Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
19 августа 2022,  01:40

Почему выпускники Грайворонской школы искусств на лето стали её преподавателями

Почему выпускники Грайворонской школы искусств на лето стали её преподавателямиДарье Пономаренко очень нравится заниматься с детьмиФото: Павел Колядин
  • Белгородские известия
  • Белгородские известия

Казалось бы, лето – время каникул. Повторять пройденное за год уж точно никому не хочется. А в Грайворонской ДШИ решили по‑другому: после окончания учебного года здесь открыли летнюю творческую школу для всех желающих от 5 до 15 лет, где преподавателями стали её вчерашние ученики.

Преподаватель на один день

Как рассказывает директор школы Оксана Вакуленко, сначала здесь придумали проект «Преподаватель на один день». Эту инициативу воплотили в прошлом учебном году, а подтолкнула к этой идее учителей сама жизнь.

«У нас есть проблема с молодыми кадрами, – признаёт Оксана Викторовна. – Средний возраст преподавателей значительно повышается. Наши выпускники поступают в музыкальные колледжи, Белгородский институт искусств и культуры, но, как правило, за время моей работы директором, а на этой должности я уже 22 года, потом к нам не возвращались. А если приезжали домой, то ненадолго».

 

Оксана Вакуленко Оксана Вакуленко / Фото: Павел Колядин

Оксана Вакуленко добавляет: кому‑то из выпускников кажется, что у преподавателя много бумажной работы. Чтобы показать, из чего на самом деле состоит день педагога в школе искусств, в ДШИ решили пригласить «своих» студентов на своеобразную короткую практику.

«Создали группу в мессенджере, добавили туда всех наших детей, которые сейчас учатся в музыкальных колледжах, Белгородском институте искуств и культуры, и пригласили их на каникулах прийти к нам в школу», – рассказывает Оксана Викторовна.

Тех, кто откликнулся на предложение преподавателей, в один день ждали и теория, и практика.

«В первой половине дня мы рассказывали, как работать с журналами, оформлять документацию, что такое календарно-тематический план и так далее. Это были такие семинарские занятия, – говорит Оксана Вакуленко. – А после обеда мы ребят уже отправили на уроки в классы по их специализациям. Сначала они смотрели, как работают с детьми педагоги – те же, что занимались в школе и с ними, вспоминали свои уроки, а потом мы дали им возможность поработать с учениками самим. Нам такая практика преподавателя на один день понравилась, и мы решили не бросать этот проект».

Дети идут с удовольствием

«А в этом году мне пришла в голову такая идея: что если позвать наших студентов к нам летом на работу? – продолжает Оксана Викторовна. – Во‑первых, им практика, во вторых, чего греха таить, педагоги отдохнут от занятий. Хотя мы всё равно скучаем по работе и приходим сюда даже летом. Я благодарна, что нам пошли навстречу в Грайворонском центре занятости, в администрации округа и разрешили девочек оформить на работу».

Так в Грайворонской ДШИ попали сразу в двух зайцев: студентам, а вернее студенткам, Дарье Пономаренко и Варваре Котохиной на лето нашли подработку, а для себя – возможность открыть творческую школу с июля по август. Она заработала, как только девушки сдали сессию.

Варвара Котохина старается найти к каждому ребёнку индивидуальный подход Варвара Котохина старается найти к каждому ребёнку индивидуальный подход / Фото: Павел Колядин

Чтобы прийти в летнюю творческую школу, необязательно быть учащимся школы искусств. Тут можно научиться петь, порисовать, поиграть в народные игры. Занятия проходят с понедельника по пятницу, и они бесплатные.

«Знаете, что интересное я для себя отметила? Дети к девочкам приходят на занятия с удовольствием, несмотря на то что кто‑то из них весь год учился в школе искусств и вроде бы должен устать от занятий. Это как будто бы и не уроки. Ещё хорошо, что у Даши и Вари – музыкальное образование, то есть они могут помочь с той программой, которую мы ученикам задали на лето», – говорит Оксана Вакуленко.

По её словам, в школе искусств есть идея превратить такую удачную практику в грантовый проект. При этом администрация школы надеется и на поддержку Белгородского государственного института культуры и искусств.

«Таким образом можно было бы и молодёжь на работу привлечь, потому что проблема с молодыми кадрами не только в нашей школе есть. А если была бы возможность платить студентам за такую летнюю практику, они бы шли на неё с удовольствием», – предполагает Оксана Викторовна.

Кроме этого, студентки активно подключились по просьбе управления культуры Грайворонского округа к уличному фестивалю «Белгородское лето» и каждые выходные участвуют в его концертных программах. К закрытию летней творческой школы искусств – ближе к 31 августа – тут планируют устроить выставку работ своих учеников и показать, чему они научились за два месяца на одном из таких концертов.

Главное – заинтересовать

«Когда дали объявление об открытии летней творческой школы, нам стали звонить родители, которые хотели бы привести детей. Необязательно, чтобы это были наши ученики. Но надо понимать, что это не летний лагерь, мы, конечно, видим тут и свою цель: привлечь будущий контингент. Мы хотели заинтересовать детей занятиями, и, как видим, у нас получилось», – рассказывает Оксана Викторовна.

— Есть определённое количество детей, которое должно приходить в летнюю творческую школу? – спрашиваю у неё.

— Наша школа работает для всех желающих!

— А если придут 30 человек?

— И 30 человек мы примем. У нас нет чёткого графика посещений. Сегодня мама отправила ребёнка на занятие, а завтра они куда‑то поехали и он не смог присутствовать. Сегодня привели ребёнка, а в другой день он сам пришёл и привёл друзей.

Кажется, это хорошая педагогическая практика для студенток, когда каждый день на занятия к ним приходят всё новые и новые лица. Тут за несколько часов нужно не только найти подход к каждому, но и увлечь всех общим занятием: рисовать, играть, петь, провести физкультминутку…

«Я считаю, что лучшей практики не придумаешь! – утверждает Оксана Вакуленко. –
Поэтому и хотелось бы наладить сотрудничество с профильными учебными заведениями и развиваться в этом направлении. Пришёл ребёнок, а девочки ему предлагают: часик порисуем, столько же попоём, потом на улице во что‑то подвижное поиграем. Такие занятия – возможность раскрыть в ребёнке какой‑то талант. Мне Даша звонила и говорила: «Оксана Викторовна, пришла девочка, и у неё такой прекрасный голос! А эта так рисует!» Честно говоря, мы долго думали, рассказывать Дарье и Варваре, как вести занятия или нет. Потом решили: пусть сами попробуют. И вы представьте, девочки уже пришли подготовленными, знали, чем будут заниматься, и нам всё по полочкам разложили».

На доске в кабинете студентки третьего курса факультета исполнительского искусства БГИИК Дарьи Пономаренко – импровизированная выставка рисунков её сегодняшних учениц.

«Смотрите, что я нарисовала», – показывает одна из девочек.

Дарья, будущий дирижёр хора по специальности, рассказывает: одна из девочек пришла на занятия в летнюю творческую школу, ей здесь понравилось настолько, что решила дальше пойти в детскую школу искусств. Другая девочка уже занимается по классу фортепиано, а после летней творческой школы захотела освоить пение.

Для Даши, выпускницы Грайворонской детской школы искусств, это уже не первая практика здесь. Но эта отличается и составом тех, кто приходит на занятия, и тем, что надо находить подход к каждому.

«И мальчики ко мне приходили, мы тут с ними всякие игры придумывали, – рассказывает Дарья. – В основном те, кто пришёл раз, приходят постоянно. И даже если дети меняются – это не особо сложно. Главное – узнать, чем интересуется ребёнок».

После окончания учёбы Дарья планирует вернуться в Грайворон и работать в ДШИ.

Варвара Котохина учится на отделении сольного народного пения в Воронежском музыкальном колледже им. Ростроповичей.

«Мне интересно было попробовать себя здесь, потому что я, пока учусь, думаю, кем быть в будущем: педагогом или практикующим специалистом», – объясняет она.

Варвара рассказывает: из Белгорода перевелась в Воронеж и учится у народной артистки России Екатерины Молодцовой. Говорит, нашла именно «своего» педагога. Она и сама хотела бы стать таким учителем, которого бы хотел найти свой ученик.

«Чем мы занимаемся? Первым делом, когда дети приходят, распеваемся, разбираем какие‑то песни. Им нравится, но всё время петь дети устают, поэтому мы можем и поиграть во что‑то, например в бадминтон на улице, – рассказывает Варя. – Я стараюсь индивидуально к детям подходить. Если ребёнок говорит: «Я к вам ещё приду», ищу такое время, чтобы мы с ним один на один занимались. Так он лучше поймёт то, что мы разбираем».

Впереди у девочек ещё несколько курсов учёбы. А Оксана Вакуленко говорит, что в Грайворонской детской школе искусств ждут молодых преподавателей: пианистов, баянистов, потому что это отделение очень востребовано у учащихся, преподавателя по классу скрипки. Начинающим специалистам здесь всегда будут рады.
 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×