Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
22 апреля 2015, 17:31
 Катерина Шаронова 2696

70 лет спустя: «Приближая Победу!»

Музеи Москвы и Белгорода сплотились для создания масштабного выставочного проекта-посвящения юбилею Великой Победы

70 лет спустя: «Приближая Победу!» «Поверженный» Василия Воробьёва. Фото Владимира Юрченко
  • Катерина Шаронова
  • Статья

100 художественных произведений и 70 документальных свидетельств эпохи Великой Отечественной войны – «Приближая Победу!» представляют в Белгородском государственном художественном музее. Экспозицию сформировали из экспонатов сразу трёх фондовых коллекций московского Центрального музея Вооружённых сил России и белгородских музея-диорамы «Курская битва. Белгородское направление» и художественного музея.

Второй день как идёт Великая Отечественная война, а советский художник Ираклий Тоидзе завершает работу над плакатом «Родина-мать зовёт!» (по официальной версии). Женщина с суровым лицом и поднятой в призыве рукой, в одеянии цвета крови, на фоне чёрных штыков… –  через считанные дни плакат разойдётся по всей Стране Советов на языках всех её народов и будет влиять на каждого, кто его увидит, обращая из зрителя в солдата Красной Армии. И до сих пор этот исторический образец мощнейшей визуальной агитации, когда его видишь воочию, вызывает сильные чувства.

Как и плакаты рядом с ним – «Защитим родную» Москву Бориса Мухина, «Чем ты помог фронту?» Дмитрия Моора, сатирический «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» Кукрыниксов (первый военный). От них и до тех, что появились в победоносном мае («Я ждал тебя, воин-освободитель» Владимира Ладягина и «Так оно и будет» Виктора Иванова), – вы увидите, как трансформировалось плакатное искусство за годы войны.

В годы Великой Отечественной созданы и многие из графических листов «Приближая Победу!». Их авторы с самого начала войны отправлялись на фронт и, находясь в центре военных событий, передавали батальные сцены, участниками которых являлись сами. И ещё больше концентрировали своё внимание на изображении быта войны, её будней.

  • Графика Леонида Сойфертиса.

Скажем, народный художник СССР Леонид Сойфертис участвовал в обороне Одессы и Севастополя, война завершилась для него в Берлине. За всё это время он не расстался с блокнотом – и вот сегодня мы видим его жанровые зарисовки: рисунки углём «На телеграфе. Севастополь», «В Севастополе. Гитаристы», серо-земляная акварель «Артисты приехали, район Новороссийска», «Парикмахер» – некоторые родом из его знаменитого «Севастопольского альбома».

На Северном флоте воевал мастер цветной линогравюры Виктор Бибиков. «Северный форпост», «Конец фашистского пирата», «У берегов врага» – здесь фрагменты его большой серий «Северный флот в Великой Отечественной войне».

Евгений Комаров был среди защитников Сталинграда. «В траншеях Сталинграда» – одна из литографий его серии «В дни Сталинградской битвы». В гармонии тонких лаконичных линий возникают руины домов, улицы, исчезнувшие под мусором, каменными завалами и колючей проволокой, и фонари, точно чёрные хищные птицы смерти, распростёрли свои дуги-крылья над раненым солдатом, в чьём теле чуть теплится жизнь.

И Бибиков, и Комаров – авторы уникальной Студии военных художников имени М.Б. Грекова. И Владимир Богаткин тоже. Его произведения «Через Бранденбургские ворота», «Штурм рейхстага» одни из тех, что завершают экспозицию: перебиты ноги коней на Бранденбургских воротах, рейхстаг пылает – Берлин повержен.

Автор студии и народный художник СССР Марат Самсонов. Его живописная картина «Саша Чекалин» (1955) повествует об историческом факте – подвиге Героя Советского Союза (посмертно; его пытали и повесили). В отблесках лучины – лицо 16-летнего партизана-разведчика Чекалина, а из мрака ночи проступают фигуры обезличенных немцев, пришедших за ним. Экспрессия живописных масштабных полотен, контрастирующих с аскетизмом, скупостью выразительных средств графики, с её малым форматом – ещё одна грань общего образа войны в искусстве.

  • «Холод блокады» Салмана Асланова.

Представлена в экспозиции и скульптура. И если плакаты, графика и живопись в основном реалистичны, то скульптурные арт-объекты, скорее, символичны. Как можно передать свои ощущения от страшного холода? Например, высечь из камня и бронзы маленькую фигурку женщины, защищающей своим телом младенца («Холод блокады» Салмана Асланова, 1974). Неестественна согбенная поза матери – смертный холод уже сковал их тела.

Переживает агонию и престранное существо со сломленным хребтом и крыльями коршуна. Его телесность превращается в бесформенную массу, следы распада отметили и его чёрную каску. Это «Поверженный» – современная работа белгородского автора Василия Воробьёва (2005).

Но не только художественные произведения вошли в выставочный проект. За стёклами экспозиционных витрин – документы, ордена и медали, каски, форма и личные вещи, оружие тех, кто боролся и погибал за мир без войны. И воздействуют они не менее мощно, а иные из них и более. Фронтовое письмо ребёнка, например, слова которого начертаны синим карандашом на пожелтевшем от времени тетрадном листе: «Дорогой папа. Скорей приезжай. Я по тебе соскучилась, папочка».

«Приближая Победу!» завершат 18 мая.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×