Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
30 сентября 2015, 14:16
 Ирина Дудка 3745

Дамоклов клён

«Белгородские известия» выяснили, чем опасны старые деревья и как от них правильно избавляться

Дамоклов клён Фото Вадима Заблоцкого
  • Ирина Дудка
  • Статья

«У нас тут орехи пилят! Жители возмущаются, приезжайте!» – раздался звонок в редакции. На месте, во дворе белгородской многоэтажки на улице Победы, выяснилось, что никакого «преступления века» нет. Орех на месте, вишня и другие деревья во дворе тоже целёхоньки. Местная бабушка на скамеечке ничего о возмущении жителей не слышала. Оказалось, что пилят американский клён, который разросся рядом с городским управлением культуры.

Американская угроза

«Я бы всё американское выпилил, – огорошил мастер бригады рабочих «Белгорблагоустройства», спиливавших дерево. – Американский клён очень сильно разрастается, от него много мусора, корни поднимают асфальт, семена засоряют водосточные трубы. А тут ещё, видите, крона нависла над зданием, если упадёт – проломит крышу».

Помимо клёна, подровняли высохшие верхушки тополей. Фруктовые деревья вне опасности. Завхоз управления культуры Валентина Сазонова подтвердила, что заявку на спил старого клёна подали ещё в апреле, но из-за загруженности коммунальщики смогли приехать только в сентябре.

«Дерево очень опасное, а у нас тут много детей гуляет, – сказала она. – И тополя тоже надо опилить, а то когда ветер сильный дует, так сухие ветки с них осыпаются».

По словам Валентины Сазоновой, на месте спиленного дерева собираются посадить берёзы или другие менее «мусорные» деревья. Орех трогать не будут, хотя от него управление частенько получает на орехи – дети бросают в здание недозревшие плоды, которые оставляют коричневые пятна на стенах. Приходится отмывать.

Кстати, привлекать к себе внимание региональных властей американский – он же ясенелистный – клён стал ещё в 2009 году. Тогда в области объявили настоящую кампанию по его уничтожению, поскольку посчитали, что распространение американского клёна угрожает местным экосистемам нашествием белой американской бабочки (её гусеницы вредят деревьям и кустарникам). С возрастом дерево становится ломким, в населённых пунктах при сильном ветре это грозит бедой людям и строениям. Белгородцам рекомендовали не сажать американский клён, а имеющиеся молодые побеги уничтожать гербицидами сплошного действия.

Три года назад вновь подняли этот вопрос на сайте «Народная экспертиза».

«Назрела необходимость грандиозной борьбы с американским клёном. Частным случаем и устранением аварийных ситуаций не обойтись. Необходимы средства, техника, люди. Предлагаю реализовать данную идею в виде проекта наряду с «Зелёной столицей», «500 парков Белогорья» и другими», – написала Анастасия Герус.

За проголосовали всего два человека.

Зелёная опасность

Старый клён в одном из дворов в центре Белгорода – далеко не единственный, представляющий потенциальную угрозу для горожан. Сообщения об опасных деревьях регулярно публикуются в электронных книгах жалоб. А после ветреной погоды там же появляются фотографии упавших стволов. В нынешнем году 15 мая сильный ветер повалил старый тополь на припаркованные автомобили во дворе дома на Свято-Троицком бульваре. В одном проломило крышу и выбило стёкла, другой просто накрыло кроной. 26 июня – такая же картина около нового офиса «Мираторга» на проспекте Богдана Хмельницкого.

Вопиющий случай произошёл 29 августа на проспекте Богдана Хмельницкого. Сильный ветер сломал ветку, которая упала на двух прохожих. Женщину только задело ветками, а девочку госпитализировали в крайне тяжёлом состоянии. Спустя несколько дней ребёнок умер. Сейчас следователи оценивают правильность действий (или бездействий) городских чиновников, отвечающих за безопасность. А ребёнка нет.

«Третий месяц мы не можем добиться от УК «Благострой-С», чтобы они спилили аварийное дерево, половина которого упала на нашу машину, а вторая угрожает всем жителям дома № 8 на улице Будённого. Вы хотите, чтобы наши дети тоже пострадали? Как бедная девятилетняя девочка? Третий месяц нет никакой реакции на наше заявление от гр. Санина – генерального директора УК «Благострой-С», – написала 7 сентября в чёрном списке «Народной экспертизы» Анна Котлярова, приложив фотографии опасного дерева.

Жалобу в департаменте увидели спустя десять дней, на устранение проблемы отвели ещё пять. К 21 сентября дерево, наконец-то, убрали.

  • Анна Котлярова выложила фото опасного дерева в чёрном списке «Народной экспертизы»

  • Анна Котлярова выложила фото дерева, упавшего на машину, в чёрном списке «Народной экспертизы»

Зря в корень

Но каждое ли дерево можно считать опасным? Как рассказали в компании «БелАльпСервис», которая занимается промышленным альпинизмом и спилом деревьев в том числе, к рискованным можно отнести деревья с двумя или несколькими стволами, а также те, у которых ствол отклонился более чем на 20°. Кроме того, насторожить должны деревья, расположенные очень близко к зданию, склонившиеся над проезжей частью или над крышей здания, источенные вредителями и старые деревья.

Спилить дерево или его часть – непростое дело и с технической точки зрения, и с законодательной, и с финансовой. Взяв довольно распространённую ситуацию, когда ветки затемняют окна на первом этаже многоквартирного дома и вообще дерево внушает опасения жителям, мы попытались докопаться до корней: как его убрать?

Самый простой путь – частные компании.

«У вас есть разрешение на спил? – спросили по первому же объявлению. – Вам нужно сначала получить это разрешение, возможно, оформить коллективное письмо от жителей дома, а мы приезжаем, спиливаем, когда документы уже готовы. Стоимость надо оценивать на месте, тут надо посмотреть диаметр дерева, есть подъездные пути или нет, нужно технику задействовать или нет, с уборкой или без. В любом случае сначала нужно получить разрешение».

И посоветовали обратиться в администрацию городского округа.

– Земля муниципальная или частная? – задали вопрос в администрации. – Сначала нужно выяснить, на какой земле растёт дерево. Если многоквартирный жилой дом обслуживает управляющая компания, то идите к ним, и они уже должны нанимать людей и оплачивать.

– А как узнать, муниципальная земля или частная?

– В управляющей компании вам об этом и скажут.

В компании «Белгорблагоустройство», рабочие которого отважно боролись с американским клёном, пояснили, что они работают по правилам благоустройства города, по которым все территории поделены на муниципальные и принадлежащие частным хозяйствующим субъектам. К последним относятся в том числе ТСЖ и управляющие компании. Кстати, принадлежность земельного участка, на котором растёт дерево, будет решающим фактором, если дерево упадёт на припаркованный под ним автомобиль.

«Что касается клёна, то там муниципальная земля муниципального учреждения, – пояснил представитель «Белгорблагоустройства» Владимир Шатило. – Управление культуры обратилось с заявлением ещё в апреле о том, что дерево старое и создаёт большие неудобства, когда мы получили бумагу, то я обратился в Совет безопасности администрации города, где есть отдел экологии».

Там создали комиссию, она выдаёт решение спилить дерево или кронировать его (опилить ветки – прим. авт.).

По его словам, на муниципальной земле работы оплачивает бюджет, частники также могут обратиться в компанию и получить эту услугу по прейскуранту.

«Для частника не нужно даже решения Совета безопасности, они обращаются к нам, наши специалисты выезжают на место, смотрят, оценивают объём работ, и если заказчики согласны, то мы выполняем работы», – пояснил Шатило.

Стоимость всегда индивидуальна и зависит от многих факторов. Крупное дерево обойдётся в 10–11 тыс. рублей, среднее – около 8–9 тыс., небольшое – 4,5 тыс. рублей.

Самостоятельно лучше не пилить – опасно для жизни, здоровья, кошелька и нервной системы. Оштрафовать же за одно дерево могут на 50 тыс. рублей и даже больше.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×