Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
13 мая 2022,  18:35

Как наши предки учились быть сильными и ловкими

Белгородский журнал «Спортивная смена» с помощью архивов, специалистов и даже очевидцев раскрывает исторический подтекст народных игр

Как наши предки учились быть сильными и ловкимиФото: картина Владимира Маковского «Игра в бабки» (1870 год)
  • Статья
  • Статья

2022 год объявлен Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Для нас это повод обратить внимание на те виды спорта и дворовые игры, которые с детства известны многим белгородцам или, наоборот, давно ими забыты.

Начнём с того, что на Руси сильным и выносливым всегда выказывали особое уважение. В первую очередь потому, что именно на них ложилась ответственность по защите Родины и созданию так называемого продовольственного запаса.

Словосочетания «русский богатырь», «сила недюжинная», «косая сажень в плечах» заключали в себе не только определение физической мощи, но и эмоциональную составляющую отношения к тем, кто бился за страну и кормил её.

При этом подразумевалось, что человек, наделённый такими достоинствами, добр и миролюбив, и уж если продемонстрирует своё дарование, то только в поединке с врагом или в шуточном состязании с равным соперником.
Намеренно физическим развитием тела в народе не занимались. Это происходило естественным путём – через выполнение житейских обязанностей и культурные традиции, которые в нашей области описаны краеведами разных районов. Лишь в начале ХХ века физические упражнения стали обязательными в школьной программе.

Милые кости

Во времена, когда термина «подвижные игры» не было и в помине, они, тем не менее, существовали. Взгляните на картину Владимира Маковского «Игра в бабки»: деревенские ребятишки выставили в ряд косточки (обычно это были коровьи суставы, которые сушили в печи) и по очереди сбивают их камешком. Сюжет незатейливый, но показательный: для обретения ловкости использовались простые подручные материалы, поскольку ничего другого у бедноты не было. В обеспеченных семьях всё выглядело по‑другому: там у детей были коньки, теннисные ракетки, мячи и даже собственные лошади. Но мы сейчас о большинстве. А оно в своих забавах больше уповало на фантазию, чем на инвентарь.

Так вот, в сёлах Курской и Воронежской губерний, к которым в то время относились земли современной Белгородской области, игра с картины Маковского (по мнению этнографов, одна из самых древних на земле) была любимой. Так сказать, ежедневной. Правда, называлась она в наших краях по‑иному: кости, или – на татарский манер – козны, кóзанки.

 

Как наши предки учились быть сильными и ловкими - Изображение Фото: pixabay.com

 

Из тех же далёких времён к нам пришли пятнашки, которые в XIX веке знали как салки (от слова «сало») или квач (так называли помазок для дёгтя): водящий должен догнать кого‑то из команды и дотронуться до него рукой – засáлить.

Прохоровские дети играли в шшуку: взявшись за руки, становились в круг и с криками «шшука-мука!» бежали по нему из всех сил. Во время этой беготни кто‑то падал и выбывал. Побеждали самые выносливые.

В Ровеньском районе старожилы вспоминали ярошки. В выкопанные ямки ставили столбик высотой 10–15 см (ярошку), который выбивали палкой-битой. В полёте его ещё раз били, стараясь, чтобы он улетел подальше от условной черты-границы. Побеждал тот, у кого ярошки ложились ближе к цели.

Также популярной у ровенчан (и не только у них) была игра с хозяйственным уклоном, навеянная вечной делёжкой земли – отрýба. Для неё на земле чертили квадрат, который делили линиями на куски по числу участников. Водящий бросал нож на чужой участок. По той линии, как ложился нож, отрубали – то есть прибавляли – кусок к земле бросавшего. Побеждал участник с самым большим «наделом».

О спорт, ты – праздник!

В старину народные и религиозные праздники обожали не только за то, что в эти дни можно было поесть вкуснее и сытнее, но и за особенные, массовые игры. Для Масленицы, Пасхи, Красной горки и так далее были заведены свои состязания с церемониями и обрядом проведения. Престольные праздники в сёлах почти всегда сопровождались большими ярмарками, которые тоже включали в себя народные спортивные состязания. Например, выезды на лошадях с седоками или в санях (зимой) – в наших уездах порой участвовало до 300 человек за раз.

Массовыми были катания с горок, на санках и на качелях. Помимо классических стоячих (из доски, подвешенной на цепях или верёвках), качели сооружали и по принципу противовеса, положив доску на бревно. На последних качались большими группами: кто кого перетянет.

Но ни одна народная забава не могла сравниться с азартом кулачных боёв или кулачков, стенок. Устраивали их в период от Рождества до Масленицы, при этом готовились заранее целыми деревнями: вырабатывали стратегию, выбирали бойца-командира, настраивались психологически. По воспоминаниям томаровского краеведа Анны Басаргиной, кулачный бой вёлся по строгим правилам: его прекращали после первой крови, нельзя было наносить удары сбоку или со спины, использовать кастеты или утяжелители. Имена самых заметных победителей тех битв до сих пор хранят в деревнях как легенду: Василия Анпилова из грайворонского Смородино (говорят, он мог поднять лошадь), отца и сыновей Горбатенко из Томаровки, Ивана Зубкова из старооскольской Рождественки.

 

Массовые катания с горок в интерпретации Федота Сычкова («Свободное время», 1910 год) Массовые катания с горок в интерпретации Федота Сычкова («Свободное время», 1910 год)

Исправление недостатков

По сути, вольный народный спорт, игры и крестьянский труд долго оставались единственными способами тренировок тех самых будущих богатырей. И хотя формально уроки гимнастики в школах России узаконили ещё в 1872 году в «Положении о городских училищах», видные общественные деятели и педагоги много лет бились, чтобы предмет стал реальностью. В 1880-х преподаванию гимнастики стали обучать студентов в Курской учительской семинарии, а в 1902 году – в Белгородском педагогическом институте. Отметим, что до этого момента (и ещё долго после) представление о занятиях гимнастикой в стране имели только военные – в армии спортивные занятия постепенно внедрялись со времён Петра I. По этому поводу есть интересное архивное подтверждение.

В 1889 году Грайворонский училищный совет ввёл военную гимнастику в народных школах и пригласил на летний месяц отставного офицера, который показал 30 грайворонским педагогам основные упражнения. Приезжему физкультурнику заплатили за месячный курс 100 рублей – огромные по тем временам деньги. За ведение нового предмета к основному жалованию (которое тогда составляло 240 рублей в год) каждому педагогу положили доплату 30 рублей. Спортзалов в те времена не было, занятия проводили на улице в подходящую погоду – то есть 3–4 месяца в году. Поэтому земство сочло доплату достаточной. Через два года совет отчитался перед земством, что занятия гимнастикой в сельских школах прекращались зимой «из‑за глубокого снега и тяжёлой обуви крестьянских детей, затрудняющих стройность движений».

 

Так Виктор Васнецов изобразил кулачный бой (1891 год) Так Виктор Васнецов изобразил кулачный бой (1891 год)

 

Но благодаря стараниям учителей «мальчики знали простые гимнастические приёмы и исполняли их удовлетворительно». Оплата труда физруков к тому моменту поднялась до 50 рублей.

К 1908 году уроки гимнастики стали постепенно входить и в женские белгородские гимназии, хотя и не без сопротивления педагогов и родителей. Главная цель занятий для девочек была в «исправлении телесных недостатков» и укреплении здоровья. Как правило, им предлагались посильные упражнения или игры. Уж не знаем, насколько регулярными были эти занятия, но в документах они значились.

К 1910 году школ повсеместно стало больше: в Старооскольском уезде – 163 земские начальные школы, в Корочанском уезде – 66, в Новооскольском – 65, в Грайворонском – 52. И гимнастику в качестве неосновного предмета ввели в каждой из них, не говоря уже про гимназии. В аттестате же гимназистов обязательно прописывалось, что они обучались физическим упражнениям. 

Оценивать успеваемость по этому предмету стали гораздо позже, в советской школе. Тогда действительно начался новый этап, который приравнял физкультуру по важности к другим предметам, нацелил школьников на выполнение нормативов. Ну а подвижные игры на свежем воздухе и прочие уличные забавы так и остались способами тренировки силы, скорости и ловкости.

Ольга Бондарева

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×