Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
01 апреля 2022,  10:12

И бабушка была маленькой. Как нарисовать с ребёнком генеалогическое древо

И бабушка была маленькой. Как нарисовать с ребёнком генеалогическое древоФото: pixabay.com
  • Белгородские известия
  • Белгородские известия

Скорее всего, к составлению древа вас подтолкнуло задание в детском саду или школе. И это тот случай, когда выполнить его стоит всей семьёй. Важно превратить составление генеалогического древа в увлекательное занятие. Разбираем пошагово, как помочь ребёнку нарисовать родословную и хорошо провести время всем вместе.

Шаг 1. Объясняем, для чего это нужно

В самом начале надо объяснить ребёнку, для чего нужно рисовать генеалогическое древо. Высокопарные слова про дедов и память предков малыш навряд ли поймёт. А вот то, что его бабушка когда‑то была такой же маленькой, как и он сам, и что у неё тоже была бабушка, его наверняка заинтересует.

И здесь самое время пояснить, кто такие прабабушки и прадедушки, что у них тоже были родители. Кто они, как их звали, чем они занимались, что любили и где жили.

Если есть питомцы, то можете уделить и им местечко рядом с деревом. Для многих котики, собачки и другие животные – самые настоящие и любимые члены семьи. Пусть ребёнок расспросит дедушку: вдруг окажется, что у него в детстве был любимый белый пудель, а может, он держал в качестве питомца большую ящерицу.

Шаг 2. Собираем информацию

Самый действенный способ собрать информацию – поговорить с родными. Пусть ребёнок вначале сам вспомнит, кого он может записать в родословную. После поговорит с мамой и папой. Расспросит их о братьях и сёстрах. Пересчитает своих тётушек и кузенов. Для первого дерева не нужно слишком углубляться в родословную. Достаточно ограничиться двоюродными братьями и сёстрами. Если интерес не угаснет, то ребёнок сможет расширять дерево и дальше.

После родителей надо будет поговорить с бабушками и дедушками с обеих сторон. Узнать есть ли у них родные братья и сёстры, как звали их родителей, бабушек и дедушек.

Шаг 3. Собираем фотоархив

Для исследования пригодятся старые фотографии. Если вы этого ещё не сделали, то пришло время их оцифровать. Расспросите двоюродных родственников, может быть в их фотоархивах есть больше старинных фотографий.

А ещё это возможность проверить, на самом ли деле ваш дошколёнок так похож на деда, как все говорят. Покажите фото дедули в его возрасте и спросите, кто это? Если сын ответит, что это он, то точно похож на деда.

Шаг 4. Выбираем дерево

Здесь всё зависит от ваших желаний и возможностей. Можно нарисовать традиционное дерево. Как ствол с ветвями можете использовать отпечаток руки ребёнка. Намажьте ладонь и часть руки ниже кисти краской, растопырьте пальцы, приложите к листу – основа для дерева готова. Теперь надо нарисовать крону и плоды. Листочки можно сделать всей семьёй – окуните пальцы в краску и оставьте много-много отпечатков на кроне. Плодами будут члены семьи.

В центре дерева путь ребёнок обозначит себя, а справа и слева маму и папу. От родителей будут идти в ширину родственники по их линиям. Не забывайте о дядях и тётях, двоюродных братьях и сёстрах.

Вместо дерева с ребёнком постарше можно нарисовать родословную схему. Для неё потребуется та же информация. Но оформление будет не в виде дерева. Так, можно изобразить родовую схему в виде круга или полукруга – круговое генеалогическое древо. В центре этой схемы в самом маленьком кругу – ребёнок. Следующий круг вокруг ребёнка делится на два полукруга в них вписывают родителей. Затем идут бабушки и дедушки и так далее.

Старший школьник уже сможет сам представить информацию о своей семье в виде поколенной росписи. Это то же семейное дерево, но уже без лишних украшений в виде ствола и листочков. Зато поколенная роспись более информативна. Фактически это текстовое описание каждого поколения семьи. Здесь уже кроме имени можно добавить информацию о том, в какие годы жил человек, кем работал, примечания.

В поколенной росписи первая запись делается о самом древнем известном предке. Ему присваивается номер 1. Его родным братьям и сёстрам – номера 2, 3, 4 и т. д. Следом идут их прямые потомки. Так, например, прапрапрадеда звали Игнат. У него была сестра Марья. Это первое поколение семьи. Мы их запишем как 1. Игнат и 2. Марья. Потомков Игната будем записывать как уже 1.1. Иван, 1.2 Пётр, а детей Марьи запишем как 2.1 Дарья и 2.2 Федот. Соответственно детей Ивана будем нумеровать 1.1.1 Григорий, 1.2.1 Февронья и т. д.

Получатся фактически ветви дерева, но с обозначением от цифры к цифре. Если родственников не так много, то вместо цифр можно чертить линии.

Шаг 5. Дополнительный

Это задание под звёздочкой. Если ребёнок очень увлёкся генеалогией, можно развить его увлечение и рассказать ему о том, откуда были его предки, какие у них национальности. Предложить ему изу­чить оцифрованные метрические книги на сайтах архивов и загсов разных городов и стран.

Если готовы потратиться, то можно подарить ребёнку ДНК тест. На его основе в лаборатории делают заключение о том, откуда были дальние предки. И ещё можно найти очень дальних родственников по всему миру, которые тоже сдали ДНК анализ и загрузили его результаты на один из генеалогических сайтов.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×