Работа по душе
Экс-конструктор-машиностроитель, экс-старший лейтенант милиции, экс-тренер по спортивной гимнастике, а ныне – руководитель самодеятельного коллектива грайворонского Дома ремёсел. Это всё о ней – о Светлане Толмачёвой.
Несколько лет назад она с мужем и маленькой дочкой переехала с Севера в Старый Оскол. Но там семья не задержалась. В поисках уютного маленького городка приехали они на разведку в Грайворон – и остались. Купили дом на берегу Ворсклы и занялись поиском работы. А пока суд да дело, Светлана Владимировна решила пристроить 8-летнюю дочь Веру в какой-нибудь творческий кружок. С тем и пришла в местный Дом культуры. Сама она к тому времени уже несколько лет увлекалась точечной росписью. Как-то увидела в Интернете работы других мастеров в этой технике. Попробовала – и затянуло. Училась по видеозаписям мастер-классов известных мастериц, например, Натальи Воробьёвой (ник в сети – Кельтма).
«Я к тому времени дома уже расписала всё, что могла. Знакомые и друзья несли мне пустые бутылки красивой формы, всякие-разные коробочки», – с улыбкой вспоминает Светлана Владимировна.
И надо же было такому случиться, что грайворонскому Дому ремёсел как раз требовался мастер декоративно-прикладного творчества.
– Ой, а я как раз точечной росписью занимаюсь…
– А принесите нам свои работы посмотреть…
Принесла. Показала. Так и нашла работу по душе. Это ведь очень важно для женщины, считает Светлана Владимировна, – работать именно для души.
«Звоню мужу и радостно кричу в трубку: «За моё хобби мне теперь платить будут!». У нас с ним уговор был: кто первым работу найдёт, тот и будет работать. Вот я и работаю, а он – пенсионер МВД и домохозяин», – смеётся мастерица.
От чеканки до пуантилизма
Истоки точечной росписи, если хорошо поискать, можно найти у разных народов мира. Например, её в древности использовали аборигены Австралии, применяли в африканских племенах. На Руси процветала близкая к точечной технике чеканка по металлу. А во Франции в конце XIX века даже существовало художественное направление – пуантилизм, в котором художники рисовали не мазками, а именно точками, которые наносили на полотно кончиком кисти.
«В наше время есть возможность совместить старые традиции с современными материалами. Акриловые краски, которыми мы работаем, универсальны. Они ложатся на всё: на дерево, стекло, металл, пластик, кожу», – рассказывает мастерица, расписывая очередную свою шкатулку.
На первый взгляд кажется – что тут сложного? Взял тюбик, выдавил из него краску и тыкай ею куда надо. Но на деле роспись – это завершающий этап работы, точнее – предпоследний. Сначала заготовку (если она, например, деревянная) надо ошкурить и загрунтовать. Потом – отшлифовать и покрыть лаком. И лишь после этого можно расписывать. А потом – ещё раз лакировать. Если ошибся на этапе росписи, частенько приходится начинать всю процедуру заново: шкурить, грунтовать и далее по списку.
«Вот эта шкатулка мне, прямо скажем, кровью далась. Попыталась стереть лишнюю точку – дерево окрасилось. Пришлось всё сдирать и расписывать по новой», – Светлана Владимировна показывает красивую деревянную коробочку, расписанную под русский рушник. За неё, кстати, мастерица получила диплом II степени Всероссийского конкурса «Гражданско-правовое и патриотическое воспитание. Народы России. Культура и традиции».
Полезное занудство
Глядя на мастерицу за работой, просто диву даёшься: сколько же нужно внимания и терпения для того, чтобы расписать даже небольшую вещь. Сосредоточенная, в особых очках с сильным увеличением, она вся будто застывает, даже, кажется, не дышит. Лишь рука экономными движениями наносит точку за точкой.
«О, для этой работы нужно обладать суперусидчивостью. Даже, можно сказать, занудством», – не отвлекаясь, поясняет Светлана Владимировна.
При желании можно расписать маленькую заготовку и за четыре часа, но это если не отрываться. Обычно же на работу тратится несколько дней.
Наверное, это самое тяжёлое в точечной росписи для нынешних подвижных и нетерпеливых ребятишек, которые ходят на занятия кружка. В основном его посещают девочки 10-12 лет. Был один мальчишка, да недолго выдержал – сбежал. Впрочем, мастерица с детьми занимается не только и не столько точечной росписью в чистом её виде. Даёт задания попроще, ориентируясь на возраст. С перспективными учениками занимается отдельно. Например, у одной из воспитанниц Светланы Владимировны – Вики Шапошник – недавно даже прошла персональная выставка. На ней девочка представила 11 работ, выполненных в трудной технике точечной росписи.
«У нас в области вообще мало мастеров моего профиля. Поэтому на арт-базарах и фестивалях подобные работы расхватывают быстро. И тут важно не стоять на месте, развиваться, осваивать новые направления. Например, раньше мне с трудом давались русские народные мотивы в росписи, а сейчас я их частенько использую. Вошла во вкус», – делится мастерица.
Совсем недавно работа Светланы Владимировны была высоко оценена комиссией Всероссийского конкурса «Пою тебе, моя Россия». В номинации «Поделка» её шкатулка заняла 2-е место.
Директор Дома ремёсел Наталья Вакуленко высоко ценит мастерство и преподавательский талант Толмачёвой. Возможно, скоро Светлане Владимировне присвоят официальный статус народного мастера Белгородской области. По нашему мнению, она этого заслуживает.