Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
08 февраля 2022,  14:49

Как мастерица из Нового Оскола Светлана Хусаинова создаёт коллекцию кукольной одежды

Как мастерица из Нового Оскола Светлана Хусаинова создаёт коллекцию кукольной одеждыФото: Вадим Заблоцкий
  • Белгородские известия
  • Белгородские известия

Читальный зал новооскольской библиотеки с недавнего времени наполнен необычной атмосферой. Интерьер уютного пространства дополнило множество кукол, выстроившихся на столах. Одетые в различные платья и костюмы, они показывают эволюцию моды от Древней Греции до конца XX века. Тут и хитоны, и чулки, и кольчуги, и пышные средневековые юбки, и воланы, а рядом жеманные одежды новейшей истории.

Разобраться, к какому периоду и какой стране относится наряд, помогают таблички. Всё это великолепие хозяйка коллекции Светлана Хусаинова создавала 17 лет. Итог – 104 уникальных экспоната, каждый – с самобытной историей.

Рождение коллекции

Показывая коллекцию, Светлана Владимировна бережно разглаживает на куклах одежду, поправляет складочки, оборочки и рассказывает, как пришла к столь необычному увлечению:

«Идея возникла довольно неожиданно. Сидела в гостях, было скучно, и мне в руки попала книжка по истории костюма. Заинтересовалась старинными платьями (я в это время как раз шила наряды для кукол дочки) и сразу подумала: а если такое платье попробовать сшить, как это будет выглядеть? Но когда приступила к работе, то поняла, что костюм – это не только платье, важны и другие составляющие: причёска, головной убор, украшения, обувь. А чтобы образ был завершённым, нужно делать всё сразу. И я немного растерялась».

Хусаинова родом из Нижнего Новгорода. В Новый Оскол переехала недавно и уже полюбила его всем сердцем. Сюда же привезла свою большую коллекцию, заниматься которой начала ещё в 2005 году.

«Вначале я сделала несколько кукол. Когда была в гостях у модельера Татьяны Иордан, показала ей. Татьяна меня в этой идее поддержала. Сказала: «Делай!» И взяла часть кукол в платьях на выставку в Москву. Там умудрилась их продать. На эти деньги я купила первую большую партию кукол на оптовом рынке».

Изначально Светлана Владимировна выставляла коллекцию в школе как совместную семейную поделку. Закупила и одела в старинные платья 35 «девочек». Мама Светланы – Галина Петровна – помогала с причёсками, сын Тимур делал стойки, дочь Карина занималась украшениями.

«Решение сделать интересные платья переросло в идею показать эволюцию костюма. Я целенаправленно стала изучать историю одежды разных эпох, добавлять недостающие костюмы. Коллекция разрослась до 45 кукол, но вначале была только женская одежда».

Как мастерица из Нового Оскола Светлана Хусаинова создаёт коллекцию кукольной одежды - Изображение Фото: Вадим Заблоцкий

Плюс мальчики

На выставках мастерицу постоянно спрашивали, почему нет мужского костюма, ведь и его история довольно интересна.

«Меня, честно говоря, сильно пугали латы рыцаря, – признаётся Хусаинова. – И я откровенно говорила: «Ну ребят, даже не представляю, как их сделать». И тут мне сообщают: «Первые рыцари ходили в кольчугах, а не в латах». А кольчуга – это уже вполне доступно. Я стала делать мужские костюмы, что оказалось не менее увлекательным. Здесь одежда менялась сильно. Так у меня появились пары. А после я ещё сделала несколько женских и мужских российских костюмов допетровской эпохи, которые разительно отличались от европейских».

У Светланы Владимировны нет специального швейного образования. Мастерству училась в эпоху тотального дефицита, когда это умение было не роскошью, а средством выживания. Шила вначале для себя, потом детям. Когда спрашиваю, легче или тяжелее мастерить одежду на кукол, Хусаинова отвечает:

«Тут свои сложности, но есть и положительные моменты. Непросто работать с мелкими деталями, подгонять под куклу. При этом нет никаких выкроек, всё нужно делать на глаз. Да ещё и украшения очень трудно найти. Но плюс в том, что материала нужно в разы меньше. Так как платья маленькие, можно что‑то делать вручную. Проще экспериментировать».

Как мастерица из Нового Оскола Светлана Хусаинова создаёт коллекцию кукольной одежды - Изображение Фото: Вадим Заблоцкий

Любая эпоха интересна

За последние годы Светлана Владимировна выработала привычку изучать исторический костюм и отбирать необходимое:

«Увидела подходящую мелкую бижутерию – сразу купила. Появились книги по истории костюма. Постоянно дорабатываю коллекцию, улучшаю. Даже когда фильмы смотрю, обращаю внимание на одежду персонажей, как было принято в ту эпоху. Был забавный случай, когда продавали серию кукол в киосках в исторических костюмах. И Джен Эйр была в одежде другой эпохи. Люди даже не поняли этого, а я сразу увидела».

— Сколько времени уходит на наряд для одной куклы? – спрашиваю мастерицу.

— По‑разному. Всё зависит от костюма. Есть платья, которые сшила за час, а есть такие, где каждый цветочек вручную пришивала – это много времени занимало. Какие‑то вещи очень долго продумывала. С причёсками так же: одни делала на раз-два, с другими пришлось возиться.

Об истории костюма Хусаинова может рассказывать часами. Говорит, что у неё есть целая лекция «История костюма как зеркало общества», с помощью которой она подробно осветила бы этот вопрос.

— Если проследить историю костюма от Древней Греции до современности, то видно, что вначале была одежда без излишеств, потом появляется пышность, и вновь мы приходим к простоте.

— Но эта простота кажущаяся, – смеётся мастерица. – Да, всё кажется проще, рациональнее, но сделано это за счёт эволюции современных материалов. Тогда не было тянущихся тканей, таких как трикотаж к примеру. Даже чулки приходилось шить по ноге, долго подгонять. Только когда появились вязальные машины и их стали вязать, эта проблема ушла.
 

Как мастерица из Нового Оскола Светлана Хусаинова создаёт коллекцию кукольной одежды - Изображение Фото: Вадим Заблоцкий

Светлана Хусаинова рассказывает, что вначале чулки носили только мужчины, лишь потом этот предмет одежды стал женским.

«Например, костюм Древней Греции феноменальный, потому как такого разрыва между красотой и эффектностью не было больше ни в одну эпоху. Древнегреческая одежда хитон – это, по сути, прямоугольный кусок ткани, который скрепляли на плечах и драпировали. Но, в принципе, любая эпоха интересна, уникальна и занимательна».

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×