Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
11 января 2024,  21:52

Нестрогий учитель. В чём преимущества маленькой школы

Нестрогий учитель. В чём преимущества маленькой школыАлла ЛихонинаФото: Маргарита Грачёва
  • Белгородская правда
  • Белгородская правда

Алла Лихонина работает учителем начальных классов уже 35 лет. Всё это время преподавала в сельских школах Красногвардейского района и ни разу не пожалела о своём выборе.

Педагогическая династия

На входе в школу нас встречает памятный знак из гранитной глыбы. Его украшает большая медаль, рассказывающая о дате основания села – 15 августа 1647 года. Автор памятника – знаменитый художник, уроженец поселения Борис Пупынин.

Верхососенскую школу им. Героя Советского Союза Михаила Котова открыли в 1971 году. Её директор Нина Титова работает в педагогической сфере около 30 лет. В 2007 году здание реконструировали.

«В 2022 году школу занесли на районную Доску почёта. В муниципалитете работают трудовые отряды, и наших учеников поощрили за то, что трудились всё лето на территории поселения. Также в 2022 году у нас открылась «Точка роста», теперь ребята могут с помощью со­временных технологий изучать физику, химию, биологию, робототехнику и заниматься внеурочной деятельностью», – рассказывает Нина Ивановна.

В школе учатся 92 ребёнка. Директор объясняет, что было больше, но ребята выпускаются, а первоклашек приходит всё меньше. Например, сейчас в третьем классе у Аллы Лихониной всего четыре ученика.

«Два года отучилась в училище и сразу вернулась обратно в школу, – рассказывает Алла Михайловна. – Потом уже заочно получала высшее образование. Довольно долго – 22 года – преподавала в Завальской школе, но во время оптимизации её закрыли. Когда решала кем быть, то послушала маму, у меня старшая сестра тогда работала учителем и тоже посоветовала идти в эту профессию. За все годы я ни разу не пожалела о выборе, мне нравится работать с детьми, я их люблю и уходить никуда не собираюсь. У нас уже сложилась своя маленькая педагогическая династия: учителем работает сестра, муж, родственники, и дочь моя пошла в педагогический институт».

История в камне История в камне / Фото: Маргарита Грачёва

 

Нина Титова руководила Завальской школой, после её закрытия перешла в Верхососенскую и забрала с собой большую часть коллектива. И вот уже много лет они продолжают работать все вместе. Учитель начальных классов сама окончила Верхососенскую школу. Здесь практически 90 % педагогического состава – бывшие ученики, поэтому никаких сложностей с коллективом не возникло, ведь большинство уже хорошо знакомые люди.

Свой подход

«Сейчас у меня класс – один из самых маленьких. Раньше, конечно, детей побольше было. Но у нас практически индивидуальное обучение, каждый ученик отвечает на уроке, всем я могу уделить внимание», – говорит Алла Михайловна.

С маленькими детьми, признаётся учитель, работать непросто, особенно когда они приходят в первый класс. Кто‑то идёт в школу после садика, кто‑то сразу из дома, они ещё многого не знают и не умеют, и их ко всему нужно приучать. Здесь учителю важно дать не только знания, но и объяснить, как вести себя на уроке, в столовой, в коллективе, научить соблюдать дисциплину и порядок.

Дальше становится уже полегче, но и преподавателю средних классов тоже непросто, когда к ним приходят ребята из начальной школы. Они всё равно ещё маленькие и какие‑то вещи не понимают или не знают:

«Считаю, что я нестрогий учитель. Конечно, я требую от детей выполнения заданий, спрашиваю их на уроке, но никогда не кричу на ребят. Это просто недопустимо».

Директор Нина Титова к этой скромной самооценке учителя добавляет своё мнение:

«Она не может себя объективно оценить, преуменьшает свои заслуги. Уверена, что это прекрасный педагог, который найдёт подход к каждому ребёнку. Считаю, что учитель не может быть добрым или злым. Он должен быть справедливым, честным и лояльным. И все эти качества есть у Аллы Михайловны. Детки её очень любят и с уважением относятся. И потом выпускники начальной школы постоянно бегут к ней, спрашивают совета и просто приходят в гости, потому что скучают. Они же привыкают за четыре года к учителю, она для них действительно как вторая мама».

Грусть расставания

Алла Лихонина вместе с детьми участвует в конкурсах исследовательских работ, в конкурсах чтецов, посвящённых Великой Отечественной войне и другим историческим событиям.

«Радует, что с каждым годом всё больше детей хотят принять участие в различных соревнованиях. Это значит, что детки развиваются, им становится интересно проявить себя. Тут ведь важно правильно заинтересовать. Родители хорошо помогают, когда ни обратишься – всегда откликнутся», – улыбается Алла Михайловна.

И всё же, признаётся учитель начальных классов, самое тяжёлое в её работе – провожать выпускников:

«Я всегда плачу, особенно когда уходят ребята 9-х и 11-х классов. Они остаются моими детьми, и я сильно расстраиваюсь после выпускного. Смотрю на них – такие взрослые, красивые, а я вспоминаю их ещё малышами, и грустно так становится. Когда провожаю начальные классы, всё равно нет таких тяжёлых чувств, ведь они остаются в школе. Но и брать новых учеников всегда волнительно, ведь ты практически начинаешь всё с нуля».

Выпускники прошлых лет хоть и редко, но приходят в школу в гости, не забывают. Бывает, заходят к учителю домой, она всегда рада встрече и с удовольствием напоит их чаем. Также Алла Лихонина продолжает бережно хранить большинство поделок своих ребят.

 

Педагог хранит поделки своих учеников Педагог хранит поделки своих учеников / Фото: Маргарита Грачёва

«Конечно, за 35 лет дети сильно изменились и родители тоже, – считает Алла Михайловна. – Раньше всё равно ребята были другими, более дисциплинированными. Сильно и гаджеты на них влияют. С каждым годом всё меняется, и учитель тоже не должен стоять на месте. Нужно постоянно находить новые подходы к детям. Мы растём вместе и учимся вместе».

Оценка труда

Сейчас её задача – успешно выпустить своих детей, чтобы все они хорошо выполнили ВПР. А ещё Алла Михайловна очень хочет, чтобы в первый класс пришло побольше учеников.

У неё много благодарностей и грамот различных уровней.

«Важно считать заслуги учителя не грамотами и наградами, а его учениками. Мы же видим, какими ребята приходят в первый класс, наблюдаем за их успехами, как они растут и развиваются не только физически, но и морально, духовно. И по их достижениям можно оценить труд учителя, который тоже с ними растёт. Вот она четыре года отучила детей, выпустила, набрала новых и будет корректировать свою работу с учётом их особенностей. И так постоянно, главное – любить детей и искренне желать научить их самому лучшему, только тогда будет хороший результат. Я очень горжусь и своими преподавателями, и выпускниками», – говорит Нина Ивановна.

Её слова подтверждают и многочисленные отзывы со словами благодарности родителей и учеников школы: «Знакомство с первой учительницей на протяжении четырёх лет оставило в душе родителей и детей только приятное впечатление. Наша учительница даёт своим ученикам не только знания по школьным предметам, но помогает познать мир во всём его многообразии, найти друга, увидеть себя. Спасибо тебе, первый учитель!»

Маргарита Грачёва

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×