Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
21 июля 2016, 17:54
 Оксана Придворева 4103

Искусство на волоске

В Белгородском художественном музее показывают выставку микроминиатюр сибирского Левши Владимира Анискина

Искусство на волоске На выставке «Диво под микроскопом»: бутон розы в конском волосе 0,065 мм. Фото Владимира Юрченко
  • Оксана Придворева
  • Статья

Впаянную в конский волос микроскопическую розу или авианосцы, приземлившиеся на спинки колорадского жука и божьей коровки, можно пытаться рассмотреть и без специальной оптики – микроскопа с жизнеутверждающим Made in Russia и увеличительного стекла. Кое-где даже удастся.

Но погрузиться в мир художника-микроминиатюриста и понять его задумку можно, лишь если всматриваться вновь и вновь и замечать детали. Так, кстати, говорит сам Владимир Анискин.

Диво под микроскопом

Микроминиатюру он, окончивший с отличием Новосибирский государственный технический университет, открыл для себя в конце 1990-х годов. Увлёкся, можно сказать, случайно: хотел всерьёз заняться ювелирным делом, но в руки попала книга о том, как работают мастера-микроминиатюристы.

«Я был впечатлён теми работами, о которых рассказывалось в этой книге. Возникшее желание сделать что‑нибудь подобное острой занозой засело у меня в голове, не давая покоя», – рассказывает сам Владимир на своём сайте.

Примерно тогда же Анискин устроился в Институт теоретической прикладной механики сибирского отделения РАН и вот уже почти 20 лет «по работе» разрабатывает микродатчики для аэродинамических исследований и других отраслей науки. А для души – микроминиатюры.

Его работы есть в постоянной экспозиции музея микроминиатюр «Русский Левша» в Санкт-Петербурге. Микроминиатюры Анискина экспонировали на передвижных выставках в нескольких российских городах. Белгородцы впервые их увидели четыре года назад. Часть прошлой коллекции привезли в художественный музей, и в этот раз вместе с новыми, совершенно удивительными экспонатами – всего чуть более четырёх десятков работ.

Орден Святого Георгия на срезе макового зёрнышка.
Орден Святого Георгия на срезе макового зёрнышка.
Фото Владимира Юрченко

«Мастеров-микроминиатюристов в России немного, многие из них без профессионального художественного образования. Можно даже настаивать на том, чтобы называть их именно мастерами: не каждый сумеет работать с такими формами – сотыми и тысячными миллиметра. Такое расстояние даже на линейке не рассмотреть, – рассказывает научный сотрудник музея Алёна Святенко. – Микроскопическая работа требует серьёзности и сосредоточенности. А ещё подходящего хорошего зрения и ловких рук. Руки – это первый и главный инструмент микроминиатюриста. Второй – микроскоп, иголки и шлифовальные инструменты».

Все микроминиатюры Анискин создаёт вручную. Инструмент для каждой работы он придумывает и изготавливает сам, например станок для сверления и шлифовки изнутри конского волоса. Часто отработка технологии и изготовление инструмента занимает больше времени, чем работа над миниатюрой. Иногда подготовка идёт годами. Его постоянные помощники – бинокулярный микроскоп и два самодельных станка, помещающихся на ладони, – токарный и заточный.

Экспонаты из краски и пыли

Сначала в его коллекции появилось рисовое зёрнышко с нанесёнными на него 2 027 буквами, потом – надпись на продольном срезе волоса.

«Рисовое зерно – это первый материал, с которым начинают работать микроминиатюристы. Оно достаточно крупное и мягкое, – поясняет Алёна Святенко. – Одно из самых мелких зёрен – маковое. Созданные на нём работы показывают уровень мастера».

Экспозиция «Диво под микроскопом» невелика – всего лишь три стола с оборудованием. Под специальным микроскопом – экспонаты: Анискин обращает внимание на оформление работ.

Лунная станция Луна-9 на семени японской капусты.
Лунная станция Луна-9 на семени японской капусты.
Фото Владимира Юрченко

«Если коснуться вопроса об оптике, используемой для просмотра работ, то можно сказать следующее. Существует жёсткая связь увеличения, фокусного расстояния, поля обзора и глубины резкости. Чем больше увеличение, тем меньше фокусное расстояние. Одновременно уменьшается поле обзора и глубина резкости. Для микроминиатюристов это большая проблема. Приходится искать компромисс между двумя этими крайностями. И иногда получается очень хорошо», – приоткрывает кухню микроминиатюрист на своём сайте.

А всё вкупе рождает картинку почти волшебную и удивительную. Подходишь к микроскопу, включаешь лампочку, перед тобой появляется небольшая роза как будто в стеклянной колбе, а на поверку – в конском волосе. Сложно представить, что в натуральную величину бутончик розы всего 0,065 мм. И ещё труднее поверить в то, что стебельки и листочки её есть не что иное как частички зелёной пыли.

Та же история с «Ландышами». Два переданных со всеми подробностями цветка Анискин посадил на… срез макового зерна. Один из ландышей – в стаканчике, выточенном из зелёного оргстекла. Для большего эффекта мастер посадил зёрнышко на больший по размеру стеклянный ландыш. Рядом – удивительная по кропотливости «Новогодняя ёлка» из золота и красителя. Снеговик и украшенная игрушками ель поселились на торце конского волоса. Размеры их трудно овеществить: ёлочка выросла высотой 0,16 мм, а снеговичок в два раза её меньше. Диаметр срезанного волоса – 0,11 мм – почти как острие лезвия.

Стебельки ландыша из пылинок на срезе макового зёрнышка.
Стебельки ландыша из пылинок на срезе макового зёрнышка.
Фото Владимира Юрченко

Есть здесь, правда, одна особенность: с первого взгляда линза микроскопа не позволяет рассмотреть работу детально. Выход здесь – посмотреть в микроскоп снова через коротенький временной промежуток. Достаточно и минуты – и микроминиатюра заиграет по‑новому.

«Анискин предупреждает: микроминиатюру можно подделать, – говорит Алёна Святенко. – Обман зрения создают за счёт вогнутой линзы. Если нет микроскопа, а вам предлагают взглянуть на объект и что‑то там разглядеть, будьте осторожны: подлинную микроминиатюру можно рассмотреть со всех сторон».

«Здесь был русский мастер»

А вот и классика микроминиатюры – блоха с подкованными лапками. Познакомимся? Зовут её Муся, «спонсор – кот Кузя», «подковал русский мастер Анискин В.М.».

Подковать блоху – обязательное умение для микроминиатюриста. И здесь мастера, рассказывает Алёна Святенко, даже соперничают между собой и идут на какие‑то микросделки с совестью: то подкову к лапке приклеят, то сделают её чуть больше лапки, чтоб сподручнее было гвозди вбивать. А для Анискина принципиально своих блох именно подковать. Чтобы у зрителей не осталось сомнений в достоверности, рядом с блохой – микрогвоздики, похожие на вбитые в подкову. Толщина подков – 0, 005 мм, ширина – 0,06 мм.

Какие ещё экспонаты ждут посетителей? Да самые разнообразные. Много здесь космической темы: уникальна в своём роде лунная станция «Луна-9» из золота и вольфрама, размещённая на срезе семени мизуны. История совершенно неземная: Анискин сотрудничает с московским Институтом космических исследований, знаком с космонавтами, поэтому в один из полётов с ними и отправилась «Луна-9» вместе с микросопическим «Бураном» и портретами Белки и Стрелки, написанными акварелью на срезе яблоневой косточки.

Отдельным мотивом ещё одно увлечение микроминиатюриста: Владимир Анискин собирает по стране застывших миллионы лет назад в янтаре насекомых. Небольшая работа – шлифовка, полировка – и ими тоже можно смело удивлять.

Выставка продлится до 20 сентября.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×