Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
18 апреля 2023,  15:21

Какой смысл заложил белгородский художник Станислав Косенков в серию «Прохоровское поле»

Какой смысл заложил белгородский художник Станислав Косенков в серию «Прохоровское поле»Фото: Валерия Шатько
  • Белгородские известия
  • Белгородские известия

Ко дню памяти белгородского графика, заслуженного художника РСФСР Станислава Косенкова в Пушкинской библиотеке-музее выставили серию его печатной графики «Прохоровское поле». Экспозиция предваряет собой значимую дату в российской истории – 80-летие Курской битвы, которую в России отметят 12 июля. О смыслах, заложенных в цветных линогравюрах, и их символике «Белгородским известиям» рассказала вдова художника, заведующая мемориальным музеем-мастерской – Анна Косенкова.

Разговаривал с бабушками

Появление военной темы в работах Станислава Степановича закономерно, ведь он родился через три месяца после начала Великой Отечественной войны. В первые дни трагического для страны времени без вести пропал его отец Степан Егорович. О его судьбе до сих пор ничего неизвестно. Мальчику не было и двух лет, когда на Прохоровском поле произошло крупнейшее в мировой истории танковое сражение.

«Станислав родился в селе Рождественка, в 30 км от Белгорода, и с детства испытал ненависть к войне. Когда в деревню вошли немцы, ему ещё и года не было. Семьи выгоняли из хат, им пришлось жить в сарае, – рассказывает Анна Константиновна. – По рассказам матери Станислава, немец ударил её в плечо, да так сильно, что женщина упала с ребёнком навзничь. Косенкову всегда казалось, что он, будучи грудным, слышал взрывы. Помнил обугленные и подорванные танки, которые стояли долгое время на полях Прохоровки, поэтому потеря отца, страх и боль отразились в его творчестве».

Тему войны мастер раскрыл нестандартно. Художник не изображал кровавых сражений, он писал последствия войны, отражённые в душах людей. Так появились серия иллюстраций к книгам Евгения Носова «Красное вино победы» и Евгения Дубровина «В ожидании козы», серии «Прохоровское поле» и «Память».

Предыстория появления графических работ в начале 80-х такова: ежегодно накануне 12 июля Косенков брал этюдник, фотоаппарат и ехал на несколько дней в деревни, где проходило сражение. Одним из особо почитаемых мест было село Прелестное.

«Фотографировал, рисовал, разговаривал с бабушками – свидетелями событий. Битва была настолько тяжёлая, что вода ушла из колодцев. А потом, когда Станислав Степанович приезжал из Прохоровки, закрывался в мастерской, делал наброски, проводил время наедине с собой, со своими мыслями, задумками, и в это время он даже не открывал двери, – вспоминает Анна Косенкова. Художник рассказывал, что женщины молились на работы из серии «Прохоровское поле» как на иконы. Говорили, что это правдивые изображения, видели в героинях картин себя. Косенкову было приятно это слышать».

Анна Косенкова уверена, что работы супруга с каждым разом раскрываются по-новому Анна Косенкова уверена, что работы супруга с каждым разом раскрываются по-новому / Фото: Валерия Шатько

Стол для погибшего мужа

Открывает экспозицию гравюра «12 июля – день памяти. Год любой». В полупрофиль изображена пожилая женщина, рядом с ней стол, покрытый скатертью и нехитрой едой. На нём – фотопортрет её погибшего мужа. В селе Прелестное есть такая традиция: любой человек 12 июля, бывая в этом месте, может подойти к столу, угоститься, поклониться портрету и вспомнить погибших родственников. Единственное отступление – поминальный столик устанавливают у дороги.

«Автор изменил композицию, расположил этот стол прямо в поле – в пшенице. И я знаю, зачем это было нужно. Он говорил, какой бы трагической темы ни касался художник, он не должен толкать зрителя к краю пропасти. Ему нужна мажорная нота, надежда на то, что всё меняется, страдания и войны не вечны. Пшеница – это как раз та жизнеутверждающая нота, которая была необходима художнику, чтобы зритель ощущал не только трагедию», – объясняет Анна Константиновна.

Какой смысл заложил белгородский художник Станислав Косенков в серию «Прохоровское поле» - Изображение Фото: Валерия Шатько

Герой гравюры «Ветеран. 40 лет спустя» – седовласый мужчина. В глазах его печаль, потому что в День Победы, приехав в Прохоровку, он горюет о погибших однополчанах. На поле, где проходила битва, уже растёт трава и пшеница – жизнь возрождается, а человек не может забыть трагические события.

Прежде чем обратиться к известной работе «Борозда памяти», наша собеседница делится семейной историей, которую Станислав Степанович рассказывал со слезами на глазах. Когда в Рождественке началась бомбёжка, его сестра с соседкой и маленьким ребёнком прыгнули в окоп, вдруг осколком малышу оторвало ручку. Забыть такое невозможно. Нет ничего страшнее того, когда гибнут дети и старики. Поэтому в центре гравюры мы видим светлоголового мальчика, обнажённого, он окружён отцветшими одуванчиками. Художник нарисовал его так неслучайно, показывая хрупкость и незащищённость детской жизни. И тут за мощным пластом пшеницы мы видим чёрную реку памяти из солдатских писем-треугольников. Это напоминание о том, как много погибло бойцов. Фон картины – фиолетовый, который так часто повторяется в работах Косенкова. В него вкладывается двойной смысл: первый – это трагедия, небытие, второй – надежда на радость в жизни.

Работа «Борозда памяти» дарит надежду на радость в жизни Работа «Борозда памяти» дарит надежду на радость в жизни / Фото: Валерия Шатько

Мыслитель и художник

Образ беззащитного ребёнка мы видим и в работе «22 июня 1941 года. Утро». Спящий белоголовый мальчонка под нависшим созревшим пластом пшеницы. Он ещё не знает, какая беда ждёт его впереди и что это последний мирный сон в его детской жизни. И здесь ярко просматриваются символы творчества Станислава Степановича, часто кочующие из одной работы в другую, – это меловые овраги, отсылающие к родной Рождественке и детству мастера. А также предваряющий беду бордовый цвет неба.

Следующая гравюра – «Хлеба не кошены», её сюжет – словно натянутая струна, готовая ежеминутно оборваться. Налитые зерном колоски пшеницы ждут косцов, мы видим опять деревянный стол, расположенный в центре поля. Женщина в платке сидит спиной к зрителю, а на столе – семь пустых мисок. Недалеко у плетня стоят косы, а едоков‑то и работников нет. Они погибли на фронте и уже никогда не вернутся. И некому поправить покосившуюся хатёнку, в которой она живёт.

Две работы, в которых на переднем плане мы видим солдат. И если на первой – «Без вести, день любой» – молодой солдат с винтовкой за спиной, он совсем ребёнок, это подчёркивает тонкая, нежная шея, заострённый профиль лица. Его взгляд обращён на отчий дом на горизонте, так он прощается со своими родными и близкими. Зритель надеется, что юноша вернётся домой. И снова пшеница подаёт эту надежду.

Центром второй работы «Эхо войны» становятся опять же овраги. Глубокие, с рваными краями – символизирующие израненную землю. На переднем плане – солдат. Это уже не тот юноша, которого мы видели на предыдущей работе, перед нами образ воина в каске. Узловатые пальцы труженика держат «подарок» войны – снаряд, один из тех, которыми на тот момент была усеяна земля. На заднем плане – фигурка бегущего мальчика. Он выжил при встрече со страшной находкой. И опять же работа автобиографична. По рассказам родственников, в основе картины реальный случай. Четырёхлетний Станислав нашёл несколько гранат, принёс их к дому и спрятал под крыльцо. Хорошо, что вовремя заметили взрослые и отвели беду.

«Зритель часто задумывается, что сильнее в рисунках Косенкова – философская сторона или художническая. Я всегда говорю, что это мощный сплав. Если бы он не был таким мыслителем, то творчество его было бы другим. Всякий раз, как мы достаём эти работы, они воспринимаются и расшифровываются по‑новому, как книги Льва Толстого или Фёдора Достоевского», – объясняет Анна Константиновна.

Работы серии «Прохоровское поле» Косенкова часто называют глубинным нервом его творчества. Хотелось бы завершить рассказ Анны Константиновны строфой Булата Окуджавы из стихотворения «Живописцы»: «Вы, как судьи, нарисуйте наши судьбы, наше лето, нашу зиму и весну…Ничего, что мы чужие. Вы рисуйте! Я потом, что непонятно, объясню». Велико наследие нашего прославленного белгородца, понадобятся ещё десятилетия, чтобы расшифровать всё, что он хотел сказать будущим поколениям.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×