Народ трудолюбивый. Как живут потомки защитников Белгородской засечной черты
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
Село Новенькое раскинулось на холмах неподалёку от Ивни. Улицы размашисто расходятся в разные стороны, открывая взгляду всё новые ряды крепких домов и заборов, возле которых деловито снуют куры и гордо вышагивают крупные красивые гуси.
Всех въезжающих встречает храм Архангела Михаила, освящённый в 1823 году, – с ним у жителей села связаны особые воспоминания. Да и в целом, к своей истории здесь относятся с трепетом: её собирают по крупицам и бережно хранят для потомков.
Верх Мелового Колодезя
Первое поселение на этих живописных холмах возникло в начале XVIII века: тут получили право селиться бывшие защитники Белгородской засечной черты. А первое упоминание о деревне встречается в записках капитана-поручика Дмитрия Трубецкого (родоначальника младшей ветви Трубецких, прадеда Льва Толстого. – Прим. авт.) в 1782 году.
«Соседнее с нами село – Меловое, по пути к нему был колодец. Вот в народе и говорили: «Пойдёте к верху мелового колодезя». Отсюда и название. Первые поселенцы пришли к нам из Мелового. Земля наша всегда была государственной, тут крепостных не было. Все остальные сёла принадлежали помещикам, а наше – нет. Люди селились как им хочется и брали себе земли сколько хотели», – начинает свой рассказ главный хранитель местной истории, создатель музея истории села Надежда Тимофеевна Шишлакова.
Первые улицы называли по именам поселенцев: Федосовка, Егоровка, Макаровка…
К 1820 году деревня Верх Мелового Колодезя насчитывала 170 дворов и больше 1 700 жителей. На каждой улице была своя мельница, люди держали много скота и птицы.
По одной из версий, своё второе название село получило потому, что образовалось позже всех окрестных поселений. Тогда его назвали просто – Новое. А местные ласково переиначили в Новенькое.
Так и стали дразнить звонарями
Каменный храм Архангела Михаила в деревне построили в 1823 году. С его появлением поселение получило статус села. Храм стоит на самой высокой точке Новенького, и видно его даже с окраин. Знаменит на всю округу он тем, что был одним из немногих, которые так и не удалось закрыть в советское время.
Вот что гласят воспоминания одной из жительниц, записанные Надеждой Шишлаковой: «Власти приняли решение закрыть храм. В село приехали уполномоченные и потребовали у священника ключи. Но вместо покорности получили отпор. Ударил звонарь Илларион в колокол, вышли из дворов жители, бросили работу на полях. Всех собрала к стенам храма страшная весть. С вилами и копьями встали новенцы на защиту храма. И отстояли».
Сама Надежда Тимофеевна знает об этих событиях со слов свёкра, ему тогда было около 13 лет:
«Пришли в основном женщины, они были с граблями и лопатами. Приехали уполномоченные, стали уговаривать упорных. Но люди всё звонили в колокола, чтобы больше народа собрать. Все же знают: если звонят в колокола, значит, что‑то случилось. Так и отбили храм. А нас стали дразнить звонарями».
Это был 1929 год. Жители села гордятся и тем, что во время войны храм продолжал работать, а с 1946 года в нём постоянно проводят службы.
«У нас в районе таких храмов всего два», – добавляет глава Новенского сельского поселения Владимир Иванисов.
История по крупицам
При сельском храме работала церковно-приходская школа. Там сначала обучали грамоте только мальчиков. Им преподавали старославянский язык, арифметику и Закон Божий. В 1884 году открыли общеобразовательную школу. К 1913-му в ней учились уже 120 человек: и мальчики, и девочки. Учебный год тогда начинался после завершения полевых работ и заканчивался, когда весной снова нужно было выходить в поле.
Во время революции здание школы было разрушено, восстановили его к 1923 году. Через четыре года первые 20 выпускников получили свидетельства об окончании начальной школы. В 1937-м учебное заведение стало семилеткой. Занятия в школе прервала Великая Отечественная война.
Жители Новенького, как и вся страна, трудились под девизом «Всё для фронта, всё для Победы». Местные женщины и дети внесли вклад в строительство легендарной железной дороги Старый Оскол – Ржава. В списке тех, кто совершил настоящий трудовой подвиг, несколько десятков фамилий. Есть в селе и свои Герои Советского Союза – Василий Тихонов и Пётр Десницкий. Памятные мемориальные доски в их честь установлены на здании школы.
К 1970-м годам в селе случился настоящий бум рождаемости: в семьях было по пять, а то и по семь детей, в школе – больше 600 учеников. Приходилось заниматься в две смены. Но совсем не трудностями и лишениями запомнилось то время.
«В 1962 году я здесь работала пионервожатой. Тогда мы, пионеры, переписывались друг с другом. И вот мы с девочкой из Башкирии выяснили, что её отец воевал у нас. Он прислал нам письмо с рассказом, как воевал в составе 219-й стрелковой дивизии. И я пригласила его в гости», – вспоминает Надежда Шишлакова.
В итоге в Новеньком принимали больше двух сотен бойцов 219-й дивизии.
«Приехали 262 человека. Так много ветеранов войны в нашем районе принимали впервые. Надо было видеть эту встречу! И грузины, и армяне, и башкиры, и киргизы… Привезли с собой ещё и духовой оркестр. Какие встречи интересные мы в школе проводили! Нам подарили документы о боевом пути дивизии, я их сохранила, – гордо заявляет моя собеседница и показывает альбом».
Та давняя встреча стала началом долгой и крепкой дружбы. Гостей в Новеньком принимали каждое лето: они вместе вспоминали, как освобождали село, а потом и Прохоровку от фашистов. В этом и прошлом году от многолетней традиции пришлось отказаться из‑за пандемии.
Памяти павших
Вместе с главой поселения и Надеждой Шишлаковой едем в урочище Толстое. Здесь стоит небольшой, но важный и нужный мемориал памяти над братской могилой погибших защитников нашей земли.
«Идея увековечить память павших возникла у ветеранов 219-й стрелковой дивизии. Они собирали на это деньги, потом мы у колхоза просили. Вот и сделали», – говорит Шишлакова.
Памятный барельеф и первая табличка с 17 именами тех, кто отдал жизнь за мир, появилась тут в 1980-е годы. Поисковики ведут работу ежегодно, найденные останки воинов предают земле. Так, 11 июля 2003 года здесь были перезахоронены 110 воинов, 8 августа 2011-го – ещё 133. В 2013 году братскую могилу пополнили останки ещё 41 солдата, годом позже – 69.
В 2015-м здесь провели капремонт. Братская могила расположена уже на территории соседнего сельского поселения – Берёзовки, но этот небольшой мемориал жители Новенького не собираются отдавать в чужие руки.
«Несколько недель назад мы перезахоронили останки 23 солдат. Все безымянные», – добавляет Владимир Иванисов.
Здесь каждый год проводят митинги, посвящённые Дню Победы и годовщине Прохоровского танкового сражения. Взрослые вместе с детьми возлагают цветы, отдавая дань памяти погибшим в борьбе с фашизмом.
«Мы люди простые»
— Очень трудолюбивый народ у нас! – подчёркивает Надежда Тимофеевна. И рассказывает, как свекловичница Варвара Осетрова в 1957 году получила орден Ленина за сбор рекордных 500 центнеров корнеплодов, а свинарку Варвару Дмитриеву наградили орденом Октябрьской Революции.
Жители села и сегодня трудятся на родной земле. Семья Голевых – тому подтверждение. На пороге большого дома нас встречает хозяйка Анна, приятный и знакомый многим в нашей области говор выдаёт в ней уроженку Украины. В 1995 году она приехала сюда на заработки и познакомилась с Александром. Вместе они уже 25 лет.
«Трое ребят у нас. Старший, Валентин, на ферме работает, на тракторе. Гармонист он у нас и охотник. Второй – Дима – отучился на ветеринара, поработал уже, и вот только 11-го числа забрали его в армию», – быстро и одновременно певуче говорит Анна.
Теперь главный помощник родителей – младший – Андрей. В сентябре он пойдёт в восьмой класс.
Хозяйство Голевых – корова, шесть телят, 40 гусей, утки, индоутки, куры. Во дворе встречают грозным лаем две крупные овчарки и маленькая дворняжка. Всю эту живность нужно кормить, поить, убирать за ней и, конечно, любить.
— Миша, иди сюда, мой хороший! – Анна гладит почти чёрного бычка и рассказывает, что по характеру он спокойный. Совсем не похож на пасущегося рядом Буяна.
Хозяйка тем временем продолжает:
«Ещё и мужиков у меня полна хата. На всех постирай, всех накорми. Сажаем всё, что можно: и картошку, и гарбузы (тыкву. – Прим. авт.), и кавуны (арбузы. – Прим. авт.), и дыни. Так и живём, мы люди простые».
Пока я пытаюсь представить, сколько часов в сутках нужно, чтобы переделать всё, что перечислила Анна, она рассказывает о своём увлечении и показывает вышивку. Яркие рушники, наволочки, салфетки. У меня перед глазами сразу встают похожие, вышитые ещё прабабушкой.
«Я научилась вышивать, когда ещё в школу ходила. Крёстная научила. Вышивала на уроках: пряталась под партой. Мама всё время на меня кричала: зачем ты вышиваешь – ослепнешь. А я прямо с ума сходила. Крестика два-три вышил – и уже рисунок видно, так интересно! А ведь мать моя и сама вышивала картины, большие, красивые. Так что по крови, наверное, передалось», – поясняет рукодельница.
На прощание спрашиваю Александра, как он ласково называет жену.
— Нюрочка… Нюша. Вторая жизнь будет – я с ней же и останусь, – в его тоне смешиваются уверенность и нежность. Больше вопросов у меня нет.
— Ну, с Богом, – провожает нас, как своих детей, Анна Голева. Ей нужно ещё проводить мужа в ночную смену, встретить с работы старшего сына, подоить корову, насыпать зерна птице…
И уже завтра встретить новый день с теми же заботами по большому и хлопотному хозяйству. А впрочем, по‑другому она и не может. Люди‑то здесь простые, трудолюбивые.