Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
19 апреля 2022,  11:10

Сберегая традиции. Как сохраняют историю села в музее алексеевского Подсереднего

Сберегая традиции. Как сохраняют историю села в музее алексеевского ПодсереднегоСветлана ТитоваФото: Павел Колядин
  • Белгородские известия
  • Белгородские известия

Всё началось в 1973 году. Тогда в Подсереднем открыли мемориальный дом-музей революционного деятеля, публициста и литературоведа Михаила Ольминского. Детство он провёл в Подсереднем, приезжал сюда и в зрелые годы. Его старый дом обновили и собрали небольшую коллекцию экспонатов, посвящённую жизни и деятельности Ольминского. Но со временем скромная экспозиция переросла в нечто большее.

Теперь здесь музей истории села, в котором бережно хранят и военную память Подсереднего, и холсты местных художников, и богатое фольклорное наследие.

Новые форматы

В небольшом алексеевском селе чуть больше 1 000 жителей. Вдоль тихих весенних улиц – добротные кирпичные дома, за зеленеющими деревьями видна церковь с внушительным куполом, неподалёку школа. Там тоже есть свой маленький музей, который организовали ученики. Главный же сельский музей больше похож на старинную усадьбу. У фасада – бюст Ольминского и посаженные не так давно берёзы. Этот дом восстановили в 70-е, сохранив при этом всю внутреннюю планировку. Оттого он кажется немного тесным, но уютным.

«До недавнего времени наш музей считался, что называется, любительским, – рассказывает заведующая музеем Светлана Титова. – Но с 2017 года мы занялись серьёзной научно-исследовательской деятельностью под руководством коллег из историко-краеведческого музея Белгорода. Они разработали для нас научную концепцию, а мы приступили к работе с архивами».

По словам Светланы Семёновны, благодаря этому кропотливому труду уже удалось получить из архивов несколько ценнейших документов по истории Подсереднего. Среди них, например, первое документальное свидетельство, где упоминается село. Это отписка Петра Вердеревского полковнику Тевяшеву об угоне лошадей. Бумага, написанная витиеватым каллиграфическим почерком, датирована концом XVII века. Теперь это один из ценнейших документов музея, который уже занял почётное место в рамке при входе.

Здесь же – во вводном зале – стараниями сотрудников музея появилась экспозиция о военном прошлом Подсереднего. История освобождения села силами 1002-го полка 305-й дивизии под к­омандованием майора Александра Диканева.

«В той схватке почти весь полк полёг, – говорит Светлана Титова. – Осталось 12 человек. Один из выживших – Иван Палкин. Когда уже не оставалось патронов и сражались в рукопашную, семья Барыкиных с Масловки буквально затащила Палкина к себе домой, так он остался жив. Приезжал потом и навещал эту семью».

В витрине – чёрно-белые фотографии ветерана и спасших его сельчан, рядом списки всех фронтовиков Подсереднего и личные вещи одного из них – Тихона Попова. Его останки, а также смертный медальон, каску и кружку обнаружили поисковики под Смоленском в 2018 году. Поз­же Тихона Попова перезахоронили в родном селе, а его вещи передали музею.

Ольминский и Барбарин

Разные свидетельства удалось собрать в последние годы благодаря новым стандартам работы музея. Некоторые архивные данные прислали в Подсереднее из других регионов. Вроде чёрно-белой фотографии XIX века, на которой изображён городок Олёкминск в Якутии. Связь тут, оказывается, простая: свой псевдоним – Ольминский – Михаил Степанович взял по названию этого городка, где он некоторое время находился в ссылке.

Самому Ольминскому в музее Подсереднего теперь посвящён один большой зал. Там собраны его личные вещи, мебель из старого дома, книги и документы, бюсты членов семьи и его портреты. В последний раз Михаил Степанович приезжал в родное село в 1927 году. Гулял по яблоневому саду, обсуждал с жителями последние новости из привезённых с собой газет. И в письмах к старшим братьям часто сетовал, что устал от санаториев и курортов, душа стремится в Подсереднее – поработать на грядках.

«Здесь в то время жили тётки Ольминского, – поясняет Светлана Титова. – Наши люди долго помнили их. Я разговаривала с местной учительницей, она прожила здесь 90 лет. И вспоминала двух дам в длинных платьях, шляпках, с кружевными зонтиками. Рассказывала, как её мама готовила для них вареники и носила в старый дом. А они часто угощали людей яблоками из своего прекрасного сада».

Светлана Семёновна показывает большой парадный портрет Ольминского. Практически все его портреты, собранные в музее, писал ещё один местный уроженец – художник Леонид Барбарин.

«Мы не могли не посвятить этому самобытному автору зал в нашем музее, потому что он был поистине уникальной личностью, ещё один наш выдающийся земляк, – говорит Светлана Титова. – Он прожил 97 лет, знал Ольминского лично, а в его доме, можно сказать, был собственный художественный музей».

Леонид Николаевич был не только художником, он занимался резьбой по дереву, пел романсы, делал музыкальные инструменты. В экспозиции – его арфэлла – нечто среднее между арфой и гуслями. Сохранили земляки и скрипку, и свирель. Была у него и гитара, сделанная своими руками. Как говорит смотрительница музея, Барбарин практически всё старался делать сам. Например, кисти мастерил из шерсти собственной кошки, палитру вырезал из дерева. В одной из витрин хранится сделанный Барбариным ящик для красок.

На стене – огромный холст, на котором изображена история развития Подсереднего. Там рисунки с подписями о том, как происходило становление села, развивались колхозы, как строили школу, родильный дом и ДК. В конце оставлено место – для того, что ещё не случилось, но предстоит.

Певческое наследие

Ещё два зала музея посвящены не только истории села, но и особой фольклорной традиции. В «Русской горнице» огромное количество экспонатов, которые принадлежали местным жителям. Тут быт и ежедневные тяжёлые труды: как толкли в ступе гречиху и просо, готовили кашу-варгеню, говорили «сварганю» что‑нибудь на скорую руку. Как выращивали коноплю, выдёргивали со стеблем, тащили на реку, отмачивали, ткали серую холстину, отбеливали золой и шили одежду. Как ткали ковры и баюкали детей в люльках – у висящей в музее деревянной кроватки до блеска отполирован один бок. Всё это подлинное и живое, хранящее тепло рук наших предков. Не хватает только большой русской печи.

В соседнем зале – народные костюмы и ремёсла. И то, что ценят в Подсереднем дороже всего, ведь это нельзя сохранить в витринах музея, – народная песня и пляска. Это зал народной культуры. Здесь много свидетельств о знаменитой Ольге Маничкиной, которая со своим народным коллективом успела объездить полсвета. Теперь каждый год в июле в селе проходит фестиваль её имени, куда съезжаются не только со всей Белгородской области, но и из других регионов. Но в музее всё же хотят запечатлеть и эту веху.

«Когда я рассказываю во время экскурсий о фольклорной традиции Подсереднего, мне не хватает слов, – делится Светлана Титова. – Потому что о таких вещах не нужно рассказывать, их нужно показывать. И вот мы подумали и подали в этом году заявку на президентский грант, чтобы снять фильм о наших певческих талантах и наследии села. Не так давно узнали, что выиграли почти 400 тысяч рублей. Теперь дело за малым».

Уже в ближайшее время подсереденцы закупят нужную аппаратуру: зеркальную камеру, экран, штативы, проектор и многое другое и приступят к съёмкам фильма «Моё село – ты песня и легенда». Туда войдут не только воспоминания о легендарном коллективе Маничкиной, но и сами песни, исполненные современными народными коллективами села. В фильме покажут старинный свадебный обряд, воспоминания старожилов о народных праздниках, обычаях, плетение венков и хороводные пляски, в том числе знаменитую пляску Подсереднего «Пересек», а также там прозвучат троицкие песни.

«Этот фильм мы будем обязательно показывать на экскурсиях, – говорит Светлана Титова. – Чтобы люди могли узнать о наших традициях не только по рассказам, но и лично прикоснуться к истории нашего замечательного села, услышав эти песни, увидев обряды своими глазами».

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×