• 63,91 ↑
  • 68,50 ↓
  • 2,46 ↑
3 августа 2015 г. 19:04:56

Совместная выставка Андрея и Даниила Колегаевых открылась 31 июля в белгородском выставочном зале «Родина»

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
«Колеграфика»: в семье не без художника
Фото Вадима Заблоцкого

Что получается, когда папа-архитектор обладает хорошим чувством юмора и умеет рисовать, а сын-музыкант работает дизайнером и обожает Хармса? Что получится, если художественное творчество обоих соединить в одном выставочном пространстве? Ответ – семейный проект «Колеграфика».

Даниил Колегаев живёт и работает в Москве. Занимается дизайном и полиграфией в им же основанном Parovoz Art Space. Последняя его персональная художественная выставка прошла в 2011 году в белгородском арт-подвале «Масква».

«И тем же летом я уехал жить в столицу, – рассказывает Даниил. – В Белгороде теперь бываю редко. И долгое время для новой выставки не было ни повода, ни возможности, да и, наверное, желания».

Идея новой экспозиции в «Родине» возникла спонтанно во время разговора с директором выставочного зала Натальей Гончаренко, которая дала добро на представление его работ. Колегаев позвонил отцу – так родилась двойная «Колеграфика».

«Концепции особенной нет, – поясняет Даниил. – Выставка всегда – это какой-то месседж, послание, то, что ты хочешь сказать. Здесь месседжа нет, есть мысль собрать знакомых и друзей».

На выставке – несколько работ, нарисованных от руки, остальное – результат компьютерного творчества. Как они возникли? По словам Даниила, часть идей, которые он изначально реализовывал в процессе работы, в рекламных целях, выливалась в итоге в самостоятельное графическое произведение. И наоборот.

«Всё настолько переплетено между собой, что я не разграничиваю эти виды творчества. В основной работе я использую приёмы, которые потом отражаются в моей графике, и, наоборот, в процессе рисования появляются идеи для работы», – признаётся художник.

Так, к примеру, появились «Три сестры» и «Старый Новый год» – серия новогодних открыток, созданная для работы, вылилась в отдельную картинку. Чтобы разобраться, что есть что, Даниил советует соотнести изображение с названием работы.

«Есть шизофренические, есть нормальные картины. Тут надо психиатру комментировать. Даже не знаю, что о них сказать: это просто образы, которые с чем-то связаны. Я ж не художник. Художники – люди, у которых есть своя философия. У меня никакой философии нет», – утверждает автор.

  • Работы Даниила Колегаева.

  • Работы Даниила Колегаева.

  • Работы Даниила Колегаева.

  • Работы Даниила Колегаева.

  • Работы Даниила Колегаева.

  • Работы Даниила Колегаева.

Даниил предлагает рассматривать его работы не выискивая в них особого смысла.

«Обычно мне задают вопрос: почему много бутылок и много котов? Ответ очень простой: у меня хорошо получается рисовать бутылки – они узнаваемы, видно, что это рисовал я. И хорошо получаются коты», – улыбается он.

Одна из картин на выставке заслуживает отдельного внимания – это ремейк одной из любимых работ автора, созданной им почти 20 лет назад, в 1996 году:

«Где оригинал – не знаю: или кто-то купил, или я подарил кому-то. Называется „Семья Мохов ждёт лета“. Бред полный, абсурд, чистый Хармс! Но мне очень хотелось, чтобы на выставке эта картинка была. Я отрисовал вариантов 20, наверное, чтобы приблизиться к оригиналу. Получилось более-менее, но всё равно не то».

В прошлом году Колегаев взялся за проект «365», суть которого заключается в том, чтобы рисовать каждый день. Даниил как раз решил сосредоточиться на графике. Свои рисунки он ежедневно публиковал в социальных сетях и, по его собственному признанию, не пропускал ни дня.

«Я понял только день на 90-й, во что я вляпался! – признаётся художник. – Это очень сложно, адский труд. Я выкладывал картинки в «Инстаграм» и, видимо, настолько всех утомил, что у людей вообще никакой реакции уже не было. Хотя сначала и комментировали, и лайкали. Когда это превратилось в какую-то обязаловку, меня это стало напрягать. Я так от этого устал, что решил продолжать рисовать, но для се6я, не акцентируя на этом чужого внимания».

В экспозицию, однако, ежедневные скетчи Даниила не вошли.

Графику Колегаева-старшего разместили на цокольном этаже выставочного зала. Андрей Владимирович не скрывает волнения: будучи профессиональным архитектором, свои художественные работы он демонстрирует фактически впервые (ранее часть его графических работ экспонировали только в доме Союза архитекторов в рамках общей выставки; часть на своей выставке представлял его сын).

«Мои друзья и близкие, которые видели эти картинки, говорили: Андрей, надо их выставить на широкое обозрение. А вообще эта выставка – заслуга сына. Он договорился, заставил меня, можно сказать, участвовать», – говорит он.

Для выставки Андрей Колегаев отобрал около 35 работ. Часть из них – рисунки, годами пылившиеся дома в долгом ящике, часть – подарки друзьям, которые пришлось временно извлечь из частных коллекций. Не считая трёх живописных картин, все его творения – дружеские шаржи, рисовать которые автор начал ещё в студенческие годы.

«Мы, студенты архитектурного факультета, лохматые, бородатые и талантливые, рисовали друг на друга такие убийственные штуки: то в форме фашистов, то в виде индейцев, то колонизаторов или рабов, и мы друг друга всячески уничтожали. С юмором, понятно. И пускали это по рядам».

  • Работы Андрея Колегаева.

  • Работы Андрея Колегаева.

  • Работы Андрея Колегаева.

  • Работы Андрея Колегаева.

  • Работы Андрея Колегаева.

Бесшабашная юность закончилась, а привычка рисовать шаржи никуда не делась. Вот серия сюжетных шаржей – привет из 1980-х. Любое сходство с реальными людьми не случайно: все персонажи – друзья автора и он сам. Любопытно, что некоторые из них обещали посетить вернисаж. Большинство ситуаций, в которых оказываются герои шаржей, тоже не выдумка:

«На этой картинке – мои друзья-архитекторы. Это было лет десять назад. Были мы в походе в Вологодской области, сплавлялись на байдарках. И я заблудился: ушёл, плутал полдня, ребят подвёл. Этот ужас и изобразил. Вот это было с моим другом: медведь, конечно, не напал на него, но переплывал рядом. А он плыл и кричал. Вот это было: как он на крючок попался, всё это правда. Вот тут я чуть-чуть приврал – медведя там не было, но мог быть, потому что мы видели его следы».

Сначала все рисунки были чёрно-белыми. Со временем художнику пришло в голову сделать их цветные версии – акварелью, тушью. А потом родилась идея экспонировать обе версии на одном планшете – и источник, и цветную копию. Такими мы и видим их на выставке.

Колегаев уверен: архитектор обязательно должен уметь рисовать. И в планах художника – новая серия графических картин, снова шутливая, но на этот раз ещё и с налётом мистики.

«У каждого человека внутри живут Михеи, – улыбаясь, рассказывает Андрей Владимирович. – Есть Михей главный, а у него – целые подразделения: одно отвечает за голод, другое за сон, третье – за пьянку, четвёртое – за сомнения, тревоги и так далее. Я не знаю, кто это такие, но их образы у меня есть. Не могу сказать, что это гномы какие-то – нет. Но это человекоподобные ребята. Допустим, скребун: такое человекоподобное существо с котом. Знаете, когда кошки на сердце скребут? У него это помощник. А образ главного Михея у меня пока размытый. Почему Михей? Однажды кто-то из друзей сказал, что есть такой Михей, у которого на руках по 25 пальцев. Он отвечает за сон – выходит из-за подушки и закрывает вам глаза. Серию портретов этих „товарищей“ я и хочу сделать. Наверное, опять же, будет смешно. Во всяком случае, я попытаюсь сделать смешно. У меня уже стёклышки заготовлены, и перья куплены, и тушь лежит. Жду теперь долгих зимних вечеров».

Экспертное мнение о выставке составила директор выставочного зала «Родина» Наталья Гончаренко:

«Для Белгорода творчество этих авторов по-своему уникально: шаржами у нас занимались и занимаются единицы, а если учесть, что Андрей Колегаев не показывал до сих пор своих работ широкому зрителю, выставка приобретает ещё большую значимость. Всегда интересно, как представитель творческой профессии – в данном случае архитектор – обращается к иным видам творчества. Как правило, это получается интересно и, в случае с Андреем Колегаевым, весело. Что касается Даниила, здесь тоже работает принцип скрипки Энгра: большинству он известен как музыкант, а как дизайнер и художник – в значительно меньшей степени. И очень здорово, что и вернисаж, и в целом выставка будут представлять собой сплетение разных видов визуального искусства».

Выставка «Колеграфика» работает до 13 сентября.


для комментариев используется HyperComments