Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
22 июля 2015, 10:29
 Тамара Акиньшина 2572

Мёдом намазано

Потомственный пчеловод из Красного откроет детское кафе с особыми лакомствами

Мёдом намазано Виктор Курчин. Фото Вадима Заблоцкого
  • Тамара Акиньшина

Виктор Курчин рассказал «Белгородским известиям» о культуре потребления мёда, об укреплении иммунитета с помощью прополиса и о повадках пчёл.

Медовая династия

Виктору Викторовичу, что называется, сам бог велел быть пасечником. Ведь пчёл держали его прадеды и деды с обеих сторон. От двоюродного деда-плотника ему достались добротно сработанные ульи, дымарь и рабочий ящик пчеловода с инструментами. На отце, правда, медовая династия прервалась. Так и лежал-пылился в сарае инструментарий, пока не дошли до него руки у Виктора. Выбора у него не осталось ещё и потому, что со стороны жены в роду тоже пасечников хватало. Так и вышло, что выпускник спортфака занялся пчеловодством (забегая вперёд, скажем, что сейчас Курчин заканчивает аграрный университет по специальности «технология производства и переработки сельхозпродукции»).

«Посоветовались мы с тестем и купили на двоих пять пчелиных семей. Это было в конце 90-х. В центре занятости населения дали денег на развитие личного подсобного хозяйства. На них мы приобрели деревообрабатывающий станок и материалы для изготовления ульев и рамок», – рассказывает Курчин.

Сладкая благотворительность

Дело пошло. Из года в год пчелиное хозяйство расширялось. Вскоре пришлось купить специальные телеги, чтобы кочевать с пасекой от одних медоносов к другим. А четыре года назад, в 2011 году, Курчин организовал свой пчелопарк «Малиновский», в котором сейчас содержатся 320 семей. Зимуют пчёлки в специально построенном меловом омшаннике. Спустя год красненский пасечник выиграл 300-тысячный грант, деньги от которого пустил на покупку оборудования для расфасовки мёда. А в прошлом году его включили в местный реестр поставщиков мёда в общеобразовательные и социальные учреждения области.

«Мы шесть тонн мёда в 2014 году по этим программам поставили. И ещё около тонны нерасфасованного дали школам просто так, в качестве благотворительности», – хвалится бизнесмен.

Сейчас в планах у пчеловода – открытие детского кафе, где к травяному чаю будут подаваться разные лакомства на меду. Кстати, травы – чабрец, душица, мята, мелисса и кипрей – тоже не покупные.

«Я считаю, что культура потребления мёда должна закладываться ещё в детстве. Тогда иммунитет у подрастающего поколения будет крепче», – заключает медовый бизнесмен.

Монофлёрный и луговой

К слову, сам Курчин мёд в его естественном виде не ест. Он его… пьёт.

«У меня в холодильнике всегда стоит банка с медовой водой. По мере необходимости вода туда доливается, мёд добавляется. Я частенько наливаю себе кружечку, и все мои домашние тоже эту воду любят», – с улыбкой рассказывает пасечник.

Но здесь тоже есть секрет. Растворять мёд надо не в горячей воде и уж тем более не в кипятке. От этого теряется его польза. Брать надо тёплую воду, примерно 40-градусной температуры. То же самое касается горячего чая: надо просто подождать, пока он приостынет, и лишь затем добавлять в чашку мёд.

К слову, в холодный сезон Курчин дополнительно укрепляет свой иммунитет: каждое утро пьёт стакан воды, в котором настаивался небольшой шарик прополиса. Говорит, это профилактическое средство никаким микробам шанса не оставляет.

«Прополис – это же вообще уникальное вещество. По обезболивающим свойствам он в 12 раз сильнее морфина, представляете?!» – делится своими познаниями Виктор Викторович. Удивительные свойства имеют и другие пчелопродукты. Например, настойка на личинках восковой моли. Звучит, конечно, неаппетитно (выглядит этот продукт тоже, мягко говоря, не очень). Однако считается, что это средство лечит даже рак.

О пользе перги (пчелиного хлеба), которая состоит из цветочной пыльцы, смоченной нектаром и обработанной секретом пчелиных челюстных желез, вообще можно написать целый роман.

По словам красненского пчеловода, она превосходит мёд по содержанию питательных веществ. Отсюда её антибактериальные, противовоспалительные и иммуномоделирующие свойства.

«Я часто езжу в Москву на медовые ярмарки. И там все эти сопутствующие продукты нарасхват. Знающие люди в очередь за ними выстраиваются», – комментирует Курчин.

Что касается мёда, то сейчас, по словам пасечника, особым спросом пользуются монофлёрный – акациевый, гречишный и т. п. (нектар для него пчёлы собирают преимущественно с одного медоноса). Ещё высоко ценится майский мёд, его люди считают самым полезным. Однако сам пасечник на первое место поставил бы луговой: десятки цветов, с которых пчёлы собирают нектар, сообщают этому виду мёда суперсвойства. К слову, у каждого вида мёда есть свои дополнительные плюсы. Например, подсолнечный можно употреблять даже диабетикам – там меньше всего сахаров.

В демонстрационном зале пчелопарка «Малиновский».
В демонстрационном зале пчелопарка «Малиновский».
Фото Вадима Заблоцкого

Полосатые барометры

В наследство Курчину достались бесценные записки деда – так называемый дневник пасеки. По достоинству оценить этот клад (иначе не скажешь) Виктор Викторович смог очень быстро. Вот, например, заболели пчёлы варроатозом (клещ-паразит). Лечить их химией не хочется. А в дедовских записках подсказка: надо обработать рамки настойкой чистотела.

«Раньше, когда закупали пчёл на стороне, были болезни. А сейчас практически нет, так как мы лет пять уже всё своё выводим. Если случится болезнь, лечим пчёлок натуральными средствами, антибиотики не используем», – с гордостью сообщает пчеловод.

Вообще о своём медовом бизнесе и полосатых труженицах-пчёлах Курчин готов говорить часами. И главное, что рассказы эти непосвящённому слушателю очень и очень интересны. Например, знали ли вы, что пчёлы являются своеобразными высокочувствительными барометрами, реагирующими на грядущее изменение погоды?

«Приезжаешь утром на пасеку. Тепло, небо ясное, солнышко светит. А они возбуждённые какие-то, не даются, когда начинаешь в ульи лезть. Глядишь, после обеда дождь натянуло», – поясняет Виктор Викторович.

Также эти трудолюбивые насекомые не терпят парфюмерных ароматов и вообще всего резко пахнущего. К пчёлам надо являться как на праздник: вымытым до скрипа, причём хозяйственным мылом. Ни под градусом, ни с похмелья к ним не сунешься. Такие вот поборницы трезвости. А ещё пчёлы, по словам Курчина, чувствуют настроение человека. Наверное, потому все пасечники с виду такие степенные и нравом спокойные.

Кто пчеле рад, тот будет богат

В последнее время пчеловодство в Белгородской области на подъёме. Многие селяне держат пасеку «для себя». Некоторые, как Курчин, идут дальше и строят на мёде бизнес.

Как следует из доклада заместителя начальника департамента АПК Белгородской области Дениса Коробова, производством мёда у нас занимаются около 7,4 тысячи человек. Самыми «сладкими» в этом отношении районами являются Ровеньский, Ивнянский, Новооскольский и Алексеевский, а также Старооскольский городской округ.

В прошлом году валовое производство мёда составило 3,7 тысячи тонн (для сравнения в 2009 году – 1,18 тыс. тонн). Во всех районах созданы пчелопарки (по области их 50). В них не только производят мёд, но и частично перерабатывают его, расфасовывают, приближая к потребителю. Там же производится инвентарь, организуется досуг гостей (по линии сельского туризма). Имеется в области даже особый пчелопарк «Илёк-Пеньковский» (Краснояружский район), где разводят племенных пчеломаток. Владеет организацией Сергей Афанасенко, а помогают ему сыновья, один из которых на деньги гранта от областного фонда развития малого и среднего предпринимательства отучился в известном институте пчеловодства Кирххайн.

С 2010 года в нашем регионе реализуется программа «Школьный мёд», благодаря которой, если верить статистике, белгородские школьники болеют меньше. А изобретённый и запатентованный белгородцем Александром Полиенко способ получения из мёда сухого медового порошка позволяет расширить область использования этого полезного продукта в пищевой промышленности.

Судя по всему, отрасль «созрела» для качественных изменений. Пчеловод Курчин из Красного, например, задумывается о создании производственного кооператива. А значит, у белгородского мёда может появиться шанс занять свою нишу на самом сладком рынке России.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×