Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
26 июля 2022,  12:25
 Ирина Алексеева 218

В умелых и чутких руках

В Белгородском историко-краеведческом музее открылась выставка работ реставраторов «Вне времени»

В умелых и чутких рукахФото: Ирина Алексеева
  • Ирина Алексеева
  • Белгородские известия
  • Ирина Алексеева
  • Белгородские известия

Яркий праздничный пояс конца XIX века, белоснежный настольник, интересный рукомойник с двумя носиками – это лишь часть из представленных в экспозиции отреставрированных предметов старины.

Хранитель музейных предметов II категории отдела учёта и хранения фондов Ольга Дмитриченко подготовила эту выставку, желая в понятной форме отразить работу музея по сохранению памятников истории и культурного наследия Белгородчины. Посетители смогут сравнить по фотографиям, какими экспонаты были и стали, изу­чить используемые в процессе реставрации инструменты.

На выставке представлены работы художника-реставратора по металлу III категории Владимира Мезенко и художника-реставратора по тканям II категории Татьяны Бондарь. О восстановленных ими экспонатах они говорят с любовью и живым интересом.

У Татьяны Бондарь тонкие руки, привыкшие к кропотливой, аккуратной работе. Она рассказала, что реставраторы не всегда могут определить, сколько времени займёт работа над тем или иным предметом. Например, два одинаковых пояса могут быть разрушены по‑разному, над одним нужно сидеть неделями, а другой отнимет три-четыре дня. Для начала ткань нужно обеспылить, промыть влажной губкой со специальным раствором. После промывки часто проявляются повреждения, не видимые раньше. Удивительно, но реставратор по ткани использует инструменты хирургов и стоматологов. Также в ход идут разно­образные иглы, полупрозрачные нити.

Самым запоминающимся экспонатом, который отреставрировала Татьяна Бондарь, стал женский головной убор «Сорока». Он был побит молью, частично утрачены бусины и пайетки. Художница бережно восстановила его экспозиционный вид.

В умелых и чутких руках - Изображение Фото: Ирина Алексеева

«Это особое чувство – когда сначала держишь в руках пыльную, ветхую вещь, потом восстанавливаешь её, представляешь на реставрационном совете уже чистенькой. Эта вещь как будто прилипает к тебе», – рассказывает она.

Что касается металлов, то здесь в ход идут умения и знания мастера Владимира Мезенко. С теплотой он вспоминает восстановленную им лампадку конца XIX века. Она была сильно повреждена коррозией, с боку образовался голубой налёт, появились небольшие дырки. Реставратор очистил её механическим способом с помощью лёгких растворителей, остановил вредоносные процессы, восстановил утраченные участки эмали. Далее лампадка была законсервирована, защищена от дальнейших разрушений.

В умелых и чутких руках - Изображение Фото: Ирина Алексеева

Для Владимира Мезенко реставрация – увлекательный процесс, который сопровождается множеством неожиданностей.

«Это такая лотерея, – говорит он и подчёркивает, что главное в работе – не навредить экспонату».

Реставраторы объясняют, что они учатся до сих пор, несмотря на то что проработали в музее почти 20 лет, ведь появляются новые очистители, попадаются предметы, требующие сложного восстановления.

Художники-реставраторы готовы провести с посетителями увлекательные беседы и поделиться профессиональными секретами. Юным гостям выставки расскажут о бережном отношении к вещам и как важно не нарушать их первоначальный вид.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×