Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
31 августа 2021,  12:19

Ты случайно не учительница? Почему для Екатерины Махнёвой такой вопрос – лучший комплимент

Ты случайно не учительница? Почему для Екатерины Махнёвой такой вопрос – лучший комплиментЕкатерина МахнёваФото: Вадим Заблоцкий
  • Белгородские известия
  • Белгородские известия

Завтра учитель русского языка и литературы Засосенской средней школы им. Героя Советского Союза Н. Л. Яценко Екатерина Махнёва выведет на доске: «Классная работа». Привычную каждому школьнику фразу она пишет тут второй год. Ровно столько и работает в Красногвардейской школе, которую пять лет назад окончила сама и куда решила вернуться.

Вместо меня

«Мой первый учитель русского языка и литературы Любовь Николаевна Игнатова по совместительству была моим классным руководителем. На одном из классных часов она спрашивала каждого, кем он хочет стать. Я с первой парты яро доказывала, что пойду на экономический факультет: у меня бабушка экономист, мама в бухгалтерии работает. А Любовь Николаевна на меня посмотрела и сказала: «Нет, Катя, ты придёшь на моё место». – «Ни в коем случае!» Но так и случилось. Любови Николаевны не стало, но эту её фразу я вспоминаю всякий раз, когда меня спрашивают, почему я – учитель».

Первый звоночек

«О том, чтобы стать им, задумалась в 10-м классе. В день самоуправления, когда ученики и учителя меняются местами, мы с подругой вели уроки в начальных классах. Это был первый звоночек. А вообще я тогда хотела стать актрисой. Часто выступала перед аудиторией, читала стихи на школьных вечерах – сама пишу, и уже давно. Потом как будто что‑то нашло: мне нужна профессия серьёзнее. А что, если не педагогика, может совместить и актёрское мастерство, и публичные выступления, и любовь к литературе? Да учитель каждый день играет новые роли! Он и наставник, и родитель, и друг, и спасатель. Где учиться, выбор не стоял: только Белгород. Я человек домашний, и расстояние сыграло большую роль».

Чтобы поступить на историко-филологический факультет по профилю «Русский язык и литература», тогда требовались результаты ЕГЭ по русскому языку, профильной математике и обществознанию. Классическим филологам вместо последнего была нужна литература. Я по ней тоже ЕГЭ сдавала на всякий случай. Два года усиленно готовилась.

Выключи училку!

«На практику в университете мы вышли с первого курса. Сначала с малышами, после второго курса – в летнем лагере. На третьем – практика в среднем звене школы. Тут мне повезло: пришла в Белгородский лицей № 32. Наставница Светлана Оспищева сразу представила меня классу учителем, а не практиканткой. Спасибо за это: дети серьёзно восприняли. Вообще вести уроки в лицее волнительно: я боялась, что моих заданий им будет не хватать. Упражнения они выполняли тут же, мне проходилось искать дополнительные материалы, все вечера я проводила за подготовкой к урокам. Но это того стоило: дети слушали с горящими глазами».

В Засосенскую школу я пришла на практику к Елене Ульяненко и тоже переживала: ученики здесь уже взрослее. Да и всё‑таки родная школа, кто‑то из них помнил меня ещё Катей. Поначалу боялась, что поэтому завоёвывать у школьников авторитет будет сложнее. А потом поняла, что не нужно зацикливаться на том, как меня воспринимают.

К тому, что я теперь Екатерина Сергеевна, привыкла быстро. С моего первого курса знакомые частенько говорили: «Выключи училку!» А со многими знакомство начиналось с вопроса: «А ты случайно не учительница?» Его я до сих пор считаю лучшим комплиментом (смеётся)».

Засосна – Белгород – Засосна

«Мне хотелось быть как можно ближе к родителям, но вернуться в Красногвардейский район не было обязательным пунктом. Директор школы Александр Соколов предложил мне после практики в прошлом году остаться здесь учителем. Мы только начали выходить из самоизоляции, я перешла на последний курс университета. Было непонятно, как будут проходить занятия. Первые полгода пятого курса училась дистанционно, потом оформила свободное посещение. Было тяжело, прибегала к помощи одногруппниц: то тему объяснят, то конспект переписать дадут. Коллеги-учителя тоже помогали: подсказывали, буквально на пальцах объясняли. Параллельно я писала дипломную работу. Школьные весенние каникулы провела в Белгороде, ездила туда на выходных. Но уже хотелось быть здесь, в школе, к урокам готовиться».

Можно – нельзя

С прошлого 1 сентября я – классный руководитель тогда ещё седьмого класса. А 31 августа у меня было первое родительское собрание. Я думала: «Как родители на меня, девчонку, отреагируют?» Но всё прошло замечательно.

В День знаний мои семиклассники пришли на классный час, который я впервые проводила сама. Познакомились, поиграв в «снежный ком». Это больше для меня игра была, когда я повторяла и запоминала их имена. Потом сделали «дерево желаний»: на вырезанных из бумаги ладошках писали друг другу что‑то хорошее.

Седьмой класс – переходный возраст, и они смотрели на меня, нового учителя, и пытались прощупать границы, как далеко можно зайти. Как это проявлялось? Да хотя бы в игнорировании просьб. Я поначалу реагировала эмоционально, в основном переходила на тот самый учительский тон – сейчас его и не воспроизведу.

С классом общаемся «ВКонтакте». Мне могут написать даже поздно вечером, если видят, что я в сети. Как‑то девятиклассник в три часа ночи написал сообщение: беспокоился, что делать, если нет сборника для подготовки к устному собеседованию. В прошлом году я девятый класс готовила к ОГЭ. Об их учёбе переживала больше, чем о своей собственной. В итоге сдали, не подвели, получили аттестаты.

Что было дальше

«Дети сейчас не любят читать. Сложно, когда ведёшь урок и понимаешь, что ученики не знают, о чём произведение. Как с этим бороться – вопрос сложный. Я пытаюсь заинтриговать их: что будет дальше, тогда произведение прочитает чуть больше детей. Если задаю вопросы, стараюсь спросить то, чего нет в кратком пересказе».

Сегодня я молодой специалист с дипломом. Мои одногруппницы тоже нашли работу. Живу с родителями и жильё мне пока не нужно. Зарплата устраивает. В сентябре буду вести уроки в 6–8-х классах. Мои восьмиклассники остаются со мной. К их бурному переходному возрасту я готова.

Как выпускница этой же школы, я чувствую опеку коллег-учителей. Кажется, что меня тут обняли крепко и растят. В учительской я – Катюша, при учениках – только Екатерина Сергеевна.

Долго привыкала, что и вне школы теперь я – объект пристального внимания. Нужно следить за тем, как выглядишь, что говоришь, что выкладываешь в соцсетях. Никаких спортивных штанов, закрыла личные странички, хотя в университете отстаивала право учителя вести их так, как хочется. Иду по улице и отовсюду слышу: «Здрасте, Екатерина Сергеевна!».


Поддержат материально

Как сообщили в управлении образования администрации муниципалитета, молодому специалисту в Красногвардейском районе полагается единовременная денежная выплата в размере трёх базовых окладов. По утверждённой региональным департаментом образования методике оплаты труда учителей, начинающий педагог в первый год работы получает доплату в размере 30 % от базового оклада. Кроме того, учителю, который работает и снимает жильё в сельской местности, компенсируют потраченные на аренду квартиры или дома средства.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×