Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
30 августа 2022,  15:07

Почему в волоконовском Фощеватово школьный повар – самый близкий детям человек

Почему в волоконовском Фощеватово школьный повар – самый близкий детям человекРабота поваром для Светланы Постниковой – удовольствие и ответственностьФото: Алексей Стопичев
  • Белгородские известия
  • Белгородские известия

Строгость в школе – обязательный элемент воспитания. На уроках, в коридорах или на лестнице только и слышно, как ученики обращаются к педагогам по имени-отчеству: Марьиванна, Ольга Павловна, Анна Николаевна… Но только не в столовой Фощеватовской средней школы. Ведь там работает повар Светлана Постникова, которую дети называют вовсе не Светлана Ивановна, а ласково и по‑домашнему – «тётя Света».

Именно она готовит завтраки и обеды ученикам, встречает их на раздаче, с волнением глядя, по вкусу ли пришлась сегодняшняя еда. И ставит пятёрки за чистые тарелки.

Вихрь эмоций

До того как прийти в школу, Светлана Постникова много лет работала поваром в обычной столовой. Но несмотря на большой опыт, очень волновалась, когда устроилась в образовательное учреждение.

«Работать поваром для меня удовольствие и ответственность, конечно же. Нужно чётко выполнять все предписания, соблюдать санитарные нормы. Но главное – чтоб еда была вкусной, – рассказывает Светлана Ивановна. – В первый раз придя в школьную столовую, очень волновалась, хотя работу знаю отлично. Школа – совсем другой мир. Взрослые в столовую идут степенно, а дети толпой забегают. Такой вихрь эмоций с ними врывается! Поэтому первым чувством на новой работе был страх: вдруг не справлюсь или что‑то не так сделаю? Каждый день на меня смотрят десятки детских глаз с надеждой и ожиданием. Сначала переживала, что кому‑то не хватит или не понравится. Потом привыкла, влилась, поняла, что не могу уже без этого драйва».

Весь день в суете

В Фощеватовской школе 90 учеников. И каждому из них, с первого по последний класс, Светлана Постникова старается угодить:

«В нашей школе полуфабрикатов нет. Я готовлю сама и первые блюда, и вторые: котлеты, биточки, палочки детские из мясной продукции. Прихожу в семь утра и до трёх-четырёх часов в суете. С утра ведь ребёнку необходимо горячее питание. И омлет готовлю, и запеканку. Разбросала через весы, сформовала, затем на лист – и в пароконвектомат. Это специальное оборудование, которое нам губернатор Вячеслав Гладков помог получить. Очень выручает, и еда в нём получается намного полезнее, чем при жарке, например. Завтрак раздала – начинаю обед готовить. Так и кручусь целый день. А если с утра что‑то сложное приходится готовить – пораньше прихожу. На оладьи время требуется: нужно подготовить расстойку теста. Непросто и котлеты делать: приготовить фарш, сформовать, и гарнир отварить, и салаты накрошить. В лёгкий день – творожная запеканка».

Система оценок

Повар показывает раздачу, где и происходит главное действо – передача свежеприготовленной еды в руки школьников:

«Продукцию привозим натуральную, – говорит Светлана Ивановна. – В основном от белгородских производителей: фарш, мясо, овощи, фрукты, крупы, кое‑что доставляют из Воронежской области. В столовой я уже полноценно готовлю. Лучше всего едят запеканку и омлет. После омлета тарелки всегда чистые. А так – все дети разные. Одни всё едят, другие капризничают. Хуже всего ели пшёнку, потом перестали эту кашу давать. А вообще тут с ними не просто поваром нужно быть, но и воспитателем. Несёт котлету, даже не притронулся к ней. Я начинаю уговаривать: «Попробуй котлетку».– «Я не хочу».– «Просто попробуй! Я же старалась, готовила для тебя». Смотрю, развернулся, кушает – и в итоге тарелка пустая. Подходит, а я говорю: «Пять тебе за чистую тарелку!» Другой подбегает: «А мне пятёрку? Я ещё и салат съел!» – «Тогда тебе, – говорю, – две пятёрки! А компот или чай допьёшь – три пятёрки получишь». И они такие довольные уходят».

Что готовится

Питание в Фощеватовской школе организовано так же, как и во всём районе:

«У нас двухразовое питание: завтрак и обед. Завтрак стоит 67 рублей 29 копеек. Это может быть и запеканка, и омлет, и салат из овощей, фрукты, кондитерские изделия. Обед стоит 90 рублей, состоит из первого и второго блюда, первое обязательно на мясном бульоне. Вторые блюда тоже мясные: котлеты, биточки или рыба. Плюс гарнир – от пюре до каш. Продукция всегда свежайшая. Салаты круглый год делаем, компоты витаминизированные, соки, молочные напитки».

Светлана Ивановна показывает новое оборудование и рассказывает, как интересно наблюдать за школьниками.

«Приготовишь, выкладываешь и смотришь, кто и как кушает, – говорит она. – Бегут, кричат: «Здрасьте, тётя Света!» Детям нужно общение, они тогда улыбаются».

 В чём главное отличие в работе для взрослых и детей?

— В ответственности, наверное, – считает повар. – Вообще, взрослые перебирают и вредничают хуже детей: это не хочу, то надоело. Но взрослый сам за себя отвечает. Не захотел кушать? Твоё дело. А в школе важно, чтобы ребёнок не остался голодным. И не только от повара, но и от классного руководителя многое зависит. Когда учитель уговаривает съесть, дети кушают, даже самые вредные. Отказывается от рыбки? Гарнир всё равно съест, салатик – и уже не голодный. Наши учителя в этом плане большие молодцы – душой болеют за своих учеников.

На прощание спрашиваю Светлану Ивановну – не жалеет ли, что променяла обычную столовую на школьную.

«Да вы что? – удивляется повар. – Пусть здесь работы много и ответственность больше, но дети несут радость. Все такие разные, энергичные. Улыбаюсь им, они – в ответ. И заряжаюсь эмоциями. А когда вижу, что еда нравится, – сама счастлива весь день».

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×