Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
29 ноября 2016, 12:24
 Оксана Придворева 3894

Душой исполненный полёт. Завершились Шереметевские музыкальные ассамблеи

Белгородцам показали гала-балет на тему дягилевских Русских сезонов в Париже

Душой исполненный полёт. Завершились Шереметевские музыкальные ассамблеи Елена Коцюбира и Алексей Насадович. Фото Владимира Юрченко
  • Оксана Придворева
  • Статья

25 ноября на сцену белгородской филармонии вышли солисты Мариинского и Екатеринбурского театров оперы и балета, Эрмитажного театра и прима-балерина Мариинки Юлия Махалина.

Интересно, что балет – нечастый гость на сцене нашей филармонии – в программу ассамблей включают уже в третий раз. И этому есть объяснение: ему покровительствовали меценаты Шереметевы.

Вспоминая Русские сезоны

В 1909 году Сергей Дягилев впервые включил в парижские гастроли балет. И это привело к триумфу. Русские сезоны утвердили в Европе моду на всё русское, а самой России подарили новое представление о классическом танце.

Премьера «Шехерезады» – балета в постановке легендарного Михаила Фокина на музыку Николая Римского-Корсакова – прошла в парижской Гранд-опера в 1910 году. В 1993-м внучка хореографа Изабель Фокина и народный артист России Андрис Лиепа завершили реконструкцию постановки, и он стал частью проекта Лиепы «Русские сезоны XXI века». Адажио из балета «Шехерезада» в исполнении народной артистки России Юлии Махалиной и солиста Мариинки Романа Белякова открыло гала-представление в Белгороде.

Продолжило вечер па‑де‑де из балета «Жизель» Адольфа Адана приглашённой солистки Эрмитажного театра – лауреата международных конкурсов Елены Коцюбиры и заслуженного артиста России Алексея Насадовича. Этот же дуэт подарил публике известнейшее па‑де‑де из балета «Щелкунчик» Петра Чайковского (хореография Василия Вайнонена).

 

  • Юлия Махалина и Роман Беляков, «Шехерезада».

  • Александра Иосифиди и Роман Беляков.

Третий дуэт вечера – солистка Мариинского театра, заслуженная артистка России Александра Иосифиди и Роман Беляков. В их исполнении белгородцы увидели па‑де‑де из балета «Лебединое озеро», отрывок из «Кармен-сюиты» Жоржа Бизе, оркестрованной в 1960-х Родионом Щедриным (хореография Альберто Алонсо) и адажио из «Жар-птицы» Игоря Стравинского (хореография Михаила Фокина). К слову, для Иосифиди исполнение «Кармен-сюиты» в Белгороде стало своего рода генеральной репетицией перед премьерой на родной сцене.

Посвящение Елене Образцовой

Первое знакомство Юлии Махалиной с Белгородом произошло весной 2014-го. Здесь она побывала как гостья Международного фестиваля BelgorodMusicFest «Борислав Струлёв и друзья – 2014».

«Я бы здесь никогда не оказалась, если бы не Борислав Струлёв и наша великая оперная дива Елена Васильевна Образцова, это была её идея два года тому назад, – прима-балерина показывает журналистам буклет-программу фестиваля с автографом. – С нами был Святослав Бэлза, и этот вечер памятен мне. Я как будто бы с того времени сегодня вместе с ними частичку сердца отдаю на эту сцену – так живы мои воспоминания».

В программе гала-балета классический танец соседствует с современным. Пример тому – сольные номера. Проникновенно и чувственно исполнила Юлия «Адажио» Томазо Альбинони. В вариации из балета «Корсар» Адольфа Адана (хореография Мариуса Петипа) раскрывает себя, по собственному признанию, Роман Беляков.

«Я решила соединить признанные хореографические миниатюры, хореографические шедевры и какие‑то пробы, поиски наших молодых хореографов», – объясняет Махалина.

  • Владимир Исаев (фортепиано) и Юлия Махалина.

  • Елена Коцюбира, русский танец.

  • Александра Иосифиди и Роман Беляков.

Так, в программу включили миниатюру «Капли на стекле» (хореография Никиты Дмитриевского), посвящённую юбилею Микаэла Таривердиева. Под легендарную мелодию из «17 мгновений весны» (за роялем – солист белгородской филармонии Владимир Исаев) Махалина парила на сцене легчайшая, изящная, словно фарфоровая кукла. Номер в Белгороде она исполнила по горячим следам и во второй раз: премьера «Капель на стекле» прошла в начале ноября на творческом вечере Махалиной в большом зале Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Шостаковича.

«Современного балета не может быть без классики. Сначала классический балет, а потом уже кто может, тот танцует современные пластические номера, через которые, может быть, выражает себя больше, чем может выразить в классическом произведении, – отмечает прима-балерина. – Классика – это каноны, это позиция, мы не можем от них уходить. Это жёсткая форма, но с другой стороны – это наше богатство. Мы должны сохранить её, потому что можем потерять, а это самое страшное – потерять эти классические формы».

Финальный аккорд вечера – повторённый после 2014 года на белгородской сцене Юлией Махалиной «Лебедь» Камиля Сен-Санса в хореографии Михаила Фокина, трогательное посвящение ушедшим Образцовой и Бэлзе.

Мастер-класс для «Молодого балета»

В прошлый свой приезд в Белгород Юлия Махалина познакомилась с воспитанниками театра «Молодой балет» при институте искусств и культуры. Два года спустя белгородские танцоры вышли на одну сцену с прославленной балериной.

«Это преемственность поколений, и это для них не где‑то понаслышке: выйти на одну сцену с артистами, приехавшими из самого сердца Петербурга – Мариинского театра. Нет безразличного лица: все они взволнованы, возвышены, и я считаю, что это очень правильная история. Безусловно, «Молодой балет» обретёт своего широкого зрителя в Белгороде. Ваши педагоги – бриллианты. Я восхищена тем, как они работают. Кстати, два года тому назад мне показывали некоторые вариации, и я тогда уже была удивлена, насколько грамотен их подход», – отмечает Махалина.

  • Солисты «Молодого балета» Карина Бабакина и Владимир Таранюк.

  • «Молодой балет».

  • «Молодой балет».

«Молодой балет» представил адажио из балета «Лебединое озеро» Петра Чайковского и фрагментами из «Шопенианы». Для солистов учебного театра Карины Бабакиной и Владимира Таранюка совместное выступление стало первым. Владимир, третьекурсник БГИИК, в «Молодой балет» пришёл полгода назад, а будущий хореограф Карина посвятила классической балетной школе 12 лет, восемь из которых училась в Московском государственном хореографическом училище им. Л. М. Лавровского.

Для студентов выступление на одной сцене с мэтрами – своего рода большой мастер-класс.

«Что взяли в пример? Надо нарабатывать свои технические характеристики. И душевное умиротворение перед выступлением: надо быть уверенным в себе. Выходя на сцену, показываешь себя и то, что ты открываешь душой для других», – говорит Владимир.

Итоги фестиваля № 5

«За пять лет сложился свой почерк фестиваля, – считает директор филармонии Светлана Боруха. – Шереметевские музыкальные ассамблеи отличают от других фестивалей высокая академичность и даже некоторая строгость в выборе репертуара и тех исполнителей, которые к нам приезжают. И в этом, наверное, есть своя изюминка, свой интерес, потому что фестиваль не предлагает публике разнообразие форм, но предлагает разнообразие жанров и даже видов искусств. Все эти виды искусства, которые мы выбираем и предлагаем для фестиваля, связаны в первую очередь с классикой, с академическим искусством».

V Шереметевские музыкальные ассамблеи прошли при поддержке Фонда развития классического музыкального искусства в Белгородской области


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×