«Если идут назойливые звонки, то действующее законодательство не предусматривает конкретных мер реагирования на такие ситуации. Здесь речь идёт о репутационной ответственности банка», – признался Жданухин.
По его словам, юридические аспекты действий коллекторов прописаны в проекте закона о деятельности по взысканию долгов. Однако в виде проекта он существует уже около пяти лет. Механизм, придуманный его разработчиками, предусматривает, что все агентства будут членами саморегулируемых организаций (СРО).
«При наличии обоснованных жалоб агентство может исключаться из СРО и терять возможность заниматься коллекторской деятельностью», – пояснил Дмитрий Жданухин, при этом отметив, что на практике исключить крупные агентства из СРО будет очень сложно даже при большом количестве жалоб.
Дмитрий Жданухин рассказал, как взаимодействовать с коллекторами. Во-первых, человек должен узнать, что за коллекторы с ним работают – это представители от банка или от агентства, входят ли они в Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств (НАПКА). По закону о потребительском кредите тот, кто занимается взысканием задолженности физлица, должен полностью представиться и не использовать формулировки вроде «Мы коллекторское агентство».
Во-вторых, полезно понять, чем это коллекторское агентство может помочь человеку. Возможно, он не знает, как ему взыскать с работодателя заработную плату или долги с недобросовестных друзей, разобраться с унаследованными долгами и т. д.
«Если дело не в этом, то важно договориться о конструктивном взаимодействии, то есть сказать какие усилия человек будет предпринимать для погашения задолженности, хотя я понимаю, что это звучит во многом как декларация и человек скорее всего столкнется в назойливостью», – рассказал Дмитрий Жданухин.
Он отметил, что если действия коллекторов выходят за рамками, установленные законом о потребительском кредите, если они угрожают жизни и здоровью, то необходимо обращаться в правоохранительные органы.
Ирина Дудка