04.12.2016, Воскресенье 09:06
  • 64,15
  • 68,47
  • 2,48
24 августа 2015 г. 16:19:35

В Белгороде показали фильм «Кинотавра-2015»

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
16 минут «Лета» с Алёной Бабенко
Кадр из фильма «Лето»

Короткометражный андеграунд – редкий гость белгородских кинотеатров. Собственно, как и жанровое кино. И когда подобные ленты появляются на наших экранах, это само по себе событие особенное. Научно-фантастический фильм «Лето» Антона Уткина оценил «Кинотавр». Затем увидела Москва. В минувшую среду режиссёр представил его в белгородском киноцентре «Русич».

Футуристическая история

Время действия «Лета» – 2049 год. Любопытно: как и многие составляющие фильма, год не назовёшь фантазией. Выбран он не случайно и соответствует гипотезам учёных-футурологов, прогнозирующих, что технологическая сингулярность (ускорение и усложнение научно-технического прогресса) наступит как раз во второй половине 2040-х.

Сюжет разворачивается в автомобиле скорой помощи, затерявшемся в хаосе тотальной войны. Внешнего врага нельзя идентифицировать, да это и не так важно. В центре повествования – прощание двух близких людей, смерть, совсем неожиданное свидание с прошлым, пришедшие вместе с ним чувства и воспоминания… Воспоминания о последнем лете – времени, когда мир был иным. Когда дом по имени Земля полыхал только в ночном кошмаре, порождённом смутно различимой тревогой и страхом перед будущим.

Про неслучайности

Роль главной героини «Лета», медсестры Елены Спасовой, исполнила ни много ни мало лауреат премий «Золотой орёл» и «Ника» – заслуженная артистка России Алёна Бабенко. Когда в январе 2014-го Антон Уткин заканчивал работу над сценарием картины, он и подумать об этом не мог. Но несколько месяцев спустя телеканал «Москва-24» рассказал о проектах Уткина и его соавтора Натальи Покровской в программе «Кино на коленке» и свёл их со звездой «Водителя для Веры». Поклонница фантастики, Бабенко заинтересовалась сценарием и даже участвовала в его редактировании.

Вообще Уткин – дизайнер по образованию. Занимается графическим, моушен-дизайном (анимированной графикой), дизайном интерфейсов. Словом, толк в визуальных образах знает. И, став несколько лет назад сооснователем независимой кинокомпании «Отдельное лето» (Lateral Summer), чем теперь только ни занимается: пишет сценарии, режиссирует, сочиняет киномузыку… Свою первую фантастическую короткометражку «3311» он вместе с командой снимал в Москве и Исландии на карманную камеру . Ещё одна – «Разлом» – находится на стадии обработки видеоматериала.

  • Кадр из фильма «Лето»

  • Кадр из фильма «Лето»

  • Антон Уткин.

А привела Антона в мир кино идея. Лет пять назад он сидел и читал сборник рассказов Грега Игана, одного из лучших современных фантастов. И, представив один из них довольно живо, понял, что его нужно снять:

«Я ходил и говорил кинолюдям: «Привет, посмотри какой интересный рассказ, может быть, его нужно снять?» Мне все говорили, что история хорошая, но не снимаемая, забудь. Через месяц хождений я так разозлился! И решил сделать это сам. Да, мы так его и не сняли, но взялись за другие «не снимаемые» сценарии. «Лето» тоже многие к таким относили – но в результате всё сложилось».

– Любопытно, что сегодня в кино приходят и часто совершают некие прорывы люди без специального образования в сфере кино. Скажем, Шейн Керрут, режиссёр, на которого вы ориентированы и чья независимая научно-фантастическая драма «Детонатор» буквально взорвала Sundance-2004 (национальный американский фестиваль независимого кино), математик по образованию.

А. У.: Кэррут, безусловно, задал задачку сначала своим «Детонатором», потом «Примесью». Критики столкнулись: одни кричали, что это антикино, профанация, ерунда, другие – что это гениально, это лучший фильм года. Возникло столько мнений и настолько полярных, что я ясно осознал: он всё правильно сделал.

Что касается того, что кино снимает всё больше любителей, то и в прошлом есть примеры режиссёров, пришедших в профессию без образования. Кстати, есть фильм «Восемь миллиметров» (детективный триллер Джоэля Шумахера). Он, конечно, игровой, но об этом – о том, что если тебе хочется снимать, ты просто берёшь и снимаешь. Согласен, что раньше это технически было непросто. Сейчас, разумеется, гораздо больше условий.

– А без краудфандинга (добровольной финансовой поддержки от обычных людей – прим. ред.) «Лето» случилось бы?

А. У.: Да, но, понятно, мне бы пришлось тяжелее. Вообще, это была идея Алёны. Как-то она спросила: «Уткин, на какие деньги снимаешь? Я ответил: «Из своего кармана». И услышал: «Не, это не дело. Как насчёт краудфандинга? Снимем проморолик с моим участием и посмотрим, как проголосует народ». К тому моменту я уже довольно много лет поддерживал проекты на Kickstarter (краудфандинговая платформа – прим. ред.), а теперь решил разместить свой, только в системе Planeta.ru. Народ проголосовал за, мы собрали нужную сумму (402 045 рублей) и сняли фильм.

  • Съёмки фильма.

  • Кадр из фильма «Лето»

  • Работа над фильмом.

Следуя законам жанра

«Лето» снято в жанре научной фантастики. Причём некоторые критики подчёркивают его жанровую каноничность. Тем любопытнее оно становится. Ведь, говоря о проблемах отечественного кино, в качестве одной из главных эксперты отмечают именно неумение многих режиссёров работать в жанровой культуре и отсутствие в нашей стране этой традиции как таковой. Собственно, команда Уткина в этом свою миссию и видит: делать качественное, «нестыдное» зрительское кино в жанре сай-фай (научной фантастики), чтобы формировать его русское лицо.

Работающий сценарий, прекрасные актёрские работы (Алёна Бабенко, Валентин Валл), монтаж (Наталья Покровская), ритм, цветность, движение камеры (оператор-постановщик – Павел Ройтберг), компьютерная графика и спецэффекты (Анатолий Беликов), музыкальная тема (автор – Дмитрий Селипанов, исполнители – струнный квартет «Студии новой музыки»)… – все элементы совпали в пазле «Лета», случилось неординарное кино. Совершенно ожидаемо картина попала в программу «Кинотавра» – одного из двух ведущих российских фестивалей, где показывают и обсуждают кино нового времени. К слову, сейчас создатели «Лета» заявили свой фильм на конкурс одного из самых престижных фестивалей мира – «Сандэнс» (национальный американский кинофестиваль независимого кино).

Кино нашего времени

Начало нового века, тем более нового тысячелетия, влечёт за собой слом старого и рождение нового миропорядка. Не зная, каким он будет, мы, сегодняшние, находимся в довольно турбулентном состоянии. Многие режиссёры схватывают эти настроения и фиксируют в своих фильмах, обращаясь к жанру сай-фай. Пытаются представить, какой из эволюционных стратегий будет следовать человечество, к чему может привести научно-технический прогресс. Будучи жанровым кино, «Лето» в каком-то смысле всё же и авторское, ведь определённо оно содержит размышления по поводу этих тем, эти мотивы. Фильм ставит вопросы, твёрдо отвечая только на один из них: чтобы ни происходило, время не меняет природу человеческих драм.

Антон Уткин:

«Я знаком с исследованиями учёных-футурологов. Это меня определённо питает. Но я не пытаюсь рисовать будущее, которое кого-то будет пугать, кого-то переманивать на чью-то сторону, склонять к чьей-то гипотезе. Это было бы неправильно. В конце концов, кино – индустрия развлечения. Если мы с вами, к примеру, пропустим момент, когда CO2 начнёт превращать океаны в кислоту, это будет на нашей совести. Как мы об этом думаем сейчас или будем думать через 10–20 лет – это тоже на нашей совести. Если вы сделали выводы из увиденного – здорово. Если нет – надеюсь, это было интересное кино».


для комментариев используется HyperComments