Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
21 июля 2015, 10:48
 Тамара Акиньшина 1455

Точка к точке

Грайворонская мастерица учит детей редкой и сложной технике росписи

Точка к точке Светлана Толмачёва. Фото Алёны Антоновой
  • Тамара Акиньшина

Светлана Толмачёва рассказала «Белгородским известиям» об усидчивости, граничащей с занудством, и возможностях, возникающих при соединении старых традиций с новыми материалами.

Работа по душе

Экс-конструктор-машиностроитель, экс-старший лейтенант милиции, экс-тренер по спортивной гимнастике, а ныне – руководитель самодеятельного коллектива грайворонского Дома ремёсел. Это всё о ней – о Светлане Толмачёвой.

Несколько лет назад она с мужем и маленькой дочкой переехала с Севера в Старый Оскол. Но там семья не задержалась. В поисках уютного маленького городка приехали они на разведку в Грайворон – и остались. Купили дом на берегу Ворсклы и занялись поиском работы. А пока суд да дело, Светлана Владимировна решила пристроить 8-летнюю дочь Веру в какой-нибудь творческий кружок. С тем и пришла в местный Дом культуры. Сама она к тому времени уже несколько лет увлекалась точечной росписью. Как-то увидела в Интернете работы других мастеров в этой технике. Попробовала – и затянуло. Училась по видеозаписям мастер-классов известных мастериц, например, Натальи Воробьёвой (ник в сети –  Кельтма).

«Я к тому времени дома уже расписала всё, что могла. Знакомые и друзья несли мне пустые бутылки красивой формы, всякие-разные коробочки», – с улыбкой вспоминает Светлана Владимировна.

И надо же было такому случиться, что грайворонскому Дому ремёсел как раз требовался мастер декоративно-прикладного творчества.

– Ой, а я как раз точечной росписью занимаюсь…

– А принесите нам свои работы посмотреть…

Принесла. Показала. Так и нашла работу по душе. Это ведь очень важно для женщины, считает Светлана Владимировна, – работать именно для души.

«Звоню мужу и радостно кричу в трубку: «За моё хобби мне теперь платить будут!». У нас с ним уговор был: кто первым работу найдёт, тот и будет работать. Вот я и работаю, а он – пенсионер МВД и домохозяин», – смеётся мастерица.

От чеканки до пуантилизма

Истоки точечной росписи, если хорошо поискать, можно найти у разных народов мира. Например, её в древности использовали аборигены Австралии, применяли в африканских племенах. На Руси процветала близкая к точечной технике чеканка по металлу. А во Франции в конце XIX века даже существовало художественное направление – пуантилизм, в котором художники рисовали не мазками, а именно точками, которые наносили на полотно кончиком кисти.

«В наше время есть возможность совместить старые традиции с современными материалами.  Акриловые краски, которыми мы работаем, универсальны. Они ложатся на всё: на дерево, стекло, металл, пластик, кожу»,  – рассказывает мастерица, расписывая очередную свою шкатулку.

На первый взгляд кажется  – что тут сложного? Взял тюбик, выдавил из него краску и тыкай ею куда надо. Но на деле роспись – это завершающий этап работы, точнее  – предпоследний. Сначала заготовку (если она, например, деревянная) надо ошкурить и загрунтовать. Потом – отшлифовать и покрыть лаком. И лишь после этого можно расписывать. А потом – ещё раз лакировать. Если ошибся на этапе росписи, частенько приходится начинать всю процедуру заново: шкурить, грунтовать и далее по списку.

«Вот эта шкатулка мне, прямо скажем, кровью далась. Попыталась стереть лишнюю точку – дерево окрасилось. Пришлось всё сдирать и расписывать по новой», – Светлана Владимировна показывает красивую деревянную коробочку, расписанную под русский рушник. За неё, кстати, мастерица получила диплом II степени Всероссийского конкурса «Гражданско-правовое и патриотическое воспитание. Народы России. Культура и традиции».

Полезное занудство

Глядя на мастерицу за работой, просто диву даёшься: сколько же нужно внимания и терпения для того, чтобы расписать даже небольшую вещь. Сосредоточенная, в особых очках с сильным увеличением, она вся будто застывает, даже, кажется, не дышит. Лишь рука экономными движениями наносит точку за точкой.

«О, для этой работы нужно обладать суперусидчивостью. Даже, можно сказать, занудством», – не отвлекаясь, поясняет Светлана Владимировна.

При желании можно расписать маленькую заготовку и за четыре часа, но это если не отрываться. Обычно же на работу тратится несколько дней.

Наверное, это самое тяжёлое в точечной росписи для нынешних подвижных и нетерпеливых ребятишек, которые ходят на занятия кружка. В основном его посещают девочки 10-12 лет. Был один мальчишка, да недолго выдержал – сбежал. Впрочем, мастерица с детьми занимается не только и не столько точечной росписью в чистом её виде. Даёт задания попроще, ориентируясь на возраст. С перспективными учениками занимается отдельно. Например, у одной из воспитанниц Светланы Владимировны – Вики Шапошник – недавно даже прошла персональная выставка. На ней девочка представила 11 работ, выполненных в трудной технике точечной росписи.

«У нас в области вообще мало мастеров моего профиля. Поэтому на арт-базарах и фестивалях подобные работы расхватывают быстро. И тут важно не стоять на месте, развиваться, осваивать новые направления. Например, раньше мне с трудом давались русские народные мотивы в росписи, а сейчас я их частенько использую. Вошла во вкус», – делится мастерица.

Совсем недавно работа Светланы Владимировны была высоко оценена комиссией Всероссийского конкурса «Пою тебе, моя Россия». В  номинации «Поделка» её шкатулка заняла 2-е место.

Директор Дома ремёсел Наталья Вакуленко высоко ценит мастерство и преподавательский талант Толмачёвой. Возможно, скоро Светлане Владимировне присвоят официальный статус народного мастера Белгородской области. По нашему мнению, она этого заслуживает.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×