Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
08 марта 2024,  10:00

Почему Нину Ряполову из Красненского района ученики звали «мамкой»

Почему Нину Ряполову из Красненского района ученики звали «мамкой»Нина Ряполова уверена, что главное для классного руководителя – найти общий язык с детьмиФото: Павел Колядин
  • Белгородские известия
  • Белгородские известия

В далёком 1976 году молоденькая учительница, вчерашняя выпускница Белгородского пединститута Ниночка вошла в школьный кабинет, где ждали десятиклассники, над которыми ей дали классное руководство, и обомлела.

«За партами мужики сидели, я им по плечо была!» – вспоминает сегодня Нина Александровна.

Класс, как принято говорить, был сложным: дисциплина хромала. Разница в возрасте между теми школьниками и их классной мамой – всего четыре года. За короткое время начинающему педагогу удалось найти с ними и их родителями общий язык и остаться в памяти учеников, которых она выпустила из школы в большую жизнь меньше чем через год после знакомства.

А всего таких выпусков в Камызинской средней школе у Нины Ряполовой было 12. Ими она и мерит свой учительский стаж.

«Постойте, там Нина Александровна пришла!»

За 48 лет в её трудовой книжке значится только Камызинская СОШ. Большая часть стажа приходится на должность учителя математики и физики. Десяток лет она успела поработать завучем. Тогда, признаётся Нина Александровна, вела только уроки математики и буквально тосковала по классному руководству.

«Скажу вот что: все классы, которые я выпускала, были хорошими. Всех детей любила, – рассказывает Ряполова. – Некоторые из них даже называли меня «мамкой». И сейчас те ученики, которые давно окончили школу, рады встрече со мной. Как‑то пришла в магазин, где один из них работает. Так он очередь остановил: «Постойте, пожалуйста, там Нина Александровна, мой классный руководитель!» Много детей из первых выпусков, которые до сих пор поздравляют меня с днём рождения (в январе Нина Александровна отметила 70-летие. – прим. авт.). Смотрю, с одного номера телефона поздравление пришло, с другого, третьего, четвёртого.

Слушаю Нину Александровну, и сама собой напрашивается мысль: для учителя все его ученики, хоть они давно уже и выросли, остаются теми детьми, которых он в первый раз встретил на своём уроке.

Фото: пресс-служба министерства образования Белгородской области
Белгородка вошла в десятку лучших молодых учителей России

«Мы обычно 25 января, в День студента, ходим в церковь, она от школы через дорогу. И года два назад возвращаемся оттуда, а около остановки мужчина из машины выходит – и ко мне обниматься. Оказалось, это ученик из моего первого – 1977 года – выпуска. Он встретил меня впервые после окончания школы, приехав в соседнее село Ураково в гости, и узнал, – вспоминает ещё одну историю Нина Ряполова. – Вот такие мои дети. Иногда мне кажется, что они все – мои родные».

Она улыбается: её ученики всех поколений частенько заглядывали к Ряполовым домой в гости. Забегают и сейчас.

«А как ваши собственные дети относятся к тому, что вы стали такой «многодетной мамой»? Не ревновали?» – спрашиваю я.

«Они уже взрослые. Сын здесь живёт, дочь – в Белгороде. Они знают, как я к ученикам отношусь, – рассказывает Нина Александровна. – Как‑то идёт вечером сын с работы домой, а мальчишки и девчонки после тренировки из школы. Он знает, что к нам зайдут. Говорит: «Пойдёмте, провожу, а то у нас калитка закрыта». Всегда мои дети к этому хорошо относились. Они со многими моими выпускниками дружат».

Пока разговариваем, по школьной лестнице взлетают стайкой сегодняшние «дети» Нины Ряполовой – десятиклассницы.

«Мы с ними часто так фотографируемся, – Нина Александровна обнимает девчонок. – Я всем говорю, что мой класс – в школе самый лучший».

Три ученицы – это и есть весь 10-й класс в Камызино – заметно смущаются.

«В том году учеников было 10. И мне на их выпускном было очень трудно представить, что детей останется всего трое, а остальные уйдут после девятого класса, – говорит классный руководитель. – Но наши мальчики в школу перед Новым годом заглядывали».

В Камызинской школе Нина Александровна проработала уже 48 лет В Камызинской школе Нина Александровна проработала уже 48 лет / Фото: Павел Колядин

Неслучайная случайность

В педагогический Нина Ряполова поступила спонтанно. Мечтала стать геологом и нацелилась на учёбу в сегодняшнем БГТУ им. Шухова. Её старшая сестра к тому времени уже оканчивала физико-математический факультет Белгородского пединститута. Вместе с ней и по её делам Нина оказалась в кабинете приёмной комиссии. Тут сестёр встретил декан физмата Анатолий Ченцов.

«Он спросил: «Валя, а это кто?» – «Моя сестра», – вспоминает Нина Александровна. – Посмотрел аттестат, а у меня была всего лишь одна четвёрка, по иностранному языку, и сказал: «А такие студенты нам самим нужны!» Поступила, пять лет учёбы пролетели незаметно. Стройотряд, туристическая секция с походами в Крым, на Кавказ, в Карпаты».

После третьего курса мы уже пошли на практику в детский лагерь с подругой. Работать с детьми оказалось интересно! Позже практиковалась в Афанасьевской школе (до 1991 года Красненский район входил в состав сегодняшнего Алексеевского округа. – прим. авт.), вела физику в старших классах, хотя у меня по специальности первый предмет – математика.

Нина Ряполова родом из красненского села Новоуколово. А после вуза по распределению вышла на работу в Камызинскую среднюю школу: тут ждали учителя физики. Спустя два года она стала преподавать и математику.

«Первое время работали в старой школе в две смены. С восьми и до восьми вечера, можно сказать. Здание было маленьким, мы не помещались. Ученики были не только камызинские, но и из соседних сёл. Когда пришла на работу, их насчитывалось больше 400. А вот в 1989 году перешли в новое здание школы, у нас училось около 300 человек», – рассказывает педагог.

Сейчас в Камызинской школе 112 учеников.

С селом и его школой связано уже почти полвека жизни Нины Александровны.

«Вышла замуж, через год родился сын, но в декрете практически не сидела, всего два месяца после родов прошло, а директор попросил выйти на работу, потому что некому было вести уроки. С ребёнком бабушки сидели. Ещё через год дочка родилась, там я тоже в декрете пробыла меньше года. Могла и остаться дома подольше, но вышла на работу, в школу», – говорит она.

Непридуманные истории

За почти полвека педагогической работы Нина Александровна многое может рассказать о том, из чего складывалась её персональная школа жизни. Вот лишь несколько штрихов к портрету.

«Когда работала завучем, меня назначили инспектором детской комнаты милиции в нашем сельском совете. Сколько мальчиков я спасла от тюрьмы! Очень старалась. За некоторыми ребятами закрепляла положительных учеников, парней постарше, которые уже где‑то работали, чтобы помогали», – вспоминает Ряполова.

В другой раз педагогу пришлось проявить хладнокровие, чтобы не допустить трагедии.

«В то время в школах были часы общественно полезного труда. Наши дети пахали поле за селом, в школе был свой трактор. Нашли в земле снаряд и принесли в школу. Я завуч, кругом дети. Позвонили в Алексеевку, ждали специалистов. И пока они не приехали, я снаряд носила в руках. Меня, конечно, поругали за это, – рассказывает Нина Александровна. – А у меня даже мысли не было бояться за себя, наверное, я не осознавала, что он может в руках взорваться. Опасалась за детей».

О сложном – просто

За несколько десятилетий работы учителя школа менялась, менялись и ученики.

«Нина Александровна, по вашему мнению, как учителю завоевать авторитет у сегодняшних детей?»

«Ребёнок обращает внимание на то, сколько учитель знает, – это раз. Сможет ли он заинтересовать чем‑то – это два. Педагог не только в области своего предмета, но и всесторонне должен быть развит. Поэтому когда начинаешь беседовать с детьми, они слушают внимательно. Если рассказываешь ученику о чём‑то интересном, он в следующий раз и на уроке материал будет слушать по‑другому. И другим детям скажет: «Этот учитель интересный, он может многое рассказать». Поэтому и на уроки идут. У меня были такие классы, которые говорили: «Нам лучше ещё поставить математику». Были настолько увлечённые математикой, что к концу четверти сами заканчивали учебник изучать. Помню, девочки перед звонком на урок забегали в класс: «Нина Александровна, мы решаем дальше сами!»

«Вы сразу догадываетесь, что ребёнок не решил задачу сам, а переписал из решебника?»

«Списывают, но бывает и так, что это помогает детям. Посмотрел, как надо, – и разобрался. Если вижу, что ученики не поняли тему, стараюсь объяснить своими словами, чтобы они это правило прочувствовали. В том же пятом классе в математике правила большие идут, я для детей – новый учитель, и заметно, как им трудно ко всему привыкнуть. К тому же учебники меняются. Раньше в старших классах те же самые темы давали более простым языком. Сейчас – гораздо сложнее. Вот и стараешься рассказать и показать на примерах так, чтобы всем всё было понятно».

«Вы поощрите ребёнка, если он вдруг придумал, как решить задачу по‑своему?»

«Конечно! По математике в пятом классе проходим действия с дробями с разными знаменателями. Девочка сегодня подходит на перемене: «Мы с мамой дома тему разбирали, она предложила так решить, а я сделала по‑другому. Мы оба способа записали, скажите, какой правильный?» Сказала ей, что она умница».

«По‑вашему, ЕГЭ – это хорошо или плохо?»

«Когда дети сдавали письменные экзамены, мне кажется, это побуждало их больше готовиться, больше знать. Раньше ЕГЭ по математике был проще. С каждым годом задания усложняют, причём для всех детей, но ведь не все успевают одинаково. А вообще для кого‑то сдать ЕГЭ – возможность поступить в тот вуз или колледж, куда бы ему хотелось, без лишних волнений на вступительных экзаменах, как раньше. Представьте, как страшно сидеть перед преподавателем, которого ты до этого не видел ни разу в глаза».

«В последние годы педагогам пришлось освоить дистанционный формат работы…»

«Иногда работать с детьми дистанционно было трудно. Мы вели уроки и из школьных кабинетов, и из дома, когда нашу школу капитально ремонтировали. Общались с детьми и по телефону, если кому‑то было непонятно. В общем, и показывала, и рассказывала – так работали».

На столе перед Ниной Александровной лежит бумажный классный журнал. Она говорит: хоть и существует он наравне с электронным, учеников мотивирует больше:

«Ребёнок видит, что ты ставишь ему двойку – что‑то не выполнил, не смог, поленился, – пусть и карандашом, и задумывается: «Два. Что делать дальше?» Понятно, что двойка появится и в электронном журнале. Надо как‑то исправлять. Так что бумажный журнал стимулировал детей, такое моё мнение».

Всю себя отдаю детям

Самое главное для классного руководителя, уверена Нина Ряполова, – найти общий язык со своими учениками. И тогда дети становятся слаженной командой, идут навстречу, поддерживают, откликаются на просьбы. Не менее ценно найти взаимопонимание и с их родителями. Важно уметь искренне благодарить школьников за отзывчивость.

«Мы стараемся с девочками поддерживать друг друга, – рассказывает о своих десятиклассницах учитель. – Вызвала наш директор Ирина Васильевна Сашу – девочка в моём классе поёт, грядёт конкурс, – а мы все пошли. «А это что?» – «Группа поддержки!»

Быть учителем – это образ жизни. При этом за стенами школы педагога, особенно женщину, ждут заботы, быт, домашние дела.

«Естественно, огород у меня есть. В своё время были четыре коровы. Отведёшь несколько уроков – окно, бежишь домой, затем опять в школу. А ночью готовишься к урокам. Стараешься не только перед учениками, но и в глазах родителей выглядеть так, чтобы с тебя пример брали, – рассказывает учитель. – Когда мы только переходили в эту школу, мой класс столько щебёнки переносил при ремонте! Мы уже знали, где будет наш кабинет, так и там навели порядок. Когда стало модным клеить обои в классах, мы первые вместе с родителями детей это сделали. А сколько цветов у нас было в кабинете!»

За круговоротом работа – дом Нина Александровна всегда находила время и на увлечения.

«Я очень люблю читать, особенно научно-популярную литературу, слушать аудиокниги. Из художественной литературы сейчас стараюсь перечитать «Петра I», – говорит она. – А летом – цветы. Они у меня везде: на огороде, около двора, во дворе. Очень люблю розы. Приедешь на рынок, подойдёшь туда, где розы продаются: «А вот этих у меня нет!» Сын говорит: «Да у тебя же цветут такие!» А мне всё равно их хочется купить, хоть и сажать уже некуда».

Бывает так, что в любимой работе – разве остались у кого‑то сомнения, насколько сильно Нина Александровна любит своё дело? – люди находят спасение в трудный период. Два с половиной года назад женщина потеряла супруга. И в учениках Нина Ряполова нашла стимул двигаться дальше.

«И семья, и соседи, и подруги мне говорят: «Бросай работу!» А я теперь не могу без школы, мне кажется. Это всё моё! Я всю себя отдаю детям», – говорит она.

«Нина Александровна, почему же вас ученики называли «мамкой» »?

«У мальчика из моего класса бабушка жила вниз по моей улице. Были они с мамой у неё в гостях, идут домой, первый час ночи. Мальчик говорит: «Мам, погляди, у мамки до сих пор свет горит!» Она удивилась, тот объяснил: «Нина Александровна нам как мамка». Рассказал потом в школе, и после этого мой класс стал называть меня так».

Выпускники обязательно приглашали Нину Александровну и на собственные свадьбы. Это даже не обсуждалось: в знаковый день она должна была быть рядом.

«Один мой выпускник пришёл из армии, с автобуса сразу забежал в школу и кричит: «Где Нина Александровна?» Такие вот трогательные истории в моей жизни», – говорит она.

Были и наверняка ещё будут.

Оксана Придворева

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×