Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
21 февраля 2023,  12:14

«Главное – картинка». В Белгороде открыли фотовыставку Игоря Горелика

«БелПресса» посмотрела экспозицию и побеседовала с автором

«Главное – картинка». В Белгороде открыли фотовыставку Игоря ГореликаФото: Владимир Юрченко
  • Статья
  • Статья

Открытие выставки состоялось 18 февраля, в день 50-летия фотографа. Экспозиция разместилась в арт-резиденции «Арта». Здесь зрители могут увидеть как старые проекты, так и снимки, которые Игорь ещё никогда не показывал широкой публике. Вечер организовали в стиле рок-н-ролл.

Самое сокровенное

На первом этаже разместились трогательные фотографии, ставшие результатом проекта «Нежность материнства», который подготовили в сотрудничестве с Центром профессиональной поддержки материнства и детства «Семья Плюс». 

«Изначально проект был направлен на поддержку грудного вскармливания, но в итоге мы эту тему развили. Снимки показывают красоту, нежность материнства, а также непростые чувства, которые оно порой вызывает. Когда у меня возникла эта идея, мне порекомендовали обратиться к Игорю. Мы встретились. Он сказал: «Я в этой теме никогда не работал. Мне будет очень интересно», – рассказывает руководитель центра Наталья Селезнёва.

Было условие, что снимать нужно дома, в естественной обстановке.

 

«Сначала ездили к мамам вместе, – продолжает Наталья. – Там, где я знала, что модель не будет тушеваться и не нужна дополнительная поддержка, Игорь работал сам. В такой съёмке есть определённые сложности. Это связано не столько с внешними интимными обнажениями, сколько с открытием сокровенного».

Выставка «Нежность материнства» не только экспонировалась в разных местах Белгорода, но и выезжала в Орёл и в Орловскую область.

«Последние пару лет я больше уделяю внимание документальным проектам. Когда выиграли грант, делал выставки под открытым небом с «Синей птицей», «Добрым домом», со «Святым Белогорьем против детского рака». Ещё пару организаций снимал для Агентства социальной информации. Стараюсь рассказать, чем они занимаются. Ведь есть организации, которые представляют собой относительно закрытые сообщества. А так люди могут прийти на выставку, посмотреть, узнать. С одной стороны это социально полезно, с другой – я пытаюсь решить всё это визуальным языком, сделать неплохие фотографии, которые людям было бы просто интересно посмотреть», – отмечает Игорь Горелик.

Фотография как психотерапия

Экспозиция на втором этаже разбита на несколько локаций. Здесь можно увидеть чёрно-белые женские и мужские портреты. С одной стороны, фотограф старается поймать героя в моменте, показать его максимально естественно и честно. С другой стороны, работы Горелика становятся портретами-типажами, портретами-знаками.

Ещё один небольшой блок фотографий отразил кусочек музыкальной жизни Белгорода: приезд Дианы Арбениной и Эмира Кустурицы. Стилистически интересен и творческий проект «Студенческая вечеринка», запечатлевший, как студенты-афроамериканцы празднуют день рождения в кафе. Это эксперимент в духе традиций съёмки американских вечеринок.

 

 

Есть на выставке и тревел-фото. Сняты они в нескольких европейских городах. Горелик не любит прибиваться к туристическим группам: 

«Покупаешь билет и сам выстраиваешь маршрут. Только свободный полёт, свои места. Побродить самому, поймать настроение, поймать людей. В последней поездке, когда был в Италии и Германии, практически всё снимал на телефон. Камера была, но так получилось. Стрит-фото делать с помощью телефона порой даже удобней», – отмечает Горелик.

Мобилография на выставке тоже представлена. Камеру на телефоне Игорь использует регулярно. Недавно, например, ехал с одной съёмки на другую. И по приезде обнаружил, что забыл в предыдущем месте рюкзак с фотоаппаратом. Но с собой был телефон со сменными объективами. В итоге снимал на него, и результат получился лучше, чем был бы при съёмке фотоаппаратом: 

«Это было в центре, где пребывают дети из неблагополучных семей. И на телефон они спокойнее реагировали. Да и в этой камере более широкий угол. А там маленькое помещение, в котором негде развернуться. Так что такую съёмку тоже порой можно использовать. Телефон с камерой – такой же инструмент, как и фотоаппарат. У него есть плюсы, есть минусы. Главное – картинка. Она либо есть, либо её нет». 

Был в практике Игоря и другой случай:

«Как‑то ехал на машине, вижу: остановка, там афиша концерта с личиком какого‑то певца и подпись «Я всё ещё тебя люблю», а рядом стоит дама. Ей около 50. Она с сигареткой, скромно одета, вид у неё не особо жизнерадостный. Увидел такое сочетание, достал мобильный и снял. Подобные находки для меня ценны и интересны».

За отдельной шторой расположился зал с фотографиями в жанре ню. Такие съёмки не редкость в творчестве Горелика. Ему нравится проводить их как в студии, так и на природе.

«Мне не нужна супермодель, интереснее обычный человек с какими‑то своими индивидуальными чертами. Часть моих моделей – женщины постарше: 30–40 лет. 20-летнюю снять легко, особенно если она хороша собой. А когда ты снимаешь человека постарше и он смотрит на себя… Мужчины ведь комплексами обычно не страдают. А у девушек с возрастом всё больше к себе претензий. И тут она смотрит на себя стороны и понимает: «А я вообще красавица». В этом есть некая психотерапия. Человек начинает видеть себя по‑другому, принимать и любить», – отмечает фотограф.

Правда жизни

В ещё одном выставочном зале представлены портреты Игоря, снятые друзьями, афиши его выставок и различные дипломы. В соседнем пространстве – инсталляция с ванной на тему того, как раньше печатали фотографии. Тут же развешены снимки из детства и юности Горелика. Ещё в экспозиции можно увидеть его первую камеру, которую он когда‑то взял у отца и стал фотографировать. Она до сих пор работает.

Фотографией Горелик увлёкся ещё в школьные годы. Но основным делом его жизни она стала 10 лет назад.

«Когда я вернулся в фотографию и стал заниматься только ею, то начинал, можно сказать, сначала. Да, я умел снимать, но были огромные пробелы в теории, художественных вещах. С другой стороны, и время изменилось: много нового появилось. Раньше нравились одни фотографы, сейчас другие. Считаю, что нужно снимать так, как есть, без постановки. Для меня со временем стала более ценной правда жизни. Хотя её на самом деле нет. Даже в репортаже одному и тому же событию можно вынести диаметрально противоположную оценку», – отмечает фотограф.

 

Шесть лет Игорь Горелик работает в галерее фотоискусства им. В. А. Собровина, куда его позвали вести курсы. 

«Это был необычный опыт. Со временем понравилось. В основном люди приходят получить что‑то новое. Но в каждой группе есть один-два человека с глазами, которые ищут свой путь. Я в своё время тоже искал, куда пойти пообщаться с фотографами, Интернета тогда не было. А сейчас есть куча информации, правда, она иногда мешает», – признаёт Горелик.

Он считает, что когда человек ещё необразован, из всего этого вытащить нужный материал сложно: 

«Я просто пытаюсь направить. В книге «Почему нельзя научить искусству?» есть интересная мысль о том, что задача преподавателя в двух вещах – рассказать о тех знаниях, которые накоплены человечеством, и, самое главное, вдохновить. Если человека вдохновил, он сам будет искать на той базе, которая существует».

 

 

Оформить выставку Горелику помогли участники фотоклуба «Перспектива», председателем которого он является.

«Я в фотоклубе с 2019 года, – рассказала Ольга Шевцова. – До этого занималась на курсах фотографии, которые Игорь ведёт. Он даёт начало. Рассказывает про разных фотографов, разные направления, не навязывая своего мнения, чтобы человек после курсов смог выбрать тот путь, который ему близок». 

По словам Ольги, в фотоклубе регулярно проходят встречи, где обсуждают фотографии, организуются выставки и конкурсы, причём не только в Белгороде, но и в других городах.

Анна Черкашина

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×