Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
25 октября 2020,  10:03

«Работа по зову сердца». Кто такие тьюторы для особенных детей

«Белгородские известия» постигают нюансы профессии с Ольгой Поянэ, работающей в детсаду «Росинка» Белгорода

«Работа по зову сердца». Кто такие тьюторы для особенных детейФото: pixabay.com
  • Статья
  • Статья

Тьюторы в детском саду появились недавно. Эти специалисты занимаются с детьми-аутистами в ресурсных группах. Воспитатели со стажем работать с «особятами» не всегда стремятся: терпения и знаний часто не хватает.

А потому наставниками становятся вчерашние студенты педагогических факультетов. Такие, как Ольга Поянэ. Ей 22, на тьютора она выучилась в Москве два года назад. По её словам, начинать работать с аутистами нужно как можно раньше, чтобы успеть адаптировать их к школе. Потом приблизить их к миру обычных людей будет труднее.

Через игру

В детском саду комбинированного вида «Росинка», где работает Ольга, пятеро особенных детей. Их приводят утром, в 9 часов. У каждого свой тьютор. Работать под их началом дети будут в течение всего дня. Именно работать, потому что если обычный ребёнок привыкает, например, мыть руки за несколько дней, то у аутиста на освоение этого навыка может уйти несколько месяцев регулярных занятий и повторений.

Одному из малышей дают коробку с игрушками. Он никак не реагирует на лежащие внутри предметы.

«Если нет контакта, значит, слишком много игрушек сразу, – заключает тьютор и сужает выбор, оставляя на столе машинку и мячик. Через некоторое время ребёнок выбирает машинку, разглядывает её, трогает, крутит колёсики. Если такой контакт длится несколько минут, значит, на ближайшее время эта машинка станет для ребёнка основным стимулом в закреплении навыков. Такой предмет называют мотивационным».

Смог самостоятельно помыть руки – можно взять машинку, смог сам одеться – снова можно поиграть, рассказывает Ольга. Так постепенно те или иные навыки удаётся закрепить. Но на это часто уходят месяцы.

 

Ольга Поянэ Ольга Поянэ / Фото: Анастасия Состина

Вместе с родителями

Екатерина Горьковская, мама 8-летнего Лёвы, у которого четыре года назад врачи диагностировали аутизм, убеждена, что тьютор должен работать в тандеме не только с узкими специалистами (психологом, дефектологом, логопедом), но в первую очередь с родителями.

«Мой сын очень любит повисеть, – рассказывает Катя. – По дороге в сад все турники наши. Я знаю эту его особенность, знаю, что он цепкий и не упадёт. А вот наш тьютор иногда ограничивает его свободу, не всегда разрешает делать то, что ему нравится. Такие запреты не очень полезны для его развития. В другой ситуации у нас мог бы начаться конфликт. Но наш тьютор всегда идёт на контакт. Мы много общаемся на такие темы, ищем компромиссы, обсуждаем, находим решения. Это очень важно для Лёвы – наше взаимодействие».

По словам Екатерины, тьютор запускает процесс вкруговую. И если в садике специалист учит ребёнка выкидывать мусор и подметать, то этому же малыш должен учиться и дома, и в гостях у бабушки. Тогда будет результат.

Тьюторы в дефиците

С тьюторами в Белгороде ситуация напряжённая. В родительском чате сообщества «Синяя птица», которое помогает решать разные вопросы семьям с особенными детьми, тема тьюторов поднимается чуть ли не каждый день. «Посоветуйте хорошего специалиста», «есть знакомая воспитательница, которая хочет доучиться», «дайте координаты свободного тьютора». 200 человек в постоянном поиске. Родители изучили вопрос и понимают, что нужно их детям, намного лучше учреждений дошкольного образования. Да и время терять нельзя: чем раньше начнутся занятия по социализации, тем лучше для ребёнка.

Екатерина Горьковская несколько лет пыталась добиться, чтобы с её сыном в детском саду занимался профессиональный тьютор.

«У нас была настоящая битва. Я в управление образования ходила как на работу, меня там уже, наверное, истеричкой считают, – горько усмехается Катя. – Пыталась добиться, чтобы ребёнку нашли нормального тьютора. Потому что в лучшем случае под этим видом у нас работают обычные воспитатели, которые просто присматривают или ухаживают за малышами. А детям нужно совершенно другое».

«Работа по зову сердца». Кто такие тьюторы для особенных детей - Изображение Фото: pixabay.com

 

Людмила Шведова, психолог БРОО «Синяя птица», разъясняет:

«Стандарт подготовки тьюторов появился в едином общероссийском классификаторе профессий недавно. Сегодня для того, чтобы стать тьютором, требуется высшее педагогическое или психологическое образование и двухлетний опыт работы. Профессия эта сложная, непрестижная, низкооплачиваемая. Обучение по этому направлению в Белгороде проводится только по запросу образовательных учреждений на базе Белгородского института развития образования». 

Поэтому когда особый ребёнок попадает в детский сад, это целый квест – найти тьютора. Заведующие с практической стороной этой профессии, как правило, незнакомы. Интересно, что по закону один тьютор может брать на занятия до шести детей одновременно. И здесь возникает недопонимание, потому что на практике каждому ребёнку с аутизмом требуется по одному тьютору. А найти сразу несколько таких специалистов довольно сложно. Поэтому часто образовательные учреждения испытывают дефицит тьюторов. И либо просят саму маму находиться с ребёнком, либо переучивают своих же сотрудников. На деле же детям с аутизмом требуется помощник высокого профессионального уровня. Этот человек связывает с ребёнком всю педагогическую команду: воспитателей, психолога, дефектолога, музыкального работника и других.

Идеальный тьютор

Родители особенных детей считают, что профильное образование для тьютора – это крайне важно, но одного его недостаточно, что ещё больше затрудняет поиск хорошего специалиста.

«Вовлечённость, горящие глаза куда важнее диплома, – считает Екатерина Горьковская. – Особенные детки очень чувствительны, нервно-психический фон у них зашкаливает. И они считывают всё в три секунды. Нужен посыл и чёткий баланс: я даю свободу, но, где нужно, ограничиваю, контролирую и в то же время поддерживаю. Такое чутьё не вырабатывается одним образованием. Тьютор – это работа по зову сердца».

Анастасия Состина

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×