.). Юрий ещё и в 56 лет играл за «Элеватормельмаш» – и не за ветеранский…то была идея – попасть в Книгу Гиннеса. Но там даже раздела такого не было.

С просьбы прокомментировать эту цитату и начался наш разговор с Геннадием Шипулиным о Юрии Венгеровском. 

Венгеровский в 1991-м (крайний слева) после тренировки в индустриальном техникуме (в центре с мячом – Шипулин).
Венгеровский в 1991-м (крайний слева) после тренировки в индустриальном техникуме (в центре с мячом – Шипулин).
Фото из архива ВК «Белогорье»

Полёты наяву и Книга Гиннесса

– Геннадий Яковлевич, вам знакомы эти то ли байки, то ли легенды?

– Конечно. И никакие это не байки, чистая правда. Венгр (так его звал весь волейбольный мир) был настоящим фанатиком своего дела. И в молодости, и в тренерские годы. В прежние годы летние площадки отгораживали от публики барьерчиком. Когда мяч его перелетал, почти все игроки останавливались. А Венгеровский мог полететь в 5-6 ряд, даже когда шансов достать мяч почти не было. И про Книгу Гиннесса правда, он мне всё голову забивал: «Собери все протоколы, где я играл и сейчас играю в 56 лет в команде мастеров в чемпионате России». А когда мы собирались после игр вне площадки, Юрий Наумович сутками напролёт рассказывал о волейболе, об особенных моментах, которые были в его волейбольной судьбе. Это увлекало и было для нас поучительно. Он был ходячей историей советского волейбола. Он много дал мне как тренеру, способствовал становлению нашей команды, которая со временем стала лидером отечественного волейбола.

Настоящий характер лёгким не бывает

– Правда ли, что у Венгеровского был нелёгкий характер?

– А где вы видели людей, добивающихся выдающихся результатов, чтобы их характер был лёгким и всем удобным? Наш учитель несколько раз уезжал из Белгорода, и мы его снова под разными предлогами возвращали работать. Конечно, с ним было нелегко – и родным, и команде. Но кто понимал масштаб этого человека, прощал ему всё. Его в то время очень любили все игроки и болельщики, которые забивали трибуны до отказа спортивного зала Белгородского технологического института, где мы тогда играли.

Харьковская афиша 2005 года.
Харьковская афиша 2005 года.
Фото с сайта харьковской областной Федерации волейбола

Всё утрясётся – и вернётся

– Геннадий Яковлевич, мы знаем, что вы помогаете родственникам Венгеровского в Харькове. А ещё – про не слишком афишируемую традицию командных поездок на могилу вашего учителя с очередным трофеем «Белогорья». Сейчас, наверное, с этим стало сложнее?

– Да, конечно, сложнее, а афишировать – это не тот случай. Но это не значит, что надо перестать делать то, что должен. Всё равно утрясётся, наладится – и вернётся. Так и напишите: нисколько в этом не сомневаюсь! Я имею в виду отношения между Россией и Украиной.  

Справка

Венгеровский Юрий Наумович. 26 октября 1938 - 4 декабря 1998. Советский волейболист, игрок сборной СССР. Выступал за команды: до 1962 и 1964-1971 –«Буревестник» (Харьков), 1962-1964 – ЦСКА. В сборной СССР в официальных соревнованиях выступал в 1958-1966 годах. В её составе стал олимпийским чемпионом 1964-го, чемпионом мира 1962-го, бронзовым призёром мирового первенства 1966-го, победителем розыгрыша Кубка мира 1965-го, бронзовым призёром чемпионата Европы 1958-го.Тренировал команды «Буревестник» (Харьков), СКА (Ростов-на-Дону), «Спартак» (Петропавловск-Камчатский), «Автомобилист» (Куйбышев). С 1977-го (с перерывами) был старшим тренером белгородских команд «Технолог» и «Белогорье-Динамо».

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×