Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
19 августа 2022,  01:11

Как увлечение Николая Косова переросло в краеведческий музей в Ивнянском районе

Как увлечение Николая Косова переросло в краеведческий музей в Ивнянском районеФото: Ирина Дудка
  • Белгородские известия
  • Белгородские известия

Предметы, собранные Николаем Косовым, стали основой для создания районного историко-краеведческого музея, а фотография «На побывку» победила во Всесоюзном конкурсе к 40-летию Победы.

Вот Николай Стефанович

«У нас там всё простенько», – немного смущаясь заведующая музеем в Вознесеновке Нина Михайлова приглашает в зал.

Под музей выделили одно помещение в сельской школе, он является филиалом Ивнянского историко-краеведческого и носит имя своего основателя – самодеятельного художника, краеведа и собирателя Николая Стефановича Косова. Здесь также собраны его картины, акварельные рисунки, личные вещи, альбомы с фотографиями.

Обстановка в музее действительно простенькая, но по‑домашнему тёплая и душевная. Причиной ли тому ковры на полу, коллекция самоваров и старый ткацкий станок или незатейливые сюжеты на рисунках…

«Вот Николай Стефанович», – показывает Нина Михайлова на фотографию мужчины средних лет в меховой шапке-формовке и с двумя фотоаппаратами.

Он чем‑то похож на Алексея Терехова – главного героя советского фильма «Молодая жена». Такой же серьёзный и сосредоточенный взгляд, над переносицей пролегли вертикальные напряжённые морщины. Даже став объектом съёмки, он явно не отвлёкся от основного занятия и уже выстроил кадр. Плёнка не даёт возможности переснимать 100 дублей. Тут надо сразу увидеть сюжет, правильно рассчитать выдержку и диафрагму. Суметь всего двумя цветами передать всю палитру предгрозового неба, созревших колосьев, летнего дня в тенистом саду, где пасётся лошадь, – искусство в чистом виде. Нина Михайлова характеризует Николая Стефановича одной фразой: «Если бы не он, никакой истории в нашем селе и не было бы.

Нина Михайлова Нина Михайлова / Фото: Ирина Дудка

Его запомнили с тележкой

Николай Косов родился в хуторе Горки, в пяти километрах от Вознесеновки, в феврале 1933 года. В семье было шесть сыновей, он – средний. Отец погиб на войне, и в 1948 году семья решается по программе переселения ехать в Приморье. Там Косов оканчивает школу и Владивостокское художественное училище, делает первые шаги в педагогике, начиная заниматься с детьми.

«Как рассказывал он сам, собирательство началось с коряги, найденной в лесу. Очень она ему показалась необычной. За природными экспонатами появились предметы быта, этнографии и другие. На родину он вернулся в 1974 году. Его взяли учителем рисования в Курасовскую школу и дали ему небольшой домик. Там он и устроил первый музей, куда часто приглашал своих учеников, – рассказывает Нина Владимировна. – Потом выделили помещение в Курасовской школе».

После переезда Косова в Вознесеновку, сюда переехала и его коллекция, которая непрерывно пополнялась. Переездов было много: из дома в здание бывшего медпункта, далее в детский сад и, в конце концов, в помещения Вознесеновской школы. Поначалу экспонаты разместили в трёх залах.

«Я, когда была маленькой, запомнила его с тележкой: постоянно перевозил какие‑то предметы, – продолжает директор музея. – Он собирал всё подряд: глиняные свистульки, колокольчики, рога животных, открытки, самовары, гири, утюги. По разным данным, у него до 80 коллекций предметов. Не было предела его интересам, всё, что находил и привозилиз поездок, – забирал в музей. Так откуда‑то появились старинный ткацкий станок, сундук, ручной жёрнов».

Человек – чудак, явно выбивавшийся из общей массы. Неудивительно, что в селе его называли Колей Святым.

Фотоаппарат в те годы был редкостью, может быть, у одного Косова на всю округу. Его приглашали фотографировать свадьбы, общественные мероприятия. Оплату он брал старыми предметами с чердаков, а фотографии с общественных событий ложились в толстенные фотоальбомы и личные дневники, которые он вёл всю жизнь.

Старинный ткацкий станок Старинный ткацкий станок / Фото: Ирина Дудка

«Фиксировать всегда!!!»

2 дневника из 20 сейчас временно находятся в музее. Их принесла жена краеведа Антонина Прокофьевна. Аккуратно листаю, любуясь безупречным аккуратнейшим почерком, не особо задерживаясь на записях, пока взгляд не останавливается на слове «МУЗЕЙ»:

«Что мы у себя можем? МУЗЕЙ создаётся. Сотни всевозможных вещей, предметов, фотографий, документов. Поиски продолжаются, находки добавляются еженедельно. Задумано посетить семьи, записать историю прошлого, быт людей, занятия, события, что‑то зафотографировать, частушки записать, поговорки, предметы собрать и описать.

Мне как краеведу, художнику, создателю МУЗЕЯ надо зарисовать уголки красивые, старые усадьбы, попутно новые дома… Сохранились ещё кое‑где старые постройки: сараи, хаты, тыны, плетени, колодцы с «журавлём», мостики. Есть места с гнёздами грачиными, лисьими норами, почти не осталось сусликов! красивых бабочек, стрекоз, жуков-оленей. Для коллекции музейной нужно собрать гербарий, камней, ракушек, виды деревьев, кустарников, плодов, продукции, выпускаемой заводом АВМ. Всем старожилам, ветеранам, передовикам производства особое внимание. О детях постоянно заботиться. А сколько гостей бывает у нас. Транспорт какой? Фиксировать всегда!!! Об Устимовиче не забывать. Это история. Следить за всем ходом жизни».

Так он и жил – музеем. Собирал предметы и рассказы, скрупулёзно записывал события, чтобы спустя 33 года люди заглянули в прошлое и обнаружили, что оно живое, хотя давно нет ни автора, ни многих героев его новостей…

Роща, которой уже нет Роща, которой уже нет / Фото: Ирина Дудка

День был самый короткий

Начав читать, трудно просто захлопнуть тетрадь. Вроде и записи ни о чём, но что‑то в них всё же цепляет.

«В ДК «Радуга» проводили на пенсию Жукова Лукьяна Александровича. Жена была, сын с женой, внук. См. фото. Многие не пришли… зависть?». Дальше идёт небольшой рассказ о Лукьяне Александровиче.

Ещё через несколько страниц крупными буквами: «Вчера скоропостижно в Белгороде скончался Юрий Левитан в 4 утра в гостинице «Белгород» (13 декабря 1983 года. – Прим. ред.).

«30 ноября, понед., 1987 год. Снегу ещё нет, температура –5. В школе вознесеновской черчение в 7 кл, в 8 кл. У Родионовых на Поповке купил свинины 10 кг по 4 рубля для матери, для себя».

«26 декабря, суббота. В Богдановке заснял на паспорт Азарову Ефросинью Григ. Родилась в 1895 году в Курасовке. Помнит, знает мою мать. Говорили о старине. Я люблю затевать об этом разговор. Живёт с дочкой Верой. Для музея подарили ЧЕПЧИК голубой атласный с прошивкой, бархатная кайма, сшитый ещё до 1914 года в Вознесеновке. После обеда заснял регистрацию Медведева Сергея с девушкой из Хохлатчины, Кулешовки. На 8 легковых автобусах проехали к памятникам: Курасовка, Ивня, Городец. День был самый короткий».

Это самая подробнейшая из возможных летописей села. Есть альбом про школу, там снимки, как развалили старую, как строится новая, открытие.

«Многие моменты остались только на его фотографиях и рисунках, – говорит Нина Михайлова. – Большая заслуга Николая Стефановича, что сохранил память о нашем помещике Константине Устимовиче, дореволюционном владельце этих земель. По фотографии нарисовал карандашом его портрет, где уж он отыскал… Нашёл и сохранил картину, которая висела в доме у Устимовичей. Старые книги по терапии и фармакологии, тоже, по всей видимости, из имения, Устимович же был врачом. Если бы не Косов, мы бы всего этого не знали и не имели».

Живая память

Самая большая, заметная картина – триптих «Утро» с журавлями, поднимающимися с поля.

«Заводских ковров раньше не было, люди сами рисовали на чёрных тканях и вешали на стену. Николай Стефанович нарисовал журавлей, что на центральном полотне, а потом решил добавить ещё две части: себя за процессом творчества и жену, стоящую на лесной дорожке, и получился триптих», – рассказывает Нина Михайлова историю картины.

Есть в музее пейзаж с ольховой рощей, которую вырубили, чтобы сделать пруд для рыбхоза. Картина с усадьбой Устимовича, также срисованная по фотографии.

В 2015 году для районного музея построили отдельное здание, и большая часть экспонатов переехала туда. Вознесеновский музей с трёх помещений сократился до одного, а фонды до сих пор продолжают пополняться находками Косова. В этом году вдова краеведа нашла заначку в диване – почти три тысячи советских рублей, первые деньги бывших союзных республик и царские. В Вознесеновском музее прошла выставка денежных знаков.

«Всех его заслуг и увлечений нельзя и перечесть, Степаныч был везде, – продолжает директор музея. – Ещё детьми были, что на чердаке найдём – это к Степанычу. Принесём, а он взамен что‑то даст, значок например. Даже не могу сказать, сколько у него было коллекций из всех сфер жизни: открытки, марки, история о нашем колхозе, масса фото­графий выступления местного хора. Альбомы листаешь – всё подписано: кто, где, по какому поводу выступление. Это был такой собиратель местной истории. Есть, конечно, во многих сёлах увлечённые люди, но чтобы настолько! Он этим просто жил».

Николай Стефанович заведовал музеем до 2005 года. Ушёл, потому что в силу возраста уже трудно было заниматься работой, а 2007-м его не стало, ему было 74 года.

«Жалко, конечно, такой хороший светлый человек был. Хотелось бы тоже какой‑то след оставить после себя, но до него‑то нам о-го-го», – грустно улыбается Нина Владимировна.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×