Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
01 апреля 2022,  09:02

Повышенный спрос на сахар у белгородцев объясняют исключительно психологией

Повышенный спрос на сахар у белгородцев объясняют исключительно психологиейФото: Павел Колядин
  • Новость
  • Новость

Несмотря на большие запасы сахара в России, у покупателей возник ажиотажный спрос, от которого пострадали и потребители, и торговые сети. Экономических предпосылок для повышенного спроса не было.

На круглом столе 30 марта вице-губернатор Белгородской области Юлия Щедрина рассказала, что разобраться с причинами такого всплеска интереса к сахару всё ещё не удалось. В регионе производят много сахара (гораздо больше, чем реально нужно жителям), а площади полей под сахарную свёклу за три года выросли с 50 до 60,5 тыс. га. Семенами сахарной свёклы для посевов 2022 года область обеспечена на 100 %.

В последние годы российские производители не только покрывали внутренние потребности, но и отправляли сахар на экспорт. С началом санкций запасы сахара оставались в привычных объёмах, оснований для роста цен на этот товар также не было. В итоге в правительстве области до сих пор не видят ни одного экономического основания, из которого мог вырасти ажиотаж.

Декан экономического факультета Белгородского аграрного университета им. В. Я. Горина Юрий Китаёв отметил, что паника была спровоцирована исключительно психологией.

«В нужное время и в нужном месте (в торговых сетях) потребители не увидели товар в нужном количестве. А вот в магазинах шаговой доступности (маленькие несетевые магазины у дома) вы наверняка этот товар могли бы найти. Но это отсутствие товара в сетях непривычно потребителю. Всё, что непривычно, звучит пугающе. А если что‑то пугает, значит надо набрать этого товара впрок. При этом паника и неоправданные запасы всегда играют против потребителя. Потому что человек, который вынес 10 упаковок сахара, не дал купить обычную пачку сахара другому человеку, который просто хотел утром выпить чай. Здесь всё находится в плоскости психологии, а не в плоскости продовольственной безопасности», – констатировал он.

Повышенный спрос на сахар у белгородцев объясняют исключительно психологией - Изображение Фото: Сергей Белых

 

Председатель правления Ассоциации белгородских розничных сетей Леонид Курашик отметил: спрогнозировать, какой именно товар начнут неожиданно раскупать люди, практически невозможно:

«Существует определённая поведенческая паника у покупателя. Кстати, в пандемию в аналогичной ситуации скупали не сахар. А ведь ничего не изменилось, тоже была весна. Но вид товара, который выбрал покупатель в панических действиях, связан с тем, кто первый толкнул и сдвинул эту лавину с места. Тогда раскупали гречку, сейчас – сахар, хотя его запасов достаточно».

Леонид Курашик рассказал, что паника у потребителей влияет на производителей, перевозчиков, оптовиков и дистрибьюторов. Не понимая причину повышенного спроса, они зачастую могут незначительно наращивать цену. Но принцип работы федеральных сетей таков, что менять цены в сторону роста просто так нельзя. Вопреки стереотипам, торговые сети заинтересованы в снижении цен или хотя бы в их сохранении на стабильном уровне.

«В розничных сетях, особенно федеральных, производитель или поставщик не может сказать, что с завтрашнего дня товар будет дороже. Такого не бывает. Чтобы изменить цены, существует регламент, сеть нужно заранее уведомлять. И сеть уведомление рассмотрит и ещё подумает, соглашаться ли на это или просто сменить поставщика», – отметил он. 

Леонид Курашик рассказал, что сейчас торговые сети снижают свою наценку на сахар и другие продукты, чтобы поддерживать приемлемый уровень цен для покупателей.

«Все розничные сети конкурируют ценой. Всё, что они делают в процессе торговли, – снижают цену, чтобы забрать к себе покупателя. Нет такой сети, которая хочет подороже продать. И борьба между сетями идёт не за повышение цен, а за понижение. И за эти низкие цены они борются и с производителями, и со всеми посредниками. В этом суть их торговли. Чем у тебя дешевле, тем лучше. Они лучше на старых запасах дотянут до последнего, чтобы покупатель у них остался», – пояснил эксперт.

Повышенный спрос на сахар у белгородцев объясняют исключительно психологией - Изображение Фото: Вадим Заблоцкий

 

Юрий Китаев согласился, что сети являются противниками повышения цен:

«Для обычных магазинов (у дома) важна наценка. А для торговых сетей важен другой показатель – средний чек. Потому что можно прийти в маленький магазин просто за сахаром, а в сетевой магазин вы приходите, чтобы купить много товаров, в том числе и те, что вам не были нужны. Так что от них ценовой игры на повышение ожидать не стоит. Они зарабатывают совсем другим».

Заведующий кафедрой экономики Белгородского университета кооперации, экономики и права Родион Кононенко при этом подчеркнул, что для торговых сетей любой ажиотаж несёт большие проблемы. Многие покупатели закупили сахар на 6–12 месяцев, и теперь непонятно, какими будут продажи этого товара в ближайшее время:

«Частота закупок, наполнение полок – всё это просчитывается. В рыночных условиях учёт и отчётность превыше всего. Как только начинаются колебания спроса и опустошаются полки, возникает вероятность, что в следующем месяце уже не придут за этим сахаром и сеть не получить тех денег, на которые рассчитывала. А большая часть федеральных сетей работает с кредитными средствами, по которым нужно вести расчёты».

Родион Кононенко подчеркнул, что возврат цен на сахар к уровню до ажиотажа будет зависеть от того, смогут ли продавцы сахара и при сниженной цене покрывать свои затраты. Леонид Курашик уверен, что до разумного уровня цены на сахар опустятся.

«Этому поможет и экономика, и компетентные органы, которые этим вопросом сейчас занимаются», – сказал он.

Сергей Шевченко

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×