Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
16 июля 2015, 11:38
 4531

Белгородцев знакомят с историей рукоделия и ткачества

Белгородцев знакомят с историей рукоделия и ткачества Фото Владимира Юрченко
  • Новость

Выставка «Что напрялось и наткалось, то в приданое досталось» из фондов Белгородского государственного историко-краеведческого музея рассказывает, как изготавливали одежду более полутора веков назад и что носили в те времена.

Рубахи (простые и с вышивкой, повседневные и праздничные), где-то сарафан, а где-то понёва, пояса, разнообразные головные уборы, утирки, набожники, настольники, половики, иногда и красиво вытканный настенный ковёр – без всего этого не обходился ни один сундук с приданым на рубеже XIX – начала XX века.

Часть экспозиции – сельскохозяйственные приспособления, без которых невозможно было получить полотно: фрагмент культиватора, которым обрабатывали землю до того, как посадить льняное или конопляное зёрнышко (в наших краях чаще всего для изготовления ткани использовали коноплю), ступа и мялка, чесалка, самопрялка и ткацкий стан.

«Умение прясть и ткать считалось одной из важных женских добродетелей. Учили этому с малых лет, тогда же и начинали готовить приданое. Когда на женщину говорили «непряха» или «неткаха», это было ужасным оскорблением. Первую ниточку, которую пряла девочка, прятали и берегли: она служила оберегом. Уже через годы, когда девушка выходила замуж, эту ниточку повязывали ей на тело», – пояснила научный сотрудник музея Татьяна Сафонова.

Кстати, хорошая мастерица могла напрясть за день 300 аршинов нити, что примерно равно 210 м! А ткачихе, для того чтобы изготовить 150 м полотна, требовалось гораздо больше времени: при восьмичасовом рабочем дне получить полтораста метров можно было за целых 240 дней. Тогда на помощь приходили все женщины семьи: главная ткачиха (чаще – мать семейства) руководила дочерьми и невестками. Работать начинали с октября и трудились иногда по 12–15 часов в сутки. 

  • Слева – сарафан из Грайворонского уезда.

Из уже вытканного полотна готовили приданое. Одних только полотенец по всем канонам для свадебного обряда нужно было 35–40 штук. Каждое – со своим орнаментом, узором: вышивка крестом, столь популярное в XIX веке браное ткачество, купленное или связанное крючком кружево. Всё это представлено на выставке в музее.

В экспозиции и традиционные свадебные мужской и женский костюмы: рубаха и порты жениха и наряд невесты, использовавшийся в конце XIX века в Бирюченском уезде Воронежской губернии: рубаха, понёва (юбка), пояс, подвеска, грибатка (женское нагрудное украшение). Рядом – одежда повседневная и праздничная. Основа праздничного женского костюма из Грайворонского уезда – сарафан со вставками из дорогих покупных тканей. На один такой сарафан уходило ткани на 20 рублей – недешёвое удовольствие.

«Найти в наше время повседневный костюм крестьян конца XIX века – большая роскошь: одежду перешивали, изнашивали до дыр. На выставке представлен повседневный девичий костюм из Бирюченского уезда: чёрный, лаконичный, из полушерстяной ткани. В XVII веке на современной территории области стали селиться выходцы с польско-литовской границы, они привнесли новые элементы в традиционный костюм: короткую жилетку, большой отложной воротник, юбку – однотонную, в клетку или полоску. Одна из юбок получила название «хранцуза» – так окрестили заграничную ткань, из которой её кроили», – пояснила Татьяна Сафонова.

Больше об истории белгородского костюма можно узнать на выставке, которая продлится до 12 октября.

Оксана Придворева

  • Мужской и женский свадебные костюмы.

  • Такая юбка вошла в костюм Старооскольского уезда благодаря польско-литовским переселенцам.

  • Мужской повседневный костюм


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×