Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
21 марта 2014, 10:17
 Екатерина Шаронова 4584

Кукловод Вячеслав Семейченко: Мы, кукольники, до сих пор дети. И для нас не существует границ

Сегодня, 21 марта, Международный день кукольника

Кукловод Вячеслав Семейченко: Мы, кукольники, до сих пор дети. И для нас не существует границ Вячеслав Семейченко с испанским Петрушкой. Фото Михаила Малыхина
  • Екатерина Шаронова
  • Статья

Накануне 21 марта обозреватель «Белгородских известий» Екатерина Шаронова встретилась с актёром Белгородского государственного театра кукол, доцентом кафедры театрального творчества Белгородского государственного института искусств и культуры – заслуженным артистом России, трижды лауреатом Щепкинской премии Вячеславом Семейченко.

Международный день кукольника – это особенный праздник для людей, которые «всю жизнь играют в куклы»: режиссёров, артистов, художников, всех, кто причастен к кукольному театру профессионально, – и, конечно, поклонников искусства древнего и вечно юного. Его идея возникла в 2000-м: иранский деятель кукольного театра Дживад Золфагарихо заявил о ней на XVIII конгрессе Международного союза деятелей театра кукол в немецком Магдебурге. Дату определили через два года.

Первое соприкосновение Вячеслава Семейченко со вселенной кукол, которая позже его поглотит, случилось ещё в школе. Ребята ставили «Серебряное копытце» по сказке Павла Бажова, а Вячеславу предстояло сыграть роль волшебного козлика. По разным причинам зритель спектакль так и не увидел, зато наш герой навсегда запомнил свой первый опыт. «Божественная комедия», «Необыкновенный концерт» легендарного Сергея Образцова – ребёнком, подростком он любил кукольные спектакли, они вдохновляли его. Но даже мысли о том, чтобы стать кукольником самому, не возникало.

«Я отправился в Харьков поступать на актёра драматического театра. Два тура прошёл, на третьем срезался. И вдруг получил предложение: «Поступай на кукловода. На курсе втором-третьем сможешь перевестись». Поначалу колебался, но, согласившись и отучившись год, ни о чём другом и думать не мог», – рассказывает Семейченко.

Окончив Харьковский институт искусств, Вячеслав Леонидович по распределению попал в театр кукол Херсона. Четыре месяца «кукольной» жизни – и ушёл в армию. А после – сцена БГТК. В будущем году исполнится вот уже 30 лет, как он выходит к зрителям. Ему известны секреты редкого вида магии: куклы оживают в его руках, вместе они творят для нас обыкновенное чудо – отправляют в детство, где непременно пахнет «таинственным старинным шоколадом» и даже будничное настроение – радужное.

– Вячеслав Леонидович, что или, может быть, кто для Вас кукла?
– В первую очередь – персонаж. Во вторую – образ. А дальше – уже я.

Сама по себе кукла – художественное произведение. Её образ становится частью ещё более сложного образа, который рождают режиссёр и Вы как актёр. Определённо есть в Вашей профессии что-то пигмалионовское – неживая кукла в руках кукловода оживает...
– Тайна оживления куклы – внутри актёра. Безусловно, мы работаем над ролью, над образом. Но у каждого свой опыт и свой секрет. Кстати, текст мы не учим. Он заучивается на репетициях. Там, на сцене. И на репетициях же идёт процесс присвоения актёром этой роли, этой куклы. В драме актёр присваивает роль себе. А мне нужно и себе, и ей – чтобы мы стали одним целым.

– Для меня всегда было загадкой, кому принадлежит в это время рука, актёру или персонажу…
– Когда кукла работает – это она живёт. А пока кукла здесь (держит её на руках как младенца) – это я. Часто художник, рисуя эскизы, не знает, как кукол распределят, но кукла всё равно становится похожей на своего персонажа. Поработаешь с ней несколько спектаклей – и всё: одно лицо.

– Во времена Средневековья из городов изгоняли преступников и… кукольников…
– Естественно, ведь их как штык разящей сатиры боялись власть предержащие, городские богачи.

– А с суеверным страхом Вы это не связываете?
– Да, я встречал мнения, что мы отдаём свою душу кукле. Я же верю в Бога и в то, что любой дар творчества от него.

– Заметила, что когда кто-то берёт в руки куклу, начинает говорить кукольным голосом – как бы за неё. Какое-то бессознательное действие. А как Вы, профессиональный кукловод, выбираете голос для той или иной куклы? Из чего исходите?
– Сначала мы репетируем своим голосом, потом ищем попадание в маску. Есть спектакль «Петрушка на войне», где я играю две роли – Генерала и Гитлера (за эту работу получил диплом «Лучшая роль второго плана» на фестивале «Серебряный осётр» в Волгограде в 2010-м – прим. авт.). С режиссёром постановки Геннадием Шугуровым мы определились по поводу Гитлера – истерика, истеричная баба (говорит высоким истеричным голосом). Каждый раз на поклон я выходил красный. А то, как говорит мой Генерал, походит на голос героя Булдакова из «Особенностей национальной охоты». От фальцета до низкого и обратно – вот такой контраст получился.

Мы беседуем в гримёрке Семейченко. Он восседает на бутафорском троне, который создали специально для его бенефиса два года тому назад. И я, когда это удобно, рассматриваю тех кукол, которые здесь живут.

– Кукла, на которую Вы смотрите, – испанский Петрушка, – заметил мой интерес Вячеслав Леонидович. – Был у нас спектакль «Любовь дона Перлимплина» по пьесе Федерико Гарсиа Лорки. Это её герой.

  • Майский жук, один из женихов Дюймовочки.

  • Вячеслав Семейченко с испанским Петрушкой

– Петрушка – перчаточная кукла. Вы же управляетесь и с потрясающими марионетками («Цирк Шардам» Галины Карбовничей), и с тростевыми, и планшетными... А какая из кукольных конструкций Вам ближе?
– (глубоко задумывается) С марионетками работал мало. В институте их почти не преподавали. И вообще редко где преподают. Тростевые своеобразные. И Кот в сапогах – пожалуй, моя любимая кукла – тростевой. Больше работаю с планшеткой. Вот она и ближе. Хотя перчаточный Петрушка мне тоже интересен (кивает на испанца).

– Ваши первые спектакли «Приятного аппетита, Тигр!» по Дональду Биссету (орёл Дэвид и носорог Сэм) и «Приключения Буратино» (кот Базилио, папа Карло, Дуремар), спектакль «Приключения Чиполлино», который поставлен Вами, навсегда останутся для Вас особенными. Всё же сегодня, когда Вы исполнили свыше ста ролей в более полусотне постановок, какие спектакли Вам более дороги?
– «Гадкий утёнок». Этот спектакль режиссёр Ирина Лебедева поставила по пьесе «Дикий» Владимира Синакевича, который интерпретировал знаменитую андерсеновскую сказку. Я играю взрослого Карла. Главная роль… «Гадкий утёнок» стал первым серьёзным моим спектаклем. К тому же он очень глубокомысленный. Невероятно сильная трогательная любовь героя к матери, его долгий, наполненный страданиями, унижениями, одиночеством поиск. Его воля и его вера. Он стал лебедем – птицей, гордой, по-настоящему свободной в выборе. Обрёл своё место в мире и познал счастье жизни. И, конечно, «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» по повести-притче Ричарда Баха. Постановка режиссёра из Санкт-Петербурга Игоря Ларина. Он, скорее, не кукольный – в большей степени философско-драматический. «Чайка» позволила посмотреть на свои возможности по-другому. И впервые я выходил в зал и говорил, глядя прямо в глаза зрителям.

– Какие профессиональные чудаковатости Вы за собой замечали?
– В мою речь проникают и в ней остаются фразы из спектаклей. С куклой разговариваю (улыбается). Ловлю себя на этом – иду и разговариваю. Или в троллейбусе сижу и начинаю говорить сначала шёпотом, а потом понимаю, что уже во весь голос (смеётся).

– Как Вы отмечаете Международный день кукольника?
– С 16 марта наши артисты гастролируют по области. А 21-го дважды представят спектакль «Сивко-Бурко» Ирины Лебедевой на Ровенской земле. Обычно в этот день мы проводим капустник и посвящаем молодых артистов, вручая им покрытого золотой краской фанерного Мальчиша-Кибальчиша (эмблема БГТК – прим. авт.), а в его руке – либо труба, либо уменьшенная копия его же самого. Как сложится этот День кукольника, не знаю – спонтанно можем сотворить любое волшебство. Ведь мы, кукольники, до сих пор дети, хотя взрослые. И для нас не существует границ. От души поздравляю коллег и всех поклонников нашего искусства с праздником!

Поздравление с Международным днём кукольника от Вячеслава Семейченко и Майского жука. Михаил Малыхин

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×