Мир сильно изменился. В новой реальности мы научились по кирпичику складывать свою индивидуальность. Создав аккаунт, определяешься со вкусами, с друзьями, с музыкой, с тем, что читать и кому доверять, кого ненавидеть и кого высмеивать, о чём мечтать и какие цели перед собой ставить. Всё там.
Социальные сети в своём многообразии подарили нам иллюзию уникальности, где сотни миллионов учётных записей, все как одна — единица мнений. Мы полагаем, что всё это позволило нам стать самими собой. Обрести свой id.
Обратная же сторона монеты в том, что «ВКонтакте», «Фейсбук», Instagram, Twitter, «Одноклассники» — это не что иное как результат эволюции толпы. Новая её форма. Той самой толпы, что раньше истаптывала брусчатку площадей, то облекая кого‑то в образ полубога, то сжигая на кострах тех, кто не способен влиться в её ряды.
Хотим мы того или нет, все мы теперь и есть те люди, что стоят на площади. Гаджеты лишь позволяют не толкаться в городских центрах, а творить свою правду из уютных офисов, кофеен, сидя на мягких диванах, фотографируясь с котами. Толпа в каждом из нас. Она — вирус, объединяющий тысячи и миллионы индивидуальностей в один коллективный разум, хоть и поступает он всё‑таки не всегда разумно.
Всей своей мощью толпа исторически вершила суд, руководствуясь исключительно своим, специфическим представлением о том, что есть закон и как он должен исполняться. И если это представление не совпадало хоть с библейскими заповедями, хоть с официальными законами, то правила, устанавливаемые толпой, всегда побеждали. Они сильнее судов, полиции, президентов и парламентов, миллиардеров и тайных обществ. Так было и так есть. Только теперь толпа — совокупность всех нас, исправно выдающих свои вердикты и мнения по самым разным вопросам со своих аккаунтов. История лишь изменила декорации, ничего более.
История простого мальчика Стёпы Савельева про то, как толпа умеет творить чудеса, творить добро, почти в голливудской обложке. Москвичка Светлана Строганова 18 апреля в «Фейсбуке» попросила друзей «полайкать» в «ВКонтакте» записи своего сына — 11-летнего Степана. Парня засмеяли одноклассники за то, что он выкладывает у себя на странице картинки с динозаврами и фото конструкторов Lego, не собирая при этом «лайков». Мальчика объявили лузером со всей свойственной детям жестокостью. «Стёпка очень расстраивается, почти плачет», — написала Светлана.
Простая просьба превратилась в кампанию национального масштаба. Музыкант Василий Вакуленко (Баста) записал целое видеообращение к Степану со словами поддержки и призывом не ориентироваться на «лайки». В поддержку Стёпы выступили экс-заместитель главы Роскомнадзора Максим Ксензов, директор по стратегическим коммуникациям Mail.ru Group Георгий Лобушкин, бывший пресс-секретарь «ВКонтакте» Владислав Цыплухин.
Соцсеть только на странице Степана восстановила устранённый ещё в 2011 году рейтинг пользователя на уровне 146%, а в Mail.ru пообещали подарить школьнику столько Lego, сколько понадобится. Внимание телевизионщиков к Степану завершилось приглашением мальчика в эфир «Вечернего Урганта» — самого популярного вечернего шоу в стране. Сам Стёпа же попросил обратить внимание на помощь детям с ДЦП.
Это не история про глобальную победу добра над злом. В конце концов, можно спросить: а как спасти миллионы других таких же мальчишек, что в детстве не сливаются в единую массу со сверстниками, но потом становятся гениями? Никак. Им предстоит пройти через свои испытания. Стёпе повезло. Но всё же толпа сотворила нечто такое, что заставляет нас верить в чудеса, верить в то, что её сила способна созидать.
Есть другая история, в которой героев нет. 29 декабря 2015 года 32-летний хирург белгородской горбольницы №2 Илья Зелендинов из‑за жалобы медсестры на поведение пациента начал с ним драку, после которой 55-летний мужчина скончался. Сразу после инцидента врача уволили, возбудив уголовное дело по статье «Причинение смерти по неосторожности».
Уже после Нового года о ЧП стало известно в соцсетях. И вот он — момент, когда даже Фемида уходит на второй план. Сотни и тысячи комментариев, мнений. Судьба Ильи Зелендинова решилась уже тогда.
Совершивший жуткий поступок врач в глазах толпы стал обличием дьявола. И всё, что Зелендинову, свидетелям, адвокатам, экспертам ещё только предстояло сказать в суде, не имело уже никакого значения.
После шумихи в СМИ в дело вмешивается федеральный следственный комитет. 11 января глава ведомства Александр Бастрыкин берёт дело под личный контроль, учитывая «общественный резонанс», а уже 12 января СКР сообщил о переквалификации статьи на более тяжёлую: Зелендинов обвиняется уже в причинении тяжкого вреда здоровью, повлёкшем по неосторожности смерть потерпевшего, и в причинении побоев из хулиганских побуждений.
И вот суд. Белгородский доктор отправляется на 9 лет и 2 месяца в колонию строгого режима. Колония строгого режима отличается тем, что отправляют туда представляющих высокую опасность преступников, совершивших особо тяжкие умышленные преступления, и рецидивистов.
При всей разности мнений — от «слишком уж много» до «надо было ещё жёстче» — ключевым остаётся тот факт, что и здесь именно «общественный резонанс», то есть мнение каждого из тех, кто требовал большого тюремного срока, повлияло в итоге на приговор.
Едва ли кто‑то из комментаторов готов на себя взять ответственность за это решение, пусть оно и является абсолютно справедливым и законным. Мало кто из тех, кто требовал казни в соцсетях, готов был бы лично вынести такой приговор, прочесть его, глядя в глаза подсудимому. «Для этого есть суд. Они там разберутся».
Однако нет суда выше, чем мнение толпы. Глас народа, быть может, и не глас божий, но нет ни судей, ни прокуроров, ни правителей, которые бы шли против воли этого самого народа. В любые времена (вспомните Понтия Пилата, например) — это словно бежать по рельсам навстречу поезду, надеясь его остановить.
Толпа, взрывающая воздух над площадью громогласным «Убить, убить!», требуя казни преступника, никогда не примеряет на себя образ убийцы. Убивает в её глазах только палач, который убийцей себя тоже не считает, объявляя себя лишь исполнителем народной воли. Отправлять на тот свет — просто работа, почти что миссия Харона. И вот когда проливается кровь — хоть буквальная, хоть условная — проливается она во имя закона, за которым стоит воля народа. Однако народ на своих руках этой крови не признаёт. Этой крови на своих руках не ощущает палач. Кто автор убийства? У всего на свете ведь есть автор, не так ли?
И вот всякому из нас, ставшему частью толпы, «толпы 2.0», толпы новой формации, стоит лишь отдавать себе отчёт, что мы и есть палачи и спасители.
Это мы кого‑то бросаем в темницу, требуя того в грозных постах, а кому‑то даруем жизнь, собирая деньги на лечение.
Это мы уничтожаем судьбы и вытягиваем из беды совершенно безнадёжных порой людей. Мы способны на всё. И каждый из нас — часть силы, которую не остановить. Но главное, что каждый из нас — каждый! — в ответе за тех, кого спас, кого уничтожил, кому помог, а кого оставил.
История никогда не идёт против толпы, но история никогда не прощает ошибок. Мы за всё в ответе. И отвечать приходится здесь, ещё при жизни. Вспомните об этом, когда будете нажимать кнопку «отправить».