Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
28 сентября 2017, 15:00
 Анастасия Писаревская 3673

Космос Петра Лесового. Как художник увидел Вселенную в палитре

Белгородский акварелист разработал свою технику письма

Космос Петра Лесового. Как художник увидел Вселенную в палитре Художник Пётр Лессовой. Фото Анастасии Писаревской
  • Анастасия Писаревская
  • Статья

Пётр Лесовой – заслуженный художник России, председатель регионального отделения Творческого союза художников России. Работает в технике акварели, рисунка, масляной живописи, а ещё он скульптор, дизайнер.

Корабль с ромашкой

С красками наш герой познакомился рано.

«Отец в армии, всё хозяйство было на матери, а нас, маленьких, она закрывала в доме, – вспоминает Пётр Васильевич. – Мы с братом брали «Тихий Дон» и, растянувшись на глиняном полу, рисовали свои впечатления от книги. Нас навещал дедушка, как‑то увидел, чем мы занимаемся. Привёз коробочку акварельных красок и кисточку, протянул мне: «На, художником будешь».

Однажды в шутку Пётр нарисовал деньги.

«Перерисовал 10 рублей, показал ребятам на улице, посмеялись, местный алкаш забрал и купил на них бутылку самогона у бабки. Бабка почуяла неладное, пошла разбираться. Ох и всыпали мне ремня! – смеётся Лесовой. – С тех пор я больше так не делал».

Работы и учёбы он никогда не боялся, из школы вышел уже с навыками слесаря, токаря, столяра, кузнеца и водителя. В военкомате предложили учёбу в военном училище в Ленинграде.

«Рисовать очень хотелось, – говорит художник. – Но отец сказал, что не сможет всех обеспечить. Ладно, думаю, пойду в морское училище, буду капитаном в красивой форме с кортиком».

Отговорили от флотской карьеры моряки-срочники.

«Мы служим уже четыре года, ждём, когда всё закончится, а ты добровольно идёшь, дурак. Будешь плавать на подводной лодке, а потом заново учиться ходить и лысеть», – говорят мне ребята. Вот тогда я и решил, что не нужно мне это», – вспоминает Лесовой.

 

Картина Петра Лесового «Космические маршруты».
Картина Петра Лесового «Космические маршруты».

С училищем вопрос решил просто: завалил вступительный экзамен по математике.

«Нарисовал корабль, на нём ромашку и сдал свой лист», – смеётся он.

Пётр Васильевич забрал документы и отправился прямиком в Ленинградское художественное училище.

«Меня даже в дрожь бросило, когда в холле увидел картины. Но я опоздал: последний экзамен уже прошёл. Приехал домой с опущенной головой».

100 зарисовок в день

Дома Петру не сиделось: вскоре уехал в Киев на стройку по комсомольской путёвке, записался на подготовительные курсы в художественно-промышленный техникум, а спустя год поступил туда на отделение дизайна.

На четвёртом курсе его забрали в армию, но и там он рисовал. А отслужив, прямо в форме пошёл поступать в Харьковский художественно-промышленный институт. Поставил перед собой задачу делать 100 зарисовок в день. Никаких поблажек: поздно пришёл, устал в институте…

«Профессор нашей кафедры говорил: «Как скрипач должен смычок каждый день держать, так художник – кисть. Тогда из тебя получится профессионал».

В 1980 году, женившись, Лесовой переехал в Белгород.

За вдохновением

Рюкзак, кусок сала и этюдник – так Пётр Васильевич собирался за материалами для будущих картин. Побывал на Белом море, вместе с коллегами ездил в Польшу, Узбекистан, Казахстан. В путешествиях обращал внимание на черты культуры, местности, а на бумаге старался подчеркнуть нравы и обычаи народа.

«Мазанки стоят одна на одной, детей полно, козы сверху домов скачут, женщины одеяла пёстрые вывесили. Средняя Азия – это потрясающее место с самобытной культурой, бытом, архитектурой и традициями. Это всё я старался отразить в картинах, – признаётся художник. – Надо было быстро рисовать, ведь тебе никто не будет позировать, ты должен уловить момент».

Многие собранные зарисовки пока не превратились в нечто большее – это задел на будущее.

 

Картина Петра Лесового «Архангел Михаил на земле».
Картина Петра Лесового «Архангел Михаил на земле».

Рисуем как умеем

Пётр Васильевич и своих дочерей рисовать научил.

«Дочку с двух годиков приучал рисовать по сказкам. Читал ей, а она переносила на бумагу. Жаловалась: «Не могу голову нарисовать, не могу то, не могу это». Но ничего страшного, ребёнок должен творить как хочет, может вместо головы квадрат рисовать или шарик. Как получается, так и рисуй. Со временем у неё стали получаться такие потрясающие картины, что я у неё начал учиться», – признаётся художник.

Так Пётр выработал свою технологию обучения.

«Раскраски или прописи, где надо по линии обводить, – это не то. Или когда просят срисовать с натуры, например, яблоко. Человек начинает мучиться, у него не получается, он бросает. Академические знания нужны, но самое важное – чтобы ты научился передавать своё понимание и видение. Тогда это будет не только красиво, но и убедительно», – поясняет Лесовой.

Краска подсказала

25 лет назад Пётр Васильевич начал разрабатывать собственную технику письма.

«Космос – то невидимое пространство, которое каждого человека волнует. Я, когда ночевал под открытым небом, смотрел и думал: что же там такое? Пространство, в котором ещё пространство? А где у него начало и конец? – вспоминает Пётр Лесовой. – Так мои размышления по этому поводу перешли в картины».

А подтолкнула его к этому сама краска.

«Однажды заметил, как на палитре один цвет заходит на другой и получается необычный, красивый и гармоничный рисунок. Я тогда подумал: как бы мне научиться управлять этим? И начал изучать, подходить творчески. Долго разрабатывал космическую технику».

 

Картина Петра Лесового «Горный кишлак. Узбекистан»
Картина Петра Лесового «Горный кишлак. Узбекистан»

Когда приходит вдохновение, всё остаётся в стороне.

«Закрываюсь, никого не пускаю и начинаю творить. С утра начал, смотришь – уже вечер, а ты и не знаешь, сколько дней уже прошло», – говорит художник.

Акварель – самая капризная краска, не каждый с ней умеет совладать. Но Пётр Васильевич нашёл к ней подход.

«Есть художники, которые бегают за краской: куда она – туда и он. Но ты должен взять над ней верх, её надо заставлять делать то, что тебе хочется, управлять ею, чтобы она потекла туда, куда тебе надо», – уверен мужчина.

Ради природы

Сейчас Пётр Васильевич живёт в Шебекинском районе.

«Я бросил Белгород ради этой природы, леса и реки. И ни за что бы не променял всё это даже на лучшую квартиру в городе».

Большой сад художника богат алычой, грушей, шелковицей, черешней, сливой, абрикосом. Растут персики, лимоны, кусты ежевики и виноград. В теплице – помидоры и огурцы. Это не считая цветов и небольшого хозяйства: кур, перепёлок.

Пётр Васильевич режет по дереву, делает витражи, расписывает стены. Сам спроектировал дом, сварил каркас для теплицы и сам же её накрыл. За неделю выстругал сказочные ворота в виде частокола с двумя охранниками-богатырями.

«Как только доделаю дом, сяду и буду писать, писать и писать. Самое страшное наказание для меня – лишить кисти, красок и заставить делать то, что я не умею», – признаётся Лесовой.

Его произведения хранятся в Белгородском художественном музее, в Курганском музее акварели, в частных коллекциях России, Польши, Германии, Франции, США. В работах художника можно встретить знакомые лица, у персонажей его картин черты дочерей Анны и Оксаны, жены Татьяны, друзей и знакомых. Присмотритесь, может, на одной из них вы узнаете и себя.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×