Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
07 марта 2023,  15:20

Почему «Окно» и «Окошко» в Таврово Белгородского района остаются популярными долгие годы

Почему «Окно» и «Окошко» в Таврово Белгородского района остаются популярными долгие годыГалина Еремеенкова посвятила свою жизнь служению одному из самых зрелищных видов искусстваФото: Елена Ховхун
  • Белгородские известия
  • Белгородские известия

«Недавно посмотрела «Белую студию» с Николаем Цискаридзе и удивилась, насколько мы с ним на одной волне. Он сказал очень важную вещь: деятели культуры и искусства не должны заниматься ни политикой, ни бизнесом, нужно просто честно делать своё дело», – так начался наш разговор с удивительным режиссёром народного театра-студии «Окно» и детского образцового театра-студии «Окошко» Галиной Еремеенковой. Поразительно, что она пришла в тавровский Дом культуры 37 лет назад и с тех пор посвятила свою жизнь служению одному из самых зрелищных видов искусства.

Поверить в себя

Её кабинет – это тот художественный мир, в котором происходит таинство создания текстового материала. В своём кресле она читает, думает, шлифует художественные образы – от пьесы до спектакля. Полтора года назад исполнилась её мечта об отдельном помещении. Поселковый Центр культурного развития, в состав которого входит театр, переехал в новое здание, а Галина Анатольевна с коллективом более 50 человек осталась на прежнем уютном месте. Появились костюмерная, помещение для реквизита, место хранения декораций, даже просторный холл для проведения выставок. Правда, с тех пор как театру передали здание, работа для руководителя заканчивается намного поз­же и стало её раз в шесть больше.

Смотрю на Галину Еремеенкову, и кажется, что разговариваю с выпускницей института благородных девиц, сошедшей со страницы булгаковской пьесы. Спрашиваю, нет ли в родословной дворянских корней, на что она смеётся и объясняет своё непривилегированное происхождение.

О пути в профессию рассказывает, благодаря судьбу за тот выбор, который она сделала. В юности хотела стать ветеринаром, потом тренером-наездником, но как большинство девушек, родившихся в 60-х, прошла вожатскую школу, поступила в педагогический. По совету коллеги и наставницы Валентины Уманец, которая заметила её успехи в школьном театре, отказалась от дальнейшей учёбы в институте и сдала экзамены в белгородское культпросветучилище.

«Позже Валентина Николаевна стала отличником народного просвещения, заслуженным работником культуры РФ. Тогда она была молодым педагогом и разглядела во мне то, в чём я боялась признаться даже маме, – режиссёрские задатки. Она меня увлекла театром, зажгла внутренний огонь и дала такую силу, что я до сих пор бегу и не могу остановиться», – рассказывает моя собеседница.

На своё 25-летие «Окно» получило в подарок от нижегородского театра «Синий краб» настенные часы На своё 25-летие «Окно» получило в подарок от нижегородского театра «Синий краб» настенные часы / Фото: Елена Ховхун

Вообще ей всегда очень везло на людей. Возможно, потому что филантропия ей не чужда. С большой теплотой Галина отзывается о четырёх Валентинах в своей жизни. Она объясняет: «Господь Бог меня любит, так как на жизненном пути попадаются замечательные люди. О первой Валентине я уже сказала. Моим мастером на курсе в училище была Валентина Алексеевна Илиева, а затем нас взяла Валентина Николаевна Дубянская. Они очень помогли поверить в себя. И ещё самая главная Валентина в моей жизни – мама, которая в свои 87 лет приходит на спектакли. Она – главный и почётный зритель театра-студии «Окно» все эти годы.

Окно в мир мастерства и фантазий

Будучи студенткой, Еремеенкова пришла на практику в тавровский Дом культуры. Директор Любовь Теличенко не отпустила девушку и по окончании учёбы даже договорилась о жилье для неё. Молодой специалист собрала вокруг себя учеников старших классов тавровской школы и за четыре месяца поставила первый спектакль «Остров учёных» по Хайту и Успенскому, который произвёл на зрителей колоссальное впечатление. Так Галина стала основателем театра-студии «Окно».

«Название театра в 1986 году придумала участница Оля Суковицына. Символически это окно в новые реалии, фантастические миры. Чем больше живу, тем лучше понимаю, что чудеса зависят от нас. Я очень люблю «Сказки старого Вильнюса» Макса Фрая. Когда их начинаешь читать, замечаешь, что многие моменты зависят от отношения друг к другу, желания творить, развивать способности, и я этому учу своих подопечных», – объясняет Галина Анатольевна.

Талантливый руководитель, грамотный специалист, чуткий педагог – всё это про неё, но за сухими строчками спрятана верность выбранному пути – служению театру. Работу с детьми режиссёр начинает с их родителей, которые стали её единомышленниками. Они не просто приводят детей в театр, а разделяют их интерес.

В творческом альбоме театра-студии собраны фотографии спектаклей В творческом альбоме театра-студии собраны фотографии спектаклей / Фото: Елена Ховхун

В 2000 году Еремеенкова окончила Орловский институт искусств и культуры по специальности «социально-культурная деятельность», дважды повышала профессиональный уровень на базе московских вузов. Образование и опыт позволяют заниматься не только режиссёрской работой, но и организаторской: записывает фонограммы к спектаклям, разрабатывает эскизы, изготавливает костюмы и реквизит, вместе с художником оформляет декорации для сцены. Принимает в труппу новых людей, ведь так важно, когда в коллектив вливается молодая кровь.

«Это безумно радует, потому что приходят новые дети и взрослые, которые никогда не играли в театре. Я вижу, как горят глаза. Соглашаюсь взять их к себе, потому что нужны единомышленники. Недавно привели мальчика в младшую группу, а потом мама попросилась в старшую. Она уже пробует играть», – комментирует Еремеенкова.

В 2001 году театру-студии «Окно» присвоили звание народного, а через год Галина получила должность режиссёра.

«Сейчас у нас пять групп, – уточняет она, – спектакли стали смешанными по возрасту, разделить людей сложно. В одном спектакле могут быть заняты подростки и взрослые».

Коллектив театра награждён за победы и участие в областных, всероссийских и международных конкурсах. В своё время детский образцовый театр-студия «Окошко» со спектаклем «Загадка Курочки Рябы» завоевал Гран-при на I Международном фестивале детских русскоязычных театров «Притяжение», который проходил в Болгарии. Примечательно, что там же Галина покорила всех мастер-классами и привезла диплом «За мужество и героизм, проявленный при создании театра-микс «Чистый лист» за написание пьесы и постановку спектакля «Услышь меня!..».

Её успехи отмечены престижными наградами: медалью «За заслуги перед землёй Белгородской» II степени, благодарностью министра культуры и массовых коммуникаций РФ за плодотворный труд и верность профессии, занесением на районную Аллею Трудовой Славы в качестве лучшего работника культуры.

По системе Станиславского

До встречи я слышала о волшебных тренингах Еремеенковой, многие специалисты называют их изюминкой её работы. По словам Галины, это очень развивает и раскрепощает детей.

«Психофизические тренинги педагога, основателя современной театральной школы (АРТ школы) Сергея Клубкова, – это кит, на котором я выстраиваю работу, – рассказывает она. – Смысл в том, что режиссёр ставит задачу, дети её выполняют, проявляя себя в разных ипостасях. Во время тренинга участники не должны разговаривать, а учиться взаимодействовать через взгляд, жест, движение. Все занятия построены на принципах: от фантастического к реальному и от простого к сложному».

Пьесы «приходят» в театр по‑разному. Например, современную инсценировку «Девочки со спичками» дети прочитали в Интернете и предложили для постановки. Режиссёр сочла это произведение уж «очень по мотивам», но сюжет зацепил.

«На сцене появляются семь смертных грехов, и девочка, которая продаёт спички, с ними общается. Происходит процесс понимания, что в любой ситуации нужно остаться человеком. Твой социальный статус неважен, как бы тебя ни провоцировали и ни покупали. В принципе это то, ради чего я здесь», – говорит она и всегда напоминает своим воспитанникам: тому, кто поднялся на сцену, даётся право сказать зрителю о чём‑то важном.

Иногда постановки бывают чересчур необычными.

«Несколько лет назад я задумала спектакль «Дельфин», представляла, что на сцене должна быть вертикаль и пластика. У меня сложилась картинка с батутами, нам подарили три, и получился зрелищный, красивый, необычный спектакль», – вспоминает режиссёр.

Непростые смыслы

Этим вечером мне посчастливилось побывать на спектакле «Маленькие женщины». Роль главной героини играет дочь Галины Анатольевны, её надежда и помощница Анастасия Хасанова, на сцене дебютируют четыре девочки-подростка. Несмотря на внешнюю простоту, поставлен сложный материал – философия доносится до зрителя через тексты XIX века. Режиссёр объясняет, что в процессе репетиций девочки стали бережно относиться друг к другу:

«Для меня это такой бальзам. Я очень хочу, чтобы этот процесс отозвался в них правильной нотой, даже если они быстро уйдут из театра».

Сейчас основная труппа театра работает над спектаклем «Бабы». В этой непростой, пугающей событиями пьесе Владимира Балашова действие разворачивается на Смоленщине в 1943 году. Подготовка к показу психологически непростая. Чтобы проникнуться материалом, перелопатили произведение не один раз, посмотрели жуткие кадры сожжения деревни. По сценарию каждая женщина в надрывном монологе повествует о своей изломанной войной судьбе. Спектакль ставили первый раз в 2005-м, потом долго мысленно к нему возвращались и вот в этом году сочли актуальным.

Иногда Галину Анатольевну упрекают в скромности декораций, но она отвечает с тонким юмором:

«У нас режиссёр не прячет актёра за декорации. На сцене может быть просто железная дверь или два куба и шляпа. Ну а если серьёзно, к сожалению, нет помещения для хранения реквизита и нет людей, чтобы носить и монтировать громоздкие композиции. Поэтому в нашем случае минимализм на сцене уместен».

За огромный период работы в театре сложились традиции. Самая любимая – собираться на Рождество. Режиссёр, актёры и гости одеваются в белое, в конце праздника в зале обязательно идёт снег, и не важно, что он из бумаги. В этот день они дарят друг другу ангелов, сделанных своими руками.

Галина Анатольевна показывает мне фигурку, подаренную ей девятиклассницей никольской школы Дарьей Скидан. Девочка играла в театре с пяти лет, но два года назад решила заниматься с младшей группой как режиссёр. Галина Анатольевна поверила в её талант, несмотря на юный возраст, и уже через год подопечные Даши показали первый спектакль о вельветовом кролике.

Галина Анатольевна доверяет актёрам, и не только людям. Как‑то её пёс Умка сыграл в спектакле «За дверью в лето».

«Нам нужен был такой персонаж, и я рискнула взять свою собаку. Пёс поехал потом с нами на фестиваль в Москву. Но Умка ещё и мой спаситель: иногда бывает очень тяжело, устаёшь, приходишь домой, а он тебя ждёт, чтобы идти гулять. Через полтора часа возвращаешься, спина распрямляется, головная боль проходит и дышится легче. Общение с ним идёт на пользу», – улыбается она.

Очень сложно перечислить все планы и проекты Галины Еремеенковой. Для их реализации она собрала вокруг себя воспитанников и единомышленников, которые стали большой творческой семьёй.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×