Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
20 декабря 2022,  14:44

Художественный музей Белгорода завершил сезон-2022 выставкой анималистики

Художественный музей Белгорода завершил сезон-2022 выставкой анималистикиФото: Владимир Юрченко
  • Новость
  • Новость

В тематической экспозиции представлены изображения животных в графике и скульптуре.

Экспозиция «Мир фауны в искусстве», собранная из музейных фондов, открылась 16 декабря.

Анималистика – древнейший жанр изобразительного искусства, знакомый человечеству со времён наскальных рисунков. Выставка на эту тему в музее проходит впервые. На ней представлены 40 графических листов, созданных в 19502000-е годы в разных техниках печатной и оригинальной графики, и 9 скульптурных изображений

На некоторых работах звери и птицы выступают главными героями. Это, например, «Колонки» Владимира Бегмы или тюлени на рисунке Рустама Яушева «Северо-западное лежбище». На других они сопутствуют основному сюжету – бегущая собачка, клетка с попугаем и рыба в руках у прохожих на городском пейзаже Ивана Тарасюка «Площадь Толстого».

Конкретным животным и птицам посвящены скульптуры. В камне, керамике, металле выполнены «Лосёнок» Алексея Потапова, «Киви» Семёна Лойка, «Антилопа» и «Бегущие кабаны» Андрея Марца, «Соболь» Александра Белашова.

 

 

Но большинство работ на выставке представляют книжную иллюстрацию – жанр, который стал стремительно распространяться в ХХ веке с расцветом полиграфической промышленности и литературы, особенно сказочной, детской. Здесь посетители видят, например, иллюстрации Станислава Косенкова к произведению «Иван Царевич и Серый волк».

«Однако портретное изображение животных в течение сотен лет успешно остаётся самостоятельным жанром, – рассказала «БелПрессе» учёный секретарь музея Алла Селютина. – У одного из французских Людовиков был придворный художник, который сделал прекрасную карьеру, изображая любимых животных своего короля. Да и сегодня богачи нередко заказывают портреты своих питомцев».

Особый жанр в искусстве – русский лубок, потешные рисунки с поясняющими подписями, прежде популярные в простом народе. В подавляющем большинстве случаев главные их персонажи – представители фауны. Москвич Виктор Пензин (1938–2022) стилизовал их с увлечением.

 

 

Танцующий медведь с козой сопровождён надписью на старорусском языке, которая в современной орфографии звучит так:

«Медведь с козою прохлаждаются, на музыке своей забавляются. И медведь шляпу вздел да в дудку играл. А коза сива, в сарафане синем, с рожками и с колокольчиками, и с ложками скачет, и вприсядку пляшет».

Творческой мастерской художников выступают зоопарки. Москвичка Клара Калинычева, посетив зоопарк, написала пингвинов. Она же в рисунке «Детсад» использовала эффект контраста – маленькие дети на экскурсии у клетки с зубрами. А ростовчанин Ованес Лусегенов подсмотрел разговор двух мам с детьми на фоне огромного, напыщенного верблюда.

«Анималистика очень строга к своим авторам. Для художников очень важно наблюдать в жизни за своими объектами, много путешествовать, изучать их пластику, особенности движений, места обитания», – пояснила старший научный сотрудник сектора графики музея Анфиса Бердникова.

 

 

С этой точки зрения характерны работы художников, созданные в местах проживания локальных этнических групп: камчадалов, киргизов. Олени и лошади там – непременный элемент быта и культуры. Из шкур животных сделана одежда местных жителей, что в известном смысле тоже придаёт рисункам анималистичности. Битая птица и дичь в натюрмортах – также часть жанра.

Главная на выставке – крупноформатная картина Михаила Добронравова «Коммунисты вперед!». Она впервые демонстрируется в Белгороде. Это одна из работ Добронравова, с собрания которых в первой половине 1980-х началось формирование коллекции областного художественного музея.

Рисунок выполнен углем на белёном холсте. Это подготовительный набросок к созданию впоследствии на его основе живописного полотна маслом. На нём – стремительно мчащиеся кони с всадниками-коммунистами. Но коммунистов не видно, они скрыты за силуэтами коней. 

Кони изображены буквально несколькими штрихами, но в этих штрихах – и превосходное знание анатомии животных, особенностей их движения, и экспрессия, скорость, эмоции. В этом и есть суть анималистики, как её видят организаторы выставки. 

 

 

Экспозиция будет открыта для посетителей до 16 июня.

Олег Гончаренко

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×