Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
16 октября 2014, 10:20
 Екатерина Шаронова 3767

Чайковский и Федосеев – гений и легенда

14 октября белгородцы стали свидетелями феноменального концерта. Впервые в нашем городе играл Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского – коллектив высшей музыкальной лиги мира

Чайковский и Федосеев – гений и легенда Владимир Федосеев. Фото Вадима Заблоцкого
  • Екатерина Шаронова
  • Статья

Когда на сцене Белгородской государственной филармонии выступает Государственный академический большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, а за дирижёрским пультом – его художественный руководитель и главный дирижёр – народный артист СССР Владимир Федосеев, этот концерт можно уверенно назвать историческим для Белгорода. Ведь коллектив называют последним бастионом оркестровой культуры, а мастера, который им управляет, – символом великой русской музыки.

Музыка русских – душа России

Один из первых симфонических коллективов Страны Советов – прославленный Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского существует вот уже более восьми десятилетий (с 1930-го). Сегодня в составе коллектива играют 105 человек. К слову, в Белгород прибыли около 90 музыкантов (количество исполнителей диктует программа). И вот уже 40 лет его возглавляет дирижёр-легенда – Владимир Федосеев.

Между тем Федосеев крайне востребован за рубежом. Вена, Цюрих, Мюнхен, Дрезден, Берлин, Париж, Флоренция, Болонья, Токио… – какими ведущими оркестрами современности Владимир Иванович только не управлял! Но, выступая даже вне России, он неизменно открывает своим слушателям её душу – музыку русских. Из многочисленных наград главным считает орден преподобного Сергия Радонежского I степени и про себя говорит: «Я весь в русской музыке, в русской литературе, в России…»

«Мы носим имя Чайковского – имя, которое известно во всём мире, и стараемся оправдывать это. Особенно сегодня, когда музыка как никогда – спаситель душ наших. И, надеюсь, мы вправе называть себя её посланцами», – скажет Федосеев на пресс-конференции белгородским журналистам.

О концерте Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского в нашем городе договорились год назад. Наконец, он прозвучал в рамках фестиваля «Факел» и проекта «Ландыш серебристый», организованных «Газпромом».

«Ландыш серебристый»

Так проект назвали, разумеется, не случайно. Думаю, поклонники творчества Чайковского знают, что он родился в месяц цветения ландышей (7 мая 1840-го) и испытывал особые чувства к этим скромным нежным цветам. Настолько особые, что даже создал поэтическое посвящение их невыразимому очарованию. А став владельцем дома в Клину (Московская область), всё окружающее его пространство заполнил ландышами.

И именно в Клину в день 120-летия со смерти Петра Ильича (6 ноября 2013-го) открыли первый этап «Ландыша серебристого». Здесь, в Доме-музее композитора, Большой симфонический оркестр, носящий его имя, исполнил первый концерт в рамках масштабного проекта.

В 2014-м «ЛС» продолжили. Его второй этап региональный. Концерты состоялись в Калуге, Ельце (Липецкая область), два дня назад в Белгороде, впереди – Воронеж и Брянск. Завершат проект в Москве в грядущем году – его последний концерт, посвящённый 175-летию со дня рождения Чайковского и 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне, прозвучит 9 мая.

  • Концерт оркестра в Белгороде.

  • Концерт оркестра в Белгороде.

Россия – Австрия, Чайковский – Моцарт

Вена для Федосеева – город особенный. Здесь творили Вольфганг Амадей Моцарт, Густав Малер, отец и сын Штраусы, Франц Шуберт, Франц Йозеф Гайдн. Здесь повсеместно звучит их музыка. И здесь, в одном из крупнейших музыкальных центров света, он получил признание. А признание это – поистине признак невероятного дара. Ведь чего стоит гармонично войти в давно сложившуюся традицию исполнения, скажем, вальсов Штрауса (по словам дирижёра, самое большое испытание из последних для него) и в её лоне создать свой эмоциональный мир.

В Вене подолгу жил и работал Чайковский. Австрийская столица ему понравилась «едва ли не более всех городов» (европейских).

«Моцарт для Петра Ильича был композитор номер один», – отметит Федосеев.

Станет понятно, почему в программе концерта в Белгороде возникли моцартовские Увертюра к опере «Свадьба Фигаро» и четырёхчастная «Маленькая ночная серенада».

«Чайковский делал редакцию некоторых партитур Моцарта, в частности переписал и «Свадьбу Фигаро». Владимир Иванович исполняет части оперной партитуры, безусловно, соотносясь с его интерпретациями», – добавит Ольга Доброхотова, заместитель Федосеева на посту худрука оркестра, музыковед и его спутница жизни.

А следом за музыкой гения Вольфганга 14 октября звучали фрагменты самой известной из опер французского композитора-романтика Жоржа Бизе – Увертюра и Антракт к III действию «Кармен».

«Вообще, Моцарт и Бизе – те композиторы, которых Чайковский бесконечно любил. А ведь тех сочинителей, к которым он испытывал подобные чувства, был совсем не широкий круг», – рассказывает Ольга Ивановна.

Ключ к Чайковскому

Совсем недавно, в начале октября, Владимир Иванович презентовал свою книгу «Мир русской музыки». Издала её австрийский писатель и публицист Элизабет Хереш. И вышла она пока только на немецком языке, уже став бестселлером на родине своего издателя. Федосеев пояснил «БелПрессе», что это «краткий обзор русской музыки с точки зрения интерпретатора».

«БелПресса»: Владимир Иванович, уверена, что в книгу вошли Ваши мысли и о партитурах и личности Чайковского. В чём особенность Ваших интерпретаций его творчества?

Федосеев: Произведения Петра Ильича надо играть просто, без «подслащивания». Его музыка – музыка счастья. Он писал не сентиментально, как многие привыкли думать, а искренне, чисто, прямо. Таков мой ключ к пониманию Чайковского.

Доброхотова: Композитор ценил в музыке прелесть, простоту, скромность и вместе с тем свежесть, изящество, красоту классической формы. Собственно, подтверждение этому можно найти в его письмах.

Произведение Чайковского – конечно, главная партитура концерта в Белгороде. Сюиту из балета «Щелкунчик» белгородцы услышали в редакции Владимира Федосеева («Вальс цветов», «Танец пастушков», «Трепак» («Русский танец»), «Финальный вальс», «Кофе» («Арабский танец»), «Гросфатер», «Колыбельная», «Часы бьют полночь. Рождественская ёлка»).

«Владимир Иванович посчитал, что авторскую версию Чайковского нужно осмыслить в соответствии с реалиями нового времени, устранить в ней некоторые пустоты. Кому-то может показаться это несколько нахальным – имел ли он на это право? Ответом пусть служит реакция публики», – комментирует Ольга Доброхотова.

А реакция слушателей сомнений не оставила – долго не прекращающаяся овация, крики «Браво!» и цветочные потоки к сцене. Вопреки музыкальной этике аплодисменты раздавались и в промежутках между частями. Моветон? Да, но вместе с тем выплёскивающаяся благодарность дирижёру и музыкантам за их художественные откровения.

Концерт оркестра в Белгороде.
Концерт оркестра в Белгороде.
Фото Вадима Заблоцкого

P. S.: Художник и власть

В уже упомянутой книге «Мир русской музыке» есть рассуждения Федосеева о взаимоотношениях художника и власти. Мне было любопытно узнать, как складывались они у Владимира Ивановича, чьё восхождение происходило в советское время. Чутко ощущая всё происходящее, он оставался верным себе и, если считал нужным, мог исполнить, к примеру, «Боже, Царя храни…» Михаила Глинки или «запретные» партитуры Дмитрия Шостаковича. Кстати к Шостаковичу у дирижёра тоже особое отношение. Недаром вне программы музыканты великолепно исполнили потрясающе прекрасный его Вальс № 2 из Джазовой сюиты № 2 (написан композитором в 1938-м, когда тот находился под страхом ареста и расстрела).

К восторгу слушателей, случилась и вторая композиция на бис – последняя партитура концерта, энергичная мелодия Испанского танца из знаменитого балета «Лебединое озеро». Чайковского, разумеется.


А тем временем 15 октября симфонический оркестр Белгородской филармонии под управлением заслуженного деятеля искусств Украины Рашита Нигаматуллина с большим успехом выступил в московском Концертном зале имени П. И. Чайковского. Концерт белгородских музыкантов открыл специальный абонемент «Шедевры русской симфонической музыки», в рамках которого Московская филармония представляет оркестры из регионов России.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×