Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
10 октября 2021,  10:54

Как музыка вдохновляет особенного 7-классника из села Стрелецкого

«Белгородская правда» рассказывает о бронзовом призёре I Международных детских инклюзивных творческих игр в номинации «Инструментальное исполнительство»

Как музыка вдохновляет особенного 7-классника из села СтрелецкогоФото: из личного архива Людмилы Шведовой
  • Статья
  • Статья

Творческие состязания для особенных детей прошли в Хабаровске с 12 по 19 августа, многие юные артисты участвовали в них в онлайн-формате. В финальный этап игр вышли 1 149 участников из 59 субъектов России и 5 стран мира. Свои лучшие работы они продемонстрировали в 8 видах искусства и 23 номинациях.

«Невидимая» инвалидность

Никифору 14 лет, он воспитанник Центра дополнительного образования «Успех» Белгородского района. В творческих студиях центра занимается с февраля 2020 года и уже научился играть на нескольких музыкальных инструментах.

У парня аутизм. В три года ему дали инвалидность. Среди таких ребят очень много творчески одарённых. По словам мамы, Людмилы Шведовой, Никифор с раннего детства любил всё звучащее. Часто обычной палкой он ударял по столбам или трубам, чтобы извлечь разные звуки. Мальчик, вероятно, распознавал в них ноты и тональности. Но разглядеть музыкальные способности ребёнка родители смогли, только когда Никифору исполнилось 10 лет.

«Прежде наша жизнь состояла из постоянных реабилитаций, после наступила следующая ступень – школа, занятия, спорт и просто существование. Главная его проблема – в коммуникации. Ему очень трудно общаться с другими людьми, потому что затруднена речь, он плохо формирует фразы. Это невидимая с первого взгляда инвалидность, которая заметна только после разговора с ним, в отличие от детей с физическими ограничениями здоровья», – поясняет Людмила Викторовна.

 

Следуя интуиции

Однажды во время экскурсии в Белгородскую филармонию мальчик неожиданно для всех сел за орган и сыграл отрывок из произведения Иоганна Баха. Это притом что Никифор не знал нот и не учился в музыкальной школе. Он просто запоминал, как звучала музыка, и потом воспроизводил её на музыкальных инструментах, следуя интуиции.

«Мы вообще не знали, что у него всё это в памяти есть или что он может повторить музыку на слух. Рядом не было человека, который мог бы разглядеть его талант», – рассказывает мама.

Там же, в филармонии, органист Тимур Халиуллин объяснил ребёнку, как нужно правильно располагать пальцы на инструменте. Никифор взял верную ноту, но пальцы выбрал не те, и продолжать играть было тяжело. Мальчик стал нервничать, как многие люди с аутизмом, когда испытывают дискомфорт.

«Коммуникация у ребёнка нарушена, и мы всегда думали, что, когда она улучшится, отдадим его на занятия. Если мы приходим в школу, кружок, на тренировку, в любое место, тренер или педагог должны понимать, что это за человек, как с ним разговаривать, какие давать задания и ради чего он будет их выполнять. Мы сталкивались со многими педагогами, и они признавались: «Я не знаю, как его учить». Но были и такие, кто пытался заниматься с Никифором, однако у них не хватало знаний о том, как работать с подобными детьми. Я ждала, когда мы подберём специалиста, который найдёт к нему подход», – продолжает мама Никифора.

 

От отрицания до любви

1 сентября Никифор пошёл в 7-й класс. На всех школьных занятиях его сопровождает тьютор. Именно тьютор, увидев объявление о наборе в студию фольклорной музыки, и попросила взять мальчика на уроки. Ему нравилась народная музыка, она приносила ему радость и удовольствие. Сначала Никифор просто смотрел, как занимаются другие, но постепенно сам стал пробовать играть на балалайке, баяне, гуслях и других музыкальных инструментах.

«Раньше были трудности, педагоги с неохотой брали сына на занятия, ведь мы начинали ходить на кружки, не предназначенные для детей с ОВЗ. Но после более близкого знакомства с Никифором, видя его радость, когда он пляшет или играет, как хорошо разбирается в фольклорной тематике, они его полюбили. И вот этот период, от отрицания до любви, очень важен для меня», – делится наблюдениями мама мальчика.

Сейчас Никифор занимается с педагогом и руководителем творческого объединения «Каравай» центра дополнительного образования «Успех» Зинаидой Квочкой. Оказалось, что ребёнок обладает абсолютным слухом, быстро запоминает музыку и остро реагирует на фальшивые ноты.

«Даже когда наш концертмейстер берёт неправильную ноту, он сразу нервничает и кусает руку, и мы стараемся отучить его от этой привычки», – рассказывает педагог.

 

 

Обычно занятия музыкой длятся 25 минут, но мальчику нравятся уроки, поэтому их продлевают до часа. Музыка доставляет ему не только радость, но и помогает в коммуникации.

«Никифор пробует разные инструменты. Когда он только пришёл к нам, начал играть на мелодике (духовом музыкальном инструменте с клавишами). Сейчас освоил баян, аккордеон, гармонику, балалайку, пробует играть на гитаре и укулеле. Мы видим, что у него улучшилась память и стала чётче речь. Всё это благодаря занятиям музыкой», – объясняет Зинаида Квочка.

Об инклюзивных творческих играх Зинаиде Анатольевне рассказали специалисты из соцзащиты.

«Мы выступили в районном конкурсе-фестивале людей с ограниченными возможностями здоровья «Преодоление», позже прошли на областной этап и 1 июня поехали в Бехтеевский центр культурного развития Корочанского района, где и проходил отбор на инклюзивные игры. Помимо конкурса, там организовали множество мастер-классов и творческих занятий для детей. Например, Никифору понравилось занятие по рисованию песком», – рассказывает Зинаида Квочка.

Для конкурса Никифор и Зинаида Анатольевна подготовили попурри из русских народных песен. Мальчик исполнил фрагменты на нескольких инструментах: ложках, балалайке и мелодике. Во время выступления он пел и пританцовывал.

«Подготовка к конкурсу шла тяжело. Мы учили произведения по карточкам, потому что с такими детьми занятия нужно проводить по особым методикам. Сначала я ему показывала карточку, например первое произведение, давала в руки инструмент, и он начинал играть. Потом инструмент меняла и показывала карточку со вторым произведением. Позже, когда он привык, я уже не меняла инструменты, он сам это делал. И прогресс виден: первое произведение ему давалось сложно, мы очень долго его разучивали, следующие фрагменты Никифор запоминал гораздо быстрее», – объясняет педагог, которая фактически училась вместе со своим подопечным: Никифор был первым учеником с аутизмом у Зинаиды Квочки.

Никифор с мамой и братом Никифор с мамой и братом / Фото: из личного архива Людмилы Шведовой

Между «хочу» и «надо»

Несмотря на хорошую музыкальную интуицию и абсолютный слух мальчика, в его обучении пока есть проблемы: он быстро запоминает музыку, но сыграть всё произведение от начала до конца ему трудно. И если в середине выступления ребёнок ошибается, то начинает всё заново.

«Он может спутать пальцы на аккордеоне и остановиться. А переубедить его, что не надо останавливаться, ошибся, мол, играй дальше, – самое сложное. Мы пытаемся переформатировать творчество из «Я хочу поиграть это» в «Надо играть это». Говорим, что произведение станет более красивым, цельным и законченным», – объясняет Людмила Шведова.

Проблема в коммуникации пока осложняет мальчику выступления. Педагоги его научили: нужно выйти на сцену, поклониться, по команде начать играть и в конце уйти за кулисы. Но если что‑то меняется, Никифор теряется и нервничает.

«Когда они выступали в Бехтеевке, после номера нужно было остаться и подождать, пока вручат диплом и подарок. Он растерялся и не мог сориентироваться. Чтобы таких ситуаций не было, ему важно до сцены сказать: «Останься, к тебе выйдет девушка для поздравлений». Я для себя подчёркиваю: что не разучено, ребёнок не сделает», – рассказывает мама.

 

Как музыка вдохновляет особенного 7-классника из села Стрелецкого - Изображение Фото: из личного архива Людмилы Шведовой

 

Она и педагог уверены: со временем им удастся преодолеть трудности. Ведь у Никифора большая тяга к музыке.

«Даже в свободное время находит в Интернете музыкальные произведения и слушает их, смотрит мультфильмы и повторяет разные песни. Когда у него вышел из строя баян, он сам его разобрал. Нашёл инструкцию и пытался починить. Однажды сломал руку и больше всего переживал, что какое‑то время не сможет играть на инструментах. И в течение месяца одной рукой пытался играть на баяне, растягивая меха на полу», – добавляет мама.

А Зинаида Анатольевна отметила, что Никифору нравится выступать, особенно в русских народных костюмах. У мальчика есть желание и стремление дальше участвовать в различных конкурсах и совершенствовать своё мастерство.

Маргарита Грачёва

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×