Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
22 июня 2018, 13:37
 Оксана Придворева 4622

Не золотая, а золотная. Что посмотреть на выставке «Златошвейное искусство России»

«БелПресса» рассказывает об экспонатах, которые нельзя оставить без внимания

Не золотая, а золотная. Что посмотреть на выставке «Златошвейное искусство России» Фото Владимира Юрченко
  • Оксана Придворева
  • Статья

Выставку, где каждый экспонат на вес золота, в Белгород привёз Российский этнографический музей из Санкт-Петербурга. Посетителям белгородского художественного музея расскажут, почему нить золотная, чем отличается шитьё в прикреп от шитья на проём и почему в Средней Азии до 1920-х годов золотное шитьё практиковали только мужчины.

Орудия труда швеи

Путешествие по выставке логичнее начать со знакомства с орудиями труда швеи: это пяльцы, подушечка для иголок, катушка с золотной нитью.

Золотная нить сложная по составу. В основе её льняная, хлопчатобумажная или шёлковая нить, на которую навита плоская металлическая.

 

  • Пяльцы.

  • Пяльцы.

«Мастера в работе использовали самые разные по фактуре нити: плотную – пряденую нить, более рыхлую – сканую, где видны фрагменты внутренней основы, плоскую бить, которая могла быть прямой и гофрированной, канитель. Использование всех этих нитей позволяло разнообразить орнамент, – рассказывает ведущий научный сотрудник отдела этнографии русского народа санкт-петербургского музея Елена Мадлевская. – Разнообразны и технологические приёмы. Например, шитьё по настилу, в качестве которого использовались нитки, ткань, кусок картона, бумаги, бересты. Настил мог быть тоненьким, а мог быть и высоким, за счёт которого шитьё становилось выпуклым. Кроме того, вышивали и в технике узорных прикрепов, когда золотные нити прикреплялись не только по краю, но и по самому фрагменту шитья. Они формировали линии зигзагов, маленькие ромбики, круги. От того, какими были прикрепы и насколько глубоко они притягивали нить, узор разнился».

Костюм крымской татарки

 

  • Костюм крымской татарки.

  • Двухстороннее шитьё в костюме.

Не пройдите мимо этого экспоната за стеклом и обязательно присмотритесь к головному покрывалу.

«К концу XIX – началу ХХ веков у крымских татар сохранилась старинная техника двухстороннего золотного шитья. Расшитая ткань была тонкой, и золотная нитка могла пройти через неё. У многих других народов такая техника не сохранилась, потому что ткани для вышивки золотными нитями были более плотными», – объясняет Елена Мадлевская.

Платок из Каргополя

 

Платок из Каргополя.
Платок из Каргополя.
Фото Владимира Юрченко

Более распространённой и популярной была техника шитья односторонней гладью: золотная нить идёт поверху, а прикрепляется к ткани с помощью других ниток – прикрепов, насквозь пронимающих полотно.

В русской традиции, по словам Елены Мадлевской, также вышивали золотной нитью на проём в технике тамбур. Таким способом расшит платок из миткаля XIX века родом из Каргопольского уезда Олонецкой губернии.

Чепраки – дар бухарского эмира

 

Чепраки.
Чепраки.
Фото Владимира Юрченко

Давней традицией золотного шитья гордились в Бухаре, а крупнейшая его мастерская располагалась прямо в резиденции эмира Бухарского. Чепраки (подстилки под конское седло), расшитые золотной нитью, подарил императору Александру III один из бухарских эмиров. Дипломатический подарок, один из «даров эмиров бухарских», которые с конца 1870-х по 1910-е годы преподносили русским монархам правители Бухары. Российскому этнографическому музею (тогда – отделу этнографии Русского музея) чепраки и другие предметы царской коллекции передал его основатель – император Николай II.

Якутский женский костюм

 

Якутский женский костюм.
Якутский женский костюм.
Фото Владимира Юрченко

В Сибири золотным шитьём элементы одежды украшали только якуты. У женщин такую вышивку можно было увидеть на навершии праздничных головных уборов. И чаще всего якутские модницы в компанию к ней добавляли роскошный натуральный мех. В экспозиции – нарядный костюм якутки ХХ века.

Молитвенный коврик намазлык

 

Намазлык.
Намазлык.
Фото Владимира Юрченко

Наравне с деталями костюма, украшали золотной вышивкой предметы, относящиеся к религиозным церемониям. В экспозиции представлены футляр для Торы, поручи и пояс из облачения православного священника, покровец и намазлык – молитвенный коврик. На его вышивке обязательно изображение михраба – ниши в мечети.

Узбекские панно

 

Узбекские панно.
Узбекские панно.
Фото Владимира Юрченко

Из Санкт-Петербурга привезли украшенные вышивкой панно разных лет рождения и, что интереснее, разной формы: прямоугольные и круглые. Последние датируются началом ХХ века. Исследователи полагают, что такими панно накрывали котлы с пловом на праздниках. Прямоугольные панно младше, и назначение их сугубо бытовое. Прежнее место жительства всех этих экспонатов – Бухара.

Специально для белгородцев

 

Праздничный женский костюм Бирючского уезда (слева).
Праздничный женский костюм Бирючского уезда (слева).
Фото Владимира Юрченко

Также в белгородский музей привезли и расшитый золотными нитями праздничный женский костюм Бирючского уезда Воронежской губернии.

Выставку «Златошвейное искусство России» экспонируют в худмузее при поддержке Фонда содействия развитию музейного дела, археологии и памятников архитектуры в Белгородской области «Наследие». Экспозиция работает до 12 августа.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×