Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
30 июня 2022,  13:30

Как жители Первого Цепляево сделали семейные реликвии достоянием потомков

Как жители Первого Цепляево сделали семейные реликвии достоянием потомковРаиса Камилова: «В течение года мы с нуля сделали музей»Фото: Анна Емельянова
  • Белгородская правда
  • Белгородская правда

«Музей истории сёл первоцепляевской земли» (Шебекинский городской округ) открыли в августе 2020 года благодаря инициативе местных жителей. Они же наполнили помещения экспонатами – принесли в дар всё, что было им дорого как память, начиная со старинной одежды и инструментов и заканчивая документами и медалями.

Спела и поступила

Инициатором создания музея выступил председатель сельскохозяйственного производственного кооператива «Нива» Николай Мишнев. Он предложил сделать краеведческий музей в бывшем здании ФАПа. Сам медпункт переехал в специально построенное для него здание. Единомышленницей Мишнева, а впоследствии и руководителем музея стала отличник Министерства культуры СССР Раиса Камилова. Она отмечает, что до этого к музеям отношения не имела.

Её родители всю жизнь работали в колхозе, но юная Раиса не видела себя в сельском хозяйстве.

«Я поступала после школы в институт, но не прошла по конкурсу. Директор школы пригласил меня поработать год в интернате, а потом снова попробовать, – вспоминает Камилова (в то время ещё Колесникова). – И вот совершенно случайно в конце августа я открываю «Белгородскую правду» и вижу объявление о дополнительном наборе в культпросветучилище. А я с детства пела и выступала на всех сельских мероприятиях, да так, что до сих пор старожилы вспоминают».

Девушка заявила родителям, что завтра же повезёт документы.

«И я поехала. Спела там одну пес­ню и через два дня уже уехала на занятия», – говорит Раиса Васильевна.

В 1970 году Камилова окончила дирижёрско-хоровое отделение Белгородского культпросветучилища. После по направлению отправилась на Камчатку, где проработала 22 года вместо трёх по договору. Затем было руководство ДК в Ровеньках и шебекинское управление культуры.

В такой обуви в Первом Цепляево раньше ходили малыши В такой обуви в Первом Цепляево раньше ходили малыши / Фото: Анна Емельянова

Наполнили экспонатами

В конце концов Раиса Васильевна вернулась на малую родину и возглавила недавно капитально отремонтированный Первоцепляевский ДК. А когда она уже собралась уходить на заслуженный отдых, Николай Мишнев предложил заняться организацией музея.

«Ремонт делать не пришлось, оставалось только наполнить пустые комнаты экспонатами. И в течение года мы с нуля сделали музей», – рассказывает Раиса Васильевна.

Благо у энтузиастов было много помощников, в том числе специалисты и директор музея-диорамы Мария Кугина и уроженка Первого Цепляево Татьяна Вьюнник, которая долгое время работала в Белгородском музее народной культуры.

Этот патефон первоцепляевцам подарил Иосиф Кобзон Этот патефон первоцепляевцам подарил Иосиф Кобзон / Фото: Анна Емельянова

Подлинная старина

Одну комнату посвятили народной культуре. Всё, что там находится, местные жители принесли в дар музею. Это подлинные предметы XIX века и первой половины XX: самовары, угольные утюги, предметы для глажки. Николай Ильчаков отдал в музей свои столярные инструменты загадочного для современного человека вида с не менее загадочными названиями вроде «шпунтубеля».

Кто‑то принёс форму для производства кизяков – природного печного топлива. Её клали на доску, мешали навоз с водой, утаптывали смесь ногами, потом форму переворачивали и складывали результат трудов сушиться на травке. Затем кизяки использовали для отопления домов.

«Даже я ребёнком ещё это делала», – отмечает Камилова.

В этом же зале нашлось место для женских нарядов, старинного сундука, конопляных рушников и скатертей ручной работы (лён в Белгородской области не вызревал).

Есть в коллекции музея и старинный ткацкий станок, только в залах для него слишком мало места. Николай Мишнев вынашивает мысль сделать ещё один зал в подвальном помещении, так что, возможно, скоро посетители увидят новые экспонаты.

С Брежневым и Будённым

В основном зале – история создания колхозов с 1929 года. В 1955 м несколько местных хозяйств объединились в один колхоз Жукова. В 1957 году его переименовали в колхоз «40 лет Октября». Хозяйство поднимали фронтовики, они же становились председателями. Есть, например, в музее портрет фронтовика, наставника молодёжи, механизатора Фёдора Прокопова.

«Он был умница, известный рационализатор, к технике относился очень бережно и заботливо. Прекрасный семьянин, отец пятерых детей. В 1968 году получил орден Трудового Красного Знамени», – перечисляет заслуги Фёдора Стефановича хранительница музея.

За трудовые достижения Прокопова удостоили чести стать делегатом III Всесоюзного съезда колхозников, проходившего 25–27 ноября 1969 года. Фёдора Стефановича можно увидеть на фотографии в Колонном зале Дома Союзов вместе с делегатами трёх областей: Воронежской, Курской и Белгородской, а также со всем Политбюро во главе с Леонидом Брежневым и колоритным Семёном Будённым.

«Кстати, в списке делегатов от нашего региона значится и фамилия Степана Савченко. Но определить его на этой фотографии мы не смогли, – замечает Раиса Васильевна. – Подождём, пока Евгений Степанович Савченко побывает в нашем музее».

В этом же зале хранятся документы матери одиннадцати детей, доярки колхоза Веры Дрокиной. Она дважды была на приёме у Валентины Терешковой, которая тогда была председателем Комитета советских женщин. Вера Афанасьевна – единственная из Шебекинского округа – занесена в книгу «Матери-героини Белгородской области».

Как жители Первого Цепляево сделали семейные реликвии достоянием потомков - Изображение Фото: Документ о присвоении звания матери-героини Вере Дрокиной

Присылают и приносят

Создатели музея собрали много информации о жителях первоцепляевской земли, участвовавших в Великой Отечественной войне. Для этого использовали «Книгу Памяти» и другие архивные источники. Также в сельсовете сохранились похозяйственные книги 1940-х годов, в которых есть отметки, кто ушёл на фронт и кто погиб.

«Мы насчитали более 1100 жителей поселения, участвовавших в Великой Отечественной войне. Около 600 из них домой не вернулись. Вместе с учителями школы, работниками ДК и библиотек, а также Первоцепляевской администрации мы занимались материалами для «Бессмертного полка», – отмечает Камилова.

С помощью сотрудников музея-диорамы собранные сведения внес­ли в электронную рамку, которая висит в главном зале. На экране сменяют друг друга фамилии и даты, у одних – с портретом, у других – просто буквы на белом фоне.

Около 200 красноармейцев погибли, защищая Первое Цепляево и соседние сёла и хутора. В 1975 году в Сурково открыли мемориал в их честь.

«Мы выкладываем в соцсетях просьбы к уроженцам наших сёл и хуторов, чтобы они прислали фото­графии своих отцов и дедов, которых нам не хватает. И люди действительно приносят и присылают», – говорит Раиса Васильевна.

Иосиф Кобзон передаёт подарок Иосиф Кобзон передаёт подарок / Фото: Анна Емельянова

Дважды на первом

Отдельное место в музее выделили для достижений первоцепляевской территории. Здесь есть, например, патефон, который хозяйству подарил народный артист Советского Союза Иосиф Кобзон за участие хозяйства в гуманитарной миссии на его родину – на Донбасс.

Многого добились творческие коллективы Первоцепляевского ДК под руководством Раисы Камиловой. Их участники два раза побывали на Первом канале: в 2012 году в программе «Играй, гармонь любимая!» участвовала потомственная гармонистка и трактористка Варвара Дрокина, а в 2016-м самодеятельные артисты отправились на «Поле чудес».

Крутила барабан и отгадывала буквы работница культуры из другого шебекинского села. А первоцепляевцам побывать в гостях у Якубовича довелось случайно.

«Глава района попросил у Николая Мишнева финансовой поддержки для этой поездки, а тот ответил, что у него есть и свои отличные коллективы, – повествует Раиса Васильевна. – С этим согласились и отправили наш коллектив – старшую хореографическую группу с авторской постановкой Натальи Чемерченко «Посиделки». Выглядели достойно».

Теперь в музее хранится оставленный для руководителя сельхозпредприятия автограф Леонида Аркадьевича. 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×