Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
03 апреля 2022,  13:00

В Белгороде создадут четыре документальных фильма о художниках

О проекте «Белгородской правде» рассказала заведующая отделом развития Белгородского худмузея Алла Селютина

В Белгороде создадут четыре документальных фильма о художникахСъемки в Новооскочном, август 2021 годаФото: из архива Белгородского художественного музея
  • Статья
  • Статья

Цикл фильмов получит название «О времени, о жизни, о себе: Белгородская арт-история от первого лица» и расскажет о становлении художественной жизни в нашем городе.

Начало начал

Проект реализуют благодаря субсидии из областного бюджета. Фонд содействия развитию музейного дела, археологии и памятников архитектуры в Белгородской области «Наследие» подал заявку на конкурс социально значимых проектов НКО и стал одним из победителей.

Всего планируется создать четыре фильма с рабочими названиями: «Иван Чернышёв, Алексей Тюрин. Начало начал», «Художники Белгородского театра», «Рождение Белгородского художественного музея», «Белгородский Союз художников и его председатели».

«Главная функция музея – собирать, хранить и изучать информацию для тех, кто будет жить и работать в дальнейшем. Чтобы в будущем, когда уйдут политические и личностные аспекты, была возможность оценить события максимально объективно. Сейчас, например, идёт осознание искусства советского периода. Политика забыта, и над нами не довлеет прежний образ мышления, мы уже другие люди и сейчас можем беспристрастно, без личностных оценок смотреть на произведения искусства как на художественные произведения, характеризующие время, тенденции в искусстве и так далее», – рассказывает Алла Селютина.

 

Алла Селютина беседует с Иваном Чернышёвым Алла Селютина беседует с Иваном Чернышёвым / Фото: из архива Белгородского художественного музея

 

Белгородскую область, образованную в 1954 году, можно назвать молодой. После Великой Отечественной войны, оставившей огромный след, здесь всё зарождалось заново. В том числе и художественные традиции. В 1962 году в Белгороде построили новое здание драматического театра. В качестве главного художника в театр пригласили Александра Мамонтова, вместе с которым приехал ещё один выпускник Харьковского художественного института – Марат Парахненко. С их появлением началось развитие профессиональной художественной жизни на Белгородчине.

«Когда говорят «возник театр», «возник художественный музей» – это безличностное отношение, общие фразы. Как возник? На пустом месте? Ведь были люди, которые способствовали этому, в чьих‑то головах родилась эта идея, кто‑то приложил силы для того, чтобы они появились в нашем городе. Не секрет, что первые профессиональные художники, появившиеся у нас, были выходцами из Харьковского художественного института. Их приглашали в город, сразу предоставляли жильё, мастерские. Такие условия способствовали развитию художественной жизни города. Но и они пришли не на пустое место. В Белгороде с конца 1950-х работала изостудия для взрослых, то есть обстоятельства для создания профессионального художественного сообщества были максимально благоприятными», – подчёркивает Алла Селютина.

 

Чтобы нить не обрывалась

Идея услышать историю становления белгородской художественной жизни от первого лица давно витала в воздухе.

«Часто в музее появлялся художник Евгений Николаевич Савотченко (в 1987–1989 годах он возглавлял художественный музей – прим. авт.), и я думала: «Надо как‑нибудь при случае спросить, как создавали наш музей, как продвигали эту идею в руководстве области, кто и как формировал концепцию музея». Но суета, ежедневные дела… Год назад Евгения Николаевича не стало. Была гражданская панихида. Я стояла и думала: «Вот и не успели, оборвалась ещё одна нить». Он был рядом все эти годы, можно было подойти, начать разговор, но постоянно не хватало на это времени», – вспоминает Селютина.

После такого осознания пришла мысль, что ещё есть те, кто жив, что нужно постараться записать их воспоминания. Директору художественного музея Татьяне Лукьяновой, которая является председателем фонда «Наследие», идея показалась интересной, и она предложила написать проект.

Создателям цикла важно показать, как в целом происходило формирование культурной инфраструктуры нашего города. И так как это было 50–60 лет назад, ещё есть возможность восстановить процесс организации театра, увидеть, как работали и какое место в нём занимали художники, проследить, как постепенно их деятельность выходила за пределы театра. Ведь именно по инициативе Мамонтова и Парахненко была организована Детская художественная школа, и Парахненко возглавил её. Желание участвовать в культурной жизни области привело к соз-данию местного Союза художников. Изобразительное искусство распространялось в городе, формируя его художественный облик.

 

Белгородский художественный музей Белгородский художественный музей / Фото: Вадим Заблоцкий (архив)

 

В 1983 году был создан Белгородский областной художественный музей.

«Хочется послушать не только художников, но и тех, кто был в руководстве отрасли культуры. Как они способствовали начинаниям художников, какую роль сыграли? Одним из ценных источников информации для нас является Андрей Кулабухов, много лет возглавлявший региональное управление культуры. Хочется, чтобы получилась арт-история от первого лица, словами тех, кто был участником или свидетелем событий, без домыслов и пересказов», – объясняет Алла Александровна.

Понятные для всех

Фильмы будут рассчитаны на широкую зрительскую аудиторию. Их хотят сделать понятными для молодёжи: доступным языком объяснить то, что раньше казалось обыденным, а сейчас кануло в Лету. Например, что такое госзаказ? Как проходили выставки и закупки с них? Какую роль играет монументальное искусство в городе? Как появлялись мозаики и фрески снаружи и внутри на стенах общественных зданий города? Ведь именно старожилы, художники-первопроходцы создавали художественный облик Белгорода, который сейчас уже практически не сохранился.

Над фильмами будет работать профессиональная команда: видеограф, режиссёр монтажа и режиссёр-сценарист с телерадиокомпании «Мир Белогорья». О художественной истории Белгорода расскажут директор драмтеатра Виталий Слободчук, искусствовед Галина Половина, главный художник драмтеатра Марина Шепорнёва, заслуженный работник культуры РФ Раиса Фирсова, нынешний и бывшие председатели белгородского отделения Союза художников России Юрий Чернышёв, Ольга Попова, Станислав Дымов и другие.

«Многие герои наших фильмов – люди пожилые, им за восемьдесят, и дорог каждый день. Когда не стало Евгения Савотченко, возник страх, что мы можем не успеть. Тогда у нас ещё не было денег, не был оформлен проект, но я попросила творческую группу, с которой мы предварительно обговаривали возможность работы над проектом, снять рассказ Ивана Чернышёва. Мы дважды встречались: в его мастерской и родном селе Новооскочное, сняли рабочий материал. А третьего января 2022 года Ивана Фёдоровича не стало», – говорит Алла Селютина.

Художник при жизни сам распорядился своими работами, много материалов передал музею, в том числе и подборку журналов.

«Вот, смотрите, это немецкий журнал Bildende Kunst, он выходил в ГДР. И тут опубликована работа Ивана Фёдоровича, – показывает Алла Александровна. – Наши художники активно участвовали во всесоюзных выставках, ездили на съезды. Было движение, яркая общественная жизнь. Вообще Иван Чернышёв был патриотом, искренне переживавшим за свою землю. Деревенская тема в творчестве – тоже не случайный выбор. Будучи выходцем из сельской местности, он хорошо знал и понимал этих людей, их беды и радости. Новооскочное – село, в котором он родился, вырос, поэтому всё вокруг имело для художника свою особую историю. «Вот этого леса не было, во время войны его вырубили на дрова, а потом мы заново сажали деревья, а по этой дороге я ходил в школу», – рассказывал он нам. Для него это не просто лес и не просто дорога… Понятно было, как ему больно видеть заброшенные дома, как он переживает, что деревня вымирает…»

 

Съемки в мастерской Ивана Чернышёва Съемки в мастерской Ивана Чернышёва / Фото: из архива Белгородского художественного музея

 

Сейчас идёт организационная подготовка проекта. Затем предстоит создание концепции цикла и каждого фильма в отдельности, написание сценариев, и начнутся съёмки. К концу июня должны быть готовы два фильма, а к концу сентября планируется сдать уже всё. Презентация цикла должна пройти в художественном музее во время Всероссийской акции «Ночь искусств», фильмы будут транслировать и на белгородском телевидении.

Анна Черкашина

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×