Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
28 апреля 2022,  23:24

Почему рукодельница из шебекинского Большетроицкого рисует, стоя на коленях

Почему рукодельница из шебекинского Большетроицкого рисует, стоя на коленяхФото: Анна Емельянова
  • Белгородская правда
  • Белгородская правда

Ирина Куликова – поистине мастерица на все руки. В Большетроицком центре культурного развития она работает художником-декоратором, но название её должности говорит лишь о малой части того, что умеет и делает рукодельница. В её арсенале роспись по дереву, валяние из шерсти, вышивка, вязание, ну и конечно, оформление декораций, изготовление кукол для кукольного театра, а также шитьё театральных костюмов.

Что за блик такой?

Ирина Куликова увлекалась творчеством с малых лет. Её дед Андрей Кулиничев во время Великой Отечественной войны был артиллеристом и часто рассказывал маленькой внучке, как на конях возили орудия, изображал для девочки лошадок, делал деревянные игрушки.

«Дедушка был талантливым художником, хотя нигде не учился, – отмечает Ирина Николаевна. – Жаль, что способности свои не развивал. Зато, думаю, именно он мне тягу к искусству передал. Сейчас у нас в Большетроицком есть школа искусств, в детстве я бы с радостью её посещала, но тогда у нас даже преподавателя рисования не было, а уроки ИЗО вёл учитель истории».

И тем не менее девушка решила поступать в Белгородское училище культуры.

«Туда шли дети после художественных школ. А я сдала экзамены на отлично, нигде специально не учившись, – рассказывает Куликова. – На занятиях поначалу стыдно было, что некоторых терминов не знаю. Говорят мне «блик», а я думаю, что это такое? У преподавателей такие вещи спрашивать стеснялась. Посматривала на других учеников, подмечала, что как, так и выучила нужные определения».

Отучившись на художника-оформителя, девушка вернулась в родное село, вышла замуж и родила дочь Дарью. Кстати, ей тоже сполна передалась тяга к творчеству. Девчушка вяжет и постигает мастерство живописца на художественном отделении школы искусств.

Почему рукодельница из шебекинского Большетроицкого рисует, стоя на коленях - Изображение Фото: Анна Емельянова

Монахиня очаровала

В 1994 году Ирина Николаевна устроилась в Дом культуры (сейчас Центр культурного развития) художником, да так и работает в нём до сих пор. Только вот навык усовершенствовала – заочно окончила Белгородский институт культуры по направлению декоративно-прикладного творчества.

«Мне мама сказала: «Тебя ждут». Я пришла: и правда, ждут!» – вспоминает она.

Директор Большетроицкого ЦКР Людмила Артёмова возглавляла учреждение культуры уже тогда. И ей действительно очень хотелось, чтобы Ирина Куликова пришла в её коллектив.

«В 24 года я пришла молодым специалистом в школу, Ирина в то время ещё была ученицей, – говорит Людмила Александровна. – Я тогда и не думала, что у неё талант художника. А как‑то раз её мама, которая трудилась бухгалтером в администрации, принесла на работу картину дочери. Девочка изобразила монахиню, этим рисунком я была просто очарована. Так что после взяли её, конечно, без вопросов».

Почему рукодельница из шебекинского Большетроицкого рисует, стоя на коленях - Изображение Фото: Анна Емельянова

Всё вручную

За 28 лет творческой деятельности Ирина и вышивала, и вязала, и картины писала, и делала любительские снимки на фотоаппарат «Зенит», но особенно много времени посвящала работе над декорациями для концертов, спектаклей и других мероприятий в Доме культуры.

В трудные 90-е годы денег у учреждения культуры было очень мало, техника не развита, так что делать всё приходилось вручную.

«Тогда со всем туго было. Вот стоят у меня кисточки, – указывает на свой стол художница. – Сейчас благодать: идёшь в магазин и какую хочешь, такую и покупаешь. А раньше нельзя было найти ни красок, ни кистей. Выкручивались как могли, выискивали, доставали, подручными материалами пользовались».

Мастерица сама поднимала, вешала, вовремя меняла собственноручно нарисованные декорации.

«Мы стали делать постановки сказок, для которых она рисовала огромные фоны, – рассказывает Людмила Александровна. – Подготовили спектакль по сказкам Пушкина к 200-летию его рождения. Для него Ирина сделала декорации, которые мы меняли в процессе».

«Гости нам тогда сказали, что у нас как в драмтеатре», – с улыбкой добавляет Ирина Николаевна.

Лёжа и ползком

Рисовать масштабные декорации мастерице часто приходилось на коленях. Она сшивала полотна 6 на 9 метров, расстилала ткань на полу сцены и приступала к работе. По‑другому не получалось: повесить всё это куда‑то было нереально.

«Работала и стоя, и на коленях, и ползком. Зато можно было в любой момент полежать, отдохнуть», – смеётся Куликова.

Благо сейчас необходимость в таких трудах отпала. В 2017 году спонсоры подарили ЦКР хороший проектор, и теперь любое изображение легко можно спроецировать на экран над сценой.

«Но костюмы мы с коллегой всё равно шьём, переделываем. В ЦКР более 20 самодеятельных коллективов, в которых стабильно занимаются более 200 человек. Есть и детские, и взрослые, например, хор Большетроицкой районной больницы, в котором поют в основном медсёстры. Для всех них много нарядов нужно. Да и задники всё‑таки бывают нужны. То дерево какое‑нибудь на сцену, то вот самолёт недавно делала и расписывала», – перечисляет художница.

А ещё в ЦКР есть кукольный театр. Руководитель заказывает игрушечных героев к определённому спектаклю, и умелица лепит из папье-маше головы кукол.

Почему рукодельница из шебекинского Большетроицкого рисует, стоя на коленях - Изображение Фото: Анна Емельянова

Игрушки раздам детишкам

Однако времени для других видов творчества в любом случае стало гораздо больше. В кабинете рукодельниц Большетроицкого ЦКР можно найти самые разные работы Ирины Куликовой. Вот на полке милейшие круглоглазые совы из папье-маше, на соседней – миниатюрный ёжик, сваленный из шерсти, рядом липовая доска с чёткими резными узорами.

«Вырезать по липе очень просто – как по маслу, это дерево мягкое. Главное – хорошо наточить резак», – объяснила Ирина Николаевна.

А больше всего вокруг расписных деревянных изделий: красногубые матрёшки, кухонные доски с цветами, храмами и лошадьми, ложки под хохлому.

«Когда я посещала училище, у нас были направления «рисунок», «живопись», «композиция» и «роспись по дереву». Видимо, доски были наиболее доступным материалом в то время, – пожимает плечами Куликова. – Вот это направление я и выбрала, так что это моя тема. А вообще я всё люблю. Не могу выделить какой‑то любимый вид творчества».

В последнее время женщина увлеклась вязанием:

«Коллега Александра, которая со мной в кабинете работает, вяжет игрушки. Сидит она, значит, вяжет, вяжет, а потом – раз! – распускает. Я говорю: «Что же ты делаешь?» А она: «Я петельку потеряла!» Оказалось, что всё не так просто, как кажется: каждую петелечку нужно считать, пропускать нельзя. И я загорелась тоже научиться такому интересному делу. Начала с игрушечных тигрят. Их у нас раздаривают детишкам, родившимся в селе в течение года. Надоест вязание, найду ещё что‑нибудь новенькое, благо видов творчества не счесть, так что нет предела совершенству». 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×