Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
01 февраля 2022,  14:32

Какие головные уборы носили в СССР и почему меховая шапка была статусным аксессуаром

Модные тенденции прошлого вспоминают «Белгородские известия»

Какие головные уборы носили в СССР и почему меховая шапка была статусным аксессуаромФото: скриншот фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»
  • Белгородские известия
  • Белгородские известия

Наполеоновский бикорн, папаха кавказцев, казачья кубанка, пыжиковые ушанки членов политбюро, грузинская кепка-аэродром, боярка Наденьки из «Иронии судьбы»… Головные уборы никогда не были сугубо утилитарными вещами и всегда характеризовали тех, кто их носил, и даже олицетворяли определённую эпоху.

С шапками связаны интереснейшие события, в том числе исторические и романтические. Впрочем, в иные годы и криминальных достаточно, когда дорогой головной убор (из меха) был вещью соблазнительной. 

По роду и моде

«Русские носят на голове колпаки из белой коровьей шерсти, а зажиточные – шляпы с выпуклыми тульями и коротенькими полями, зимою – шапку. Малороссияне же вместо белых колпаков — чёрные, имеющие форму шляпы без полей, а также поярковые шляпы с большими полями», – так описывали современники белгородские головные уборы середины XIX века, определяя их главные идентифицирующие качества: достаток, статус человека и его национальность.

Впрочем, так было всегда, даже во времена СССР с его относительным материальным равенством и культурным единением народов. Но, помимо шапок по «национальным мотивам», в нашей большой стране были и общенародные любимицы, которых на модную волну поднимали политики, актёры, национальные герои. Хотя самое большое влияние на светские головные уборы оказали, как ни странно, военные.

 

Какие головные уборы носили в СССР и почему меховая шапка была статусным аксессуаром - Изображение Фото: Владимир Юрченко

 

В 1931 году в Красной армии для начсостава, а с 1940-го для всей армии и милиции ввели ушанки, которые в армейском варианте до сих пор являются самым известным шапочным брендом страны, популярным сувениром из России. В Оксфордском словаре, кстати, под словом shapka подразумевается именно ушанка.

Напомним, что вплоть до Великой Отечественной красноармейцы носили будёновки, напоминавшие шлемы древнерусских богатырей, которые совершенно себя скомпрометировали во время холодной советско-финской войны 1939–1940-х годов. Но именно они стали символом революции в изобразительном искусстве (особенно в плакатном), сегодня же существуют в основном как банные шапочки, реже – шапки для мальчиков.

Итак, ушанка – это всегда мех и шерстяное сукно или кожа сверху, ибо в наши зимы всё остальное бессмысленно. В обиход людей невоенных она вошла естественным образом – ушанки носили вернувшиеся с фронта мужчины по одной простой причине: больше было нечего. Материалы и размеры военных ушанок менялись несколько раз, но только не их конструкция, включающая в том числе наушники с завязками (которые разрешалось опускать при –10 °С). Все мирные дубли ушанок шили по этому же принципу из разного меха в зависимости от моды: в 1950–60-е – из цигейки, в начале 1970-х – из кролика, нутрии, позже – из более дорогих ондатры и норки.

«В конце 1960-х годов в моду вошли белые кроличьи ушанки. Лет в 10 мне купили такую, и я этим гордился. В 1968 году, после выхода фильма «Зигзаг удачи», стало модно отворачивать козырёк ушанки, как у героя Буркова. Я тоже проделывал это со своей шапкой, хотя бабушка мне запрещала, говорила, что так делают одни «раклы», то есть хулиганы», – рассказывает коренной белгородец, краевед Сергей Петров.

В середине 1970-х кроличьи шапки научились красить в чёрный цвет. Ходили в них простые люди, а вот номенклатурные работники предпочитали меха подороже. Человека в таком уборе заведомо считали важным.

 

Какие головные уборы носили в СССР и почему меховая шапка была статусным аксессуаром - Изображение Фото: архив Сергея Петрова

«В 1980-м родители сделали мне царский подарок – норковую ушанку за 250 рублей. Я как раз учился в техникуме, и меня отправили на стройку на практику. Прорабы и мастера водили меня по объекту, приняв за проверяющего, пока не выяснили, что я обычный студент. «Ох и перепугал ты нас!» – говорили. Это было забавно и в то же время показательно: по шапке действительно судили о положении человека», – рассказывает Сергей Петров.

Говоря о партийных работниках СССР, обычно вспоминают пыжиковые шапки, которые простой люд не мог достать – очень уж редким был мех молодых оленей. Но, судя по фотографиям членов политбюро, страсть советских руководителей к нему сильно преувеличена — в основном носили чёрные шапки с блестящей плотной остью, совсем не похожей на мягкий пушистый мех молодых оленят палевого цвета. Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев, которому приписывают введение моды на пыжиковые уборы, например, будучи проездом в Белгороде в 1982 году, стоит на перроне, предположительно, в норковой шапке. Первый секретарь Белгородского обкома Михаил Трунов, встречавший генсека, – должно быть, в крашеной ондатровой. На фото в Интернете больше всего снимков Леонида Ильича в каракулевых папахах или так называемых пирожках разных моделей. Любили их абсолютно все советские руководители эпохи застоя.

 

Леонид Брежнев и Михаил Трунов на вокзале в Белгороде, 1982 год Леонид Брежнев и Михаил Трунов на вокзале в Белгороде, 1982 год / Фото: Анатолий Лукьянов

Лама для дамы

Женская линия головных уборов куда разнообразнее, особенно в 1980-е. Самым сильным шапочным вдохновителем для дам на долгое время стал фильм «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» 1975 года, после которого начался бум высоких лисьих шапок, таких же из чернобурки, вязаных из лебяжьего пуха (как не у самой счастливой невесты Гали) и забавных меховых полуушанок с козырьками на манер героини Лии Ахеджаковой. Все эти модели, кстати, подхватили мировые кутюрье, которые ежегодно выпускают похожие головные уборы в стиле a la russe. Но купить меховую шапку — половина дела, нужно было её ещё и сохранить: их постоянно воровали из гардеробов, кабинетов, даже на улицах сбивали. Поэтому особенно бережливые пришивали к краям фиксирующие резиночки или не снимали головные уборы в помещениях.

Но надо признать, в белгородских сёлах главным конкурентом женских шапок всегда был и остаётся платок-шаль — пуховый или шерстяной клетчатый. Им же с незапамятных времён до недавнего времени укутывали детей: крест-накрест поверх шапки, закрывая от холода грудь.

Также в стране вынужденного рукоделия здорово выручали вязаные шапки, на которые тоже существовала определённая мода. Если из мужских запомнились шапки-петушки, то из женских – пушистые мохеровые, с внутренним футляром, который держал форму. Продавали их в 1970–1980-е годы и на рынках.

«Моя тётя вязала такие шапки на продажу. За мохером ездила в Москву, стояла в огромных очередях, скупала пряжу баулами, ассортимент цветов у неё был огромный. Вязали и её дочери, это был практически семейный бизнес, который неплохо их кормил», – рассказывает белгородка Инга Толчина.

Какие головные уборы носили в СССР и почему меховая шапка была статусным аксессуаром - Изображение Фото: архив Тамары Акиньшиной

Каторжный труд

Что же касается меховых мастеров, то среди белгородцев были в основном самоучки, которые также работали по принципу семейного подряда, сами выращивали зверьков ради меха (нутрий, ондатр, кроликов), выделывали его, шили и продавали готовые вещи.

Профессионалы были штучным товаром и работали в ателье.

«В конце 1980-х я попала по направлению КБО в Кемеровскую межобластную школу по подготовке высококвалифицированных рабочих редких профессий. Это было одним из немногих мест в стране, где готовили модисток-шапочниц. Учили нас год, потом была практика. Затем более пяти лет я проработала в одном из белгородских ателье», – вспоминает Надежда Картавенко.

В Сибири мастер приобрела для работы разъёмные деревянные болванки и растяжки, которые отправляла домой посылками.

«Там же мы закупали фетр и качественные меховые шкурки для изготовления шапок. Войлокообразный фетр производили из пуха кролика и зайца, шерсти. Он был двух видов: так называемые колпаки, использовавшиеся как основа под меховые шапки, и велюровый фетр, из которого шили самостоятельные уборы», – рассказывает она.

Какие головные уборы носили в СССР и почему меховая шапка была статусным аксессуаром - Изображение Фото: архив семьи Шамраевых

 

Работа модистки, несмотря на всю востребованность, была тяжёлой и грязной, совсем не женской: специальный фетр для формы нагревали на пару, натягивали на колодку, проклеивали, пробивали гвоздями рельефы, затем высушивали в специальном шкафу. Потом нужно было вынуть колки-гвозди, а уже сверху натянуть меховую шапку, мездру которой предварительно смачивали в тёплой воде. Её тоже пробивали, формуя, высушивали, снимали с болванки, а потом окончательно доводили до товарного вида — ставили вручную подклад, расчёсывали мех.

«Шили шапки из ондатры, каракуля, но самыми популярными были, конечно, из норки. У этого зверька вообще универсальная шкурка, которую используют полностью, если не на изделие, то на украшения. Сшить ушанку из меха целиком было дорого, поэтому делали так называемые обманки, которые, кстати, одно время активно заказывали и женщины», — рассказывает мастер.

Из велюрового фетра изготавливали береты, шляпки, папахи-кубанки разной высоты, фески и другие модели.

«Фетр обрабатывали предварительно желатином, натягивали на колодку, высушивали, в конце подшивали подклад. Большое внимание в таких изделиях уделяли декору».

По признанию Надежды, в 1990-е, несмотря на все трудности, люди не потеряли интерес к меховым шапкам, и мастерство помогло шапочнице выжить. К началу 2000-х меха стали выходить из массовой моды: изменился климат, появились капюшоны, сменились жизненные приоритеты. Сегодня уже вряд ли кто‑то будет судить о человеке по тому, какая у него на голове шапка. Хотя как знать.

Ольга Бондарева

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×