Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
31 марта 2022,  15:53

Как в Прохоровском районе отмечают праздники по русским традициям

Как в Прохоровском районе отмечают праздники по русским традициямФото: Алёна Черепанова
  • Белгородская правда
  • Белгородская правда

Я стою на окраине прохоровского села Красное и, прищурив глаза, смотрю вперёд, туда, где блестит снег, покрывает собой поля, раскинувшиеся на километры вперёд, сколько хватает взгляда. Овраги и небольшие горки, рощицы вдали и голубое небо, которого так не хватало в зимние дни серости.

«А вон тот «ирокез» из деревьев летом ярко-зелёный, не налюбоваться, – замечает проходящая мимо девушка. Напоминает: – Скоро начало праздника».

Я киваю и иду следом. Здесь, на хуторке Красная горка, не хочется тратить ни минуты напрасно.

Персики для детей

Всё началось с родничка, который когда‑то открыли неравнодушные селяне. Около него стали собираться, проводить праздники и просто наслаждаться спокойствием, рассказывают мне создатели проекта «Хуторок Красная горка» Светлана Виноградова и Марина Канева.

«Многие из нас в определённый момент захотели переехать в деревню, – говорит Марина. – Например, мы приехали из республики Коми, у нас была мечта – выращивать для своих детей персики».

Точкой притяжения оказался как раз родничок. Вместе с другими мечтателями они благоустраивали территорию, расчищали пространство, сажали растения – абрикосы, яблони, груши и много декоративных. Большим подспорьем для развития стала полученная в 2021 году субсидия от правительства области.

Светлана Виноградова знает всё о хороводах, играх и русских традициях Светлана Виноградова знает всё о хороводах, играх и русских традициях / Фото: Алёна Черепанова

Мы спускаемся к небольшой деревянной беседке, и Марина поясняет:

«Прежде чем подать на субсидию, нам нужно было проверить качество воды. Мы пригласили специалиста, тот взял пробу, потом прислал заключение: вода шикарная, можно пить».

Марина приоткрывает деревянную дверцу: там, в глубокой дубовой бочке, та самая родниковая вода. Зачёрпывает ковшом, протягивает – попробуйте! Делаю глоток. Вода – холодная, очень мягкая и удивительно сладкая.

«Есть идея продолжить благоустраивать родничок, – делится Марина. – Лишняя вода уходит дальше, там можно было бы устроить место для купели».

Марина Канева говорит, что особая прелесть родниковой воды – в её мягкости Марина Канева говорит, что особая прелесть родниковой воды – в её мягкости / Фото: Алёна Черепанова

Не просто за руки держаться

К этому моменту на поляне собираются люди. Женщины – в длинных юбках и узорных платках, мужчины – в вышитых рубахах. Улыбаются друг другу, обнимаются, тепло приветствуют. Кто‑то не пропускает ни одной встречи, кто‑то, как и я, впервые приехал на хуторок в солнечный мартовский денёк, чтобы отметить весеннее равноденствие. Это один из четырёх ключевых праздников, остальные – летнее и зимнее солнцестояние и осеннее равноденствие. Между ними проводят праздники серединные: встреча весны с летом, лета с осенью и так далее.

«Для наших предков были очень важны праздники, связанные с солнцем. Солнце и земля для них были кормильцами и поильцами, на этом основывалась их жизнь, – объясняет Светлана. – А осенью и весной серединные праздники обычно посвящены воспоминаниям о предках. Есть даже специальные хороводы, когда делают поклоны бабушкам и дедушкам. Всё это особенная культура, которую мы сейчас потихоньку возрождаем».

Как в Прохоровском районе отмечают праздники по русским традициям - Изображение Фото: Алёна Черепанова

О хороводах и народных играх Светлана может говорить долго и увлечённо. Она – дипломированный ведущий и организатор хороводно-игровых программ. Вспоминает: когда‑то у неё, как у многих, представление о хороводах ограничивалось новогодней ёлочкой в детском саду.

«А оказалось, что хороводоведение – это целое искусство, в котором много нюансов и тонкостей, – улыбается Светлана. – Есть особые правила: как в хороводы вставать, как и куда идти, как за руки держаться. Очень важна последовательность хороводов и игр. Сначала нужно, чтобы люди разогрелись, побегали, попрыгали. Потом немножко спокойнее, в конце медленный хоровод, чтобы люди вышли из праздника спокойные, умиротворённые».

Как в Прохоровском районе отмечают праздники по русским традициям - Изображение Фото: Алёна Черепанова

«Капуста» в обнимку

Мы берёмся за руки, и Светлана начинает вести хоровод по всем правилам. Не просто шаги по кругу – наши следы на снегу вытаптывают узорные повороты. Всё быстрее и быстрее, меня тянут за руку, заставляя ускорить движения, и вот я уже бегу, жадно вдыхая холодный воздух.

«А сейчас делаем «капусту»! – объявляет хороводница, и мы послушно закручиваемся в спираль, крепко обнимая друг друга, и стоим так несколько секунд».

Потом наша «капустка» начинает раскручиваться. Мелькают лица и улыбки, и я вдруг замечаю, что и сама улыбаюсь так широко, как только могу. И становится удивительно легко и спокойно, как не было уже давно.

«Сейчас мы многое перенимаем с запада, учимся у них лечить души у врачей, много психологов появилось. А ведь у нас есть свои, русские традиции. Потанцевал в хороводе – и душа очистилась, сердце открылось, стало ладно и прекрасно. Я чувствую, что когда человек выходит из хоровода, у него глаза светятся, а душа поёт», – подтверждает Светлана.

Ещё одна часть праздника – народные игры Ещё одна часть праздника – народные игры / Фото: Алёна Черепанова

Мы, набегавшись, смеёмся, а в центр круга выходит нарядная Зимушка-зима, подбоченившись, втыкает в снег посох с солнцем на верхушке, заявляет: «Никуда не уйду. Разве что играми меня уговорите». Тепла и весны хочется всем, и мы послушно убегаем от батюшки-медведя, оборачиваемся воробьями и ловим ворон, защищаем цыплят от коршуна.

«В русских традициях заложена наша история, жизнь наших предков. И когда люди сюда приезжают, они чувствуют, как на уровне души идёт отзыв, восстанавливается связь с корнями, – уверена Светлана. – Поэтому они с радостью встают в хороводы, играют, прыгают, бегают. Именно так начинается пробуждение генетической памяти».

Как в Прохоровском районе отмечают праздники по русским традициям - Изображение Фото: Алёна Черепанова

Самое светлое

А когда набегалась, натанцевалась, иду к костру. Здесь в большом казане варят для всех борщ. Следящий за огнём мужчина, заметив меня, смеётся:

«Уходят хоровод водить бодрые, а возвращаются все как один уставшие. Но довольные».

Соглашаюсь, так и есть. Но усталость эта редкого рода: тёплая, радостная. Мне наливают из термоса травяной чай, протягивают хлеб с орешками – его Марина печёт сама, на домашней закваске.

«Мы все любим и родник, и посадки, и хороводы. У нас совпадают мечты и мысли, нет особых разногласий, и поэтому здесь идёт движение и развитие, – тем временем рассуждает постоянная участница праздников Наталья. – Ведь очень важно сплачиваться в каком‑то одном, добром стремлении. И тогда непременно будут сбываться мечты – самые хорошие и светлые».

Как в Прохоровском районе отмечают праздники по русским традициям - Изображение Фото: Алёна Черепанова

На кривом вертене. Чем встречали весну наши предки

О том, что несколько столетий назад символизировал приход весны, как её встречали и чем занимались в первые весенние недели, «Белгородской правде» рассказала научный сотрудник белгородского музея народной культуры Наталья Кузнецова.

О возвращении жизни

Для наших предков начало весны служило точкой отсчёта новой жизни. При этом встречу весны не ограничивали одним днём. В народной традиции она длилась более недели, а с принятием христианства, когда появился календарь, распределилась по нескольким праздникам: Масленица, Сороки, Благовещение.

Как и многие другие праздники, славяне воспринимали её как встречу с родителями, которые через первый листик, через первое цветение возвращаются к нам с того света. Родители – самый главный образ для наших предков, они ­ассоциировали его с мощным культом земли. Мы крепко связаны с родной землёй, поэтому «приход» родителей служил очень важным моментом.

Считалось, что в раннюю весну приходят «правильные» родители, а в позднюю, на Троицу, «неправильные», то есть умершие неестественной смертью. И там уже были свои поверья и персонажи – русалки, кикиморы и прочие.

О закличках

Для наших предков весна начиналась с первых почек. Как только показывался первый листик, её начинали «закликать». В коренных славянских поселениях была примета: как нельзя причитать по человеку, который ещё не умер, так нельзя петь на голый лес, иначе будет плохая весна. Кроме того, было важно, в каком селе успеют раньше спеть заклички – считалось, что именно туда придёт счастье, будет хороший урожай, все девушки выйдут замуж.

Пели заклички обычно на пригорке. Их нужно было тянуть, кричать. Причём это именно женское пение: они медитативные по складу, весь ритуал наполнен связью с природой. Мужчины в нём не участвуют. У них свои традиции: пастушьи наигрыши, общение со скотом, игра на инструментах.

Свои заклички сохранились и на западной Белгородчине. Например, такая: «Весна-красна, на чём пришла? На сохе, бороне, на кривом вертене». То есть люди перечисляли и подчёркивали хозяйственные работы.

О выпечке

22 марта, в день весеннего равноденствия, пекли жаворонков. На крестопоклонной неделе – кресты, или похрестники. На Благовещение – просвирки. Строго по количеству членов семьи.

В некоторых точках Белгородской области – например, в Яковлевском городском округе – и сейчас бабушки пекут жаворонков по всем традициям. Рассказывали, что раньше в западных районах Белгородчины было принято тельце жаворонка съесть, а голову открутить и закинуть на чердак, а наутро смотреть, приходил ли кто, съел ли её.

По иным источникам, голову жаворонка клали в мешки, которые ждали сева. Схожие действия были и с другой выпечкой. Когда пекли кресты, один обязательно отдавали лошади, которая будет засевать, и тоже крошили в мешок. Иногда выпечку клали на ночь за иконку, а утром раздавали домочадцам из тех, кто будет посевать. Да и вообще большинство ритуалов встречи весны были завязаны на подготовке к севу.

О связи с природой

Перед выходом на посевную человек должен был очиститься, сосредоточиться. Это связано с древними представлениями о плодородии, о начале и конце жизни. Зимой всё сковывает мороз, земля засыпает, умирает. Потом на масленицу её возбуждают, тормошат, пляшут, поют. Следующий этап считали периодом беременности земли. Он сопровождался тихими, чинными обрядами, множеством запретов, подчёркивающих благостное состояние в природе. Как только поля начинали колоситься, туда выходили девушки, водили хороводы, красовались. На них перекладывалась функция охраны урожая от нечистой силы.

Были и весенние постовые игры. В них час­то играли на проталинках, на меже в поле. Исследователи пишут, что межа – пограничное состояние между своим и чужим. Его считали опасным: между раскрытием земли выползала и нечистая сила – в частности, змеи, которые олицетворяли собой всё нехорошее. Игры исполняли на различные интересные напевы, которым придавали смысл обереговой магии.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×