Как будет жить Белгородская область в условиях сокращения доходов
«БелПресса» рассказывает о том, что важно знать о бюджете 2023 года, который обнародовало региональное правительство
-
Статья
-
Статья
В 2022 году упали собственные доходы бюджета, из‑за чего расходы бюджета в 2023-м сокращают на четверть. Однако власти гарантируют сохранение зарплат, социальных выплат и пособий в полном объёме.
Падение
Министерство финансов и бюджетной политики Белгородской области 31 октября представило на общественных слушаниях бюджет региона 2023 года. Главный финансовый документ региона верстали в условиях повышенной напряжённости и экономической неопределённости.
Падение доходов случилось уже в 2022 году. Замминистра финансов области Александр Шабанов заявил, что собственные налоговые и неналоговые доходы области в успешном 2021 году составляли 128,3 млрд рублей. В 2022-м на фоне санкций и иных экономических проблем они снизятся до 106,9 млрд рублей. То есть за год бюджет потеряет 21,5 млрд рублей.
В 2023 году собственные доходы будут ещё ниже – на уровне 102,2 млрд рублей, из которых 99,5 млрд – это налоговые доходы, а 2,7 млрд – неналоговые. Ключевым фактором снижения доходов области стало объективное ухудшение ситуации в горно-металлургической отрасли – она по‑прежнему определяет финансовое благополучие региона. В 2021 году налог на прибыль от организаций металлургической отрасли составлял 61,7 млрд рублей, остальные налоги давали почти столько же – 66,6 млрд рублей.
В 2022 году налог на прибыль у металлургов сократился до 23,5 млрд рублей, то есть на 62 %. Несколько выправило ситуацию то, что остальные налоговые и неналоговые доходы выросли на 25 %, до 83,3 млрд рублей.
Несмотря на резкое падение налогов от ГМК (горно-металлургического комплекса), в правительстве не видят поводов для паники и отмечают, что доходы от отрасли в прошлом году были непривычно высокими.
«Снижение в текущем году на 62 % доходов от металлургической отрасли видится не настолько критичным. Объём [доходов] возвращается к стабильному трёхлетнему уровню 2018–2020 годов, когда он занимал четверть или даже одну пятую часть от всего объёмов дохода бюджета», – отметил Александр Шабанов.
Время уменьшить аппетиты
Замгубернатора и министр финансов области Владимир Боровик отметил, что ситуация в целом в регионе существенно сужает горизонты планирования. Падение 2022 года Белгородской области удалось пережить относительно безболезненно: в правительстве решили не тратить 40 млрд рублей из рекордных доходов, полученных в 2021 году, и оставили их на расходы 2022 года. Как показало время, деньги пришлись как нельзя кстати. Теперь таких резервов нет, и бюджет должен меняться с учётом неминуемого сокращения доходов.
«Нам просто нужно будет по отдельным направлениям уменьшить наши аппетиты, исходя из возможностей. Поэтому я прошу не драматизировать. Конечно, мы диверсифицируем экономику, у нас в последние годы растут поступления от агропромышленного комплекса, металлообработки. Но объёмы, которые давала чёрная металлургия, несопоставимы. Например, АПК даёт 13 млрд, а ГМК давали 60 млрд. Поэтому показатели металлургов на нас сильно влияют, хотя это и не трагический момент. Это обычный финансовый процесс. У нас за 10 лет это уже третий период таких колебаний по основным плательщикам. Был период с 2012 по 2017 год, когда мы вообще не получали налог на прибыль по ГМК. И тем не менее развивались и жили», – констатировал Владимир Боровик.
Бюджет останется социальным
Замминистра финансов Роман Шевченко рассказал, что объём расходов бюджета составит 132,7 млрд рублей. Сюда уже включены 16 млрд рублей федеральных поступлений, но эта сумма вырастет в процессе рассмотрения федерального бюджета.
Несмотря на ситуацию, область продолжит индексацию зарплат в рамках майских указов. На 5,5 % с января проиндексируют все публичные нормативные обязательства: пособия, выплаты и т. д.
Важно, что бюджет сохраняет социальную направленность. По словам Шевченко, более 50 % всей структуры расходов – социальные. А с учётом вложений в строительство и ремонт учреждений социальной сферы доля социалки растёт до 70 %.
Бюджет отрасли здравоохранения будет почти 15 млрд рублей (с учётом всех источников бюджет этой отрасли составит почти 42 млрд), образования – 35,3 млрд, на социальную политику направят 23,1 млрд рублей. При этом Роман Шевченко указал, что в связи с текущей ситуацией в регионе почти втрое сократили финансирования мероприятий по культуре, физкультуре, отложили мероприятия по туризму, исключили конкурсы на гранты и поддержку ТОСов. Дорожный фонд сократят с 16,3 млрд до 11,4 млрд рублей – но этих средств хватит, чтобы привести в нормативное состояние региональные и местные дороги.
В итоге объём доходов составит 115,8 млрд рублей, расходов – 132,7 млрд, дефицит – 16, 9 млрд рублей – его закроют заимствованиями.
Зарплаты не пострадают
Владимир Боровик заявил: независимо от ситуации с доходами, Белгородская область гарантирует, что все социальные платежи и зарплаты будут в 2023 году обеспечены в полном объёме.
«Ни один человек не пострадает. Неважно, будет плохо или тяжело с точки зрения финансовых ресурсов», – подчеркнул он.
Замгубернатора заявил, что на фоне падения доходов областное правительство вынуждено сократить почти на 25 % собственные расходы (не считая тех, которые финансируются за счёт федеральных субсидий и субвенций).
«Если говорить в целом о ситуации, она коснётся каждого из нас. Последние два года, особенно 2022-й, были успешными с точки зрения эффективного расходования бюджетных средств. Но независимо от того, что будет в следующем году, нужно услышать губернатора Вячеслава Гладкова. Всё, что обещано и было заложено в 2022 году, всё будет исполнено в полном объёме. Все обязательства, которые взяли, выполним», – заключил Боровик.
Сергей Шевченко