Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
31 марта 2014, 18:10
 Екатерина Шаронова 2396

Музыка «Колоколов»: сны об ушедшем гении

Белгородцы услышали лучшее из рахманиновских произведений

Музыка «Колоколов»: сны об ушедшем гении Фото Юрия Бограда
  • Екатерина Шаронова
  • Статья

В минувшем году музыкальный мир чествовал выдающегося русского композитора, пианиста, дирижёра Сергея Рахманинова – исполнилось 140 лет со дня его рождения и 70, как его не стало. Белгородская государственная филармония посвятила творчеству гения абонемент «Рахманинов и его время». Ввиду успеха этого цикла его продолжили в году наступившем. И вот 28 марта, в день смерти Рахманинова, прозвучал концерт абонемента, завершив его в 47-м филармоническом сезоне – белгородским меломанам впервые представили Четвёртый фортепианный концерт и вокально-симфоническую поэму-кантату «Колокола».

Самое противоречивое

И самое неисследованное произведение Рахманинова – трёхчастный Концерт № 4 для фортепиано с оркестром соль минор. Так считают исследователи, называя его промежуточным звеном между зрелым и поздним творческими периодами мастера. В нём – отпечатки двух стилей композитора и его поиск новых путей сочинительства. Партитура, которая имеет три версии и создавалась в общей сложности 27 лет (1914–1941), почти забыта и мало исполняема. К ней, сверхсложной для исполнения и для многих музыкальных гурманов, безусловно, лучшей среди рахманиновских концертов, и обратился главный дирижёр симфонического оркестра БГФ Белгородской филармонии – заслуженный деятель искусств Украины Рашит Нигаматуллин. С него и начался этот совершенно особенный вечер – торжество русской музыки. Уникальное произведение (по напряжению и драматизму равное ему ещё нужно поискать), проникнутое настроениями мрачными, тревожными, с образностью таинственной, инфернальной, для белгородских меломанов играли музыканты оркестра. Партию фортепиано блестяще исполнила заслуженный работник культуры России Ирина Соколова (именно этой пианистке принадлежит идея создания абонемента «Рахманинов и его время» – прим. авт.).

Самое сильное

Лето, 1912-го. Рахманинов начинает воплощать свои мысли о масштабном симфоническом полотне. Как вдруг получает письмо. В нём – стихотворение «Колокола» американского писателя Эдгара Аллана По. Перевод Константина Бальмонта. «Колокола» должно должны было были идеально подойти для нового сочинения мастера, полагает анонимный отправитель. Прошли годы, прежде чем стало известно: автор письма – виолончелистка Мария Данилова. Поклонница Рахманинова, она попала в точку.

Композитор с детства находился под огромным впечатлением от благовестников новгородского Софийского собора, от той атмосферы трагического величия, которую рождают их перезвоны. «Четыре серебряные плачущие ноты» звучали в его голове на протяжении всей жизни, он претворял их в произведениях. И вокально-симфоническая поэма-кантата «Колокола» для оркестра, хора и солистов, которую Рахманинов создаст, обратившись к стихотворению По и наделив символистское произведение американского поэта русской национальной окраской, станет самым выдающимся из них. Невероятная достоверность в оркестровке колокольного звона превратила «Колокола» в уникальное явление. Сам автор назовёт её «любимейшим», «самым сильным» из своих произведений.

Четыре музыкальные части соответствуют четырём стихотворным частям и рисуют четыре картины человеческой жизни. Они разные по настроению, но схожие по колориту, красочности, лейтмотиву, близкие в своей интонации древнерусским причетам и средневековой секвенции Dies Irae, отмечает известный музыковед Людмила Михеева.

«Слышишь, сани мчатся в ряд, Мчатся в ряд! Колокольчики звенят, Серебристым лёгким звоном слух наш сладостно томят…» – первым явлен стремительный бег юности. На смену ему приходит время, полное любовного лиризма, торжества, трепета ожидания: «‎Слышишь, к свадьбе звон святой, Золотой!». Звон золотой рассеивает медный. В зловещем гуле набата проступает призрак грядущего Апокалипсиса: «Слышишь, воющий набат, Точно стонет медный ад! Эти звуки, в дикой муке, сказку ужасов твердят». И наконец тревога оборачивается скорбью. В финале погребальный колокол возвещает покой гробовой: «Похоронный слышен звон, Долгий звон! Горькой скорби слышны звуки, горькой жизни кончен сон, Звук железный возвещает о печали похорон!». Здесь Рахманинов «раскрыл психологическое состояние встревоженного человечества», воплотив предчувствия грядущих катастроф – Первой мировой войны, кровавого времени русских революций.

Впервые «Колокола» представил сам автор. Петербургская премьера состоялась 30 ноября 1913-го в Мариинском театре. Московская – 8 февраля 1914-го в Большом.

Белгородским слушателям во всём масштабе, величии и философской наполненности «Колокола» преподнесли симфонический оркестр под управлением Рашита Нигаматуллина (тройной (!) состав) и камерный хор Белгородской филармонии (главный дирижёр – Елена Алексеева). Пианистка Ирина Соколова. Прибывшие из Воронежа хористы «Академии» (главный дирижёр – заслуженная артистка России Ольга Николаенко) и солисты – лауреаты международных конкурсов Людмила Солод (сопрано), Дмитрий Башкиров (тенор), Игорь Горностаев (баритон). Их голоса органично вплетались в ткань симфонического полотна, развивая его стихотворными строками. Великолепное исполнение грандиозной поэмы-кантаты ждал оглушительный слушательский успех.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×