Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
10 августа 2021,  11:16

Дети заряжают. Почему директор Ярской школы не чувствует усталости

Дети заряжают. Почему директор Ярской школы не чувствует усталостиФото: Вадим Заблоцкий
  • Белгородские известия
  • Белгородские известия

Здание трёхэтажной школы в новооскольском селе Ярском утопает в цветах. На крыльце нас встречает глава трудовой династии Величко и директор школы Зоя Петровна.

Кроме неё здесь трудится рабочим её муж Анатолий Захарович, он же был первым директором этой школы. Их сын работал в школе мастером производственного обучения, а сейчас он водитель, невестка – учитель географии и технологии, а племянница преподаёт иностранный язык.

Мамина любовь

Семья Блошенко-Величко в 2011 году победила в региональном конкурсе педагогических династий. Сегодня их общий стаж – 275 лет. Зоя Петровна работает 51 год, 37 из них – директором.

«Сестра мужа и мои две тоже были педагогами, сейчас они на заслуженном отдыхе, – отмечает Величко. – У нас в семье было пятеро детей, мама трудилась разнорабочей, а папа – водителем. Мы с детства маме помогали, я с пятого класса доила коров и ходила полоть свёклу».

По словам Зои Петровны, именно мама Мария Свиридовна привила ей любовь к детям.
В их доме организовали ясли, куда водили малышей со всей улицы.

«Мама всех нянчила. Я видела, с какой любовью она относилась к детям, какие бы они ни были: избалованные или перепачканные. Она говорила, что 17-я вода умоет этого ребёнка, то есть он изменится, когда повзрослеет», – вспоминает директор.

У Марии Свиридовны не было педагогического образования и записи в трудовой книжке, но она всю жизнь посвятила воспитанию детей. Её примеру последовала и Зоя Петровна. После восьмого класса она поехала в Валуйки поступать на учителя, но провалила музыкальное задание.

«Музыку же у нас никак не преподавали, я ни разу пианино не видела и не слышала, – признаётся Величко. – Когда член комиссии карандашиком постучал, я ещё как‑то мелодию уловила, а когда на пианино заиграл, пропеть «ла-ла-ла» не получилось. К сдаче русского и математики не допустили».

Доучившись два класса, Зоя Петровна поступила заочно на истфак Воронежского университета. Как активного участника пионерской, комсомольской организаций её от райкома по заявлению направили старшей вожатой в родную Богдановскую школу.

«Хорошо помню первый рабочий день 1 сентября 1970 года. Я очень волновалась, заведующая районо присутствовала на линейке, а я ещё без образования и в своей родной школе, – вспоминает она. – Организация праздника была на мне, я переживала, чтобы всё получилось. Линейка прошла хорошо, торжественно внесли и вынесли знамя, горнист и барабанщик не подвели. А заведующая районо нашему директору сказала: «Молодец, хорошую вожатую себе взяли».

Общий стажучительской династии Блошенко-Величко - 275 лет Общий стажучительской династии Блошенко-Величко - 275 лет / Фото: Вадим Заблоцкий

В учительской среде

Начинала Величко вожатой в Богдановской школе, а в 1983 году уже возглавила её. Когда в Ярском открыли новую школу, директором стал муж Зои Петровны, она его сменила на посту в 1989 году.

«Я очень не хотела на эту должность, потому что работа трудная. Дороги тогда как таковой не было, а ездить на совещания, за зарплатой нужно. Добиралась на попутках, приходилось на грузовиках и тракторах ездить, – делится директор. – Однажды везу зарплату из Нового Оскола, остановился грузовик, села. Неразговорчивый водитель попался, и я молчу, боюсь – деньги же везу. Доезжаем до моего поворота на Беломестное, а он не тормозит. Я испугалась, вдобавок дверь не открывалась. Но всё обошлось, он остановился дальше, вышел, открыл мою дверь, и я пошла. Ходить пешком приходилось много, но каждый раз думала: «Хорошо, что я иду».

Зоя Петровна признаётся, что долго привыкала к новой работе. В Богдановской школе дети во дворе играли, и их было видно из учительской, а здесь все по этажам разбрелись. Да ещё и территория площадью 4 га требует благоустройства, покоса. На помощь приходят сотрудники школы и семья.

«Люблю свою профессию, благодаря ей я всегда молода, – говорит Величко. – Живу интересами детей, они меня молодят, каждый день заряжают энергией, и забываешь о своём возрасте и проблемах дома, полностью погружаешься в школьные дела и заботы».

Времени на себя у директора очень мало. Она постоянно на работе – семь дней в неделю. Если не поехала в школу, значит, что‑то странное случилось. В учительской среде Зоя Петровна и дома, и на работе. Но чтобы семейные застолья не превращать в педсовет, стараются обсуждать другие вопросы.

«Невестка, сын, племянница обращаются за советами, если сталкиваются с детьми, у которых сложный характер или трудная жизненная ситуация, – рассказывает Величко. – Они приходят и говорят: «Ну что мне делать? Как поступить?» Я подсказываю и сама разговариваю с учеником, решаем проблему, разбираем, что и почему случилось. Чтобы найти подход даже к хулигану, нужно доверять ребёнку, тогда он рассказывает всё, что у него на душе».

Коллеги – выпускники

Величко считает, что современные дети отличаются от тех, которые были в начале её карьеры. Школьники стали более подвижными и развитыми.

«Сейчас мы подводим ученика к знаниям, а дальше он сам осваивает, а в то время нужно было каждому ребёнку всё рассказать, по полочкам разложить, – отмечает Зоя Петровна. – Хотя, мне кажется, память у детей раньше была лучше, они больше воспринимали и запоминали. А сегодня они к уроку выучили иностранные слова, а завтра могут их забыть. Думаю, это из‑за большого объёма информации, которую они получают».

Многие ученики пошли по стопам Величко. Да что говорить, 80 % школьного коллектива – её выпускники. Продолжают педагогическую династию внучки Зои Петровны. Одна работает музыкальным руководителем в белгородском детском саду № 84, вторая – старшим преподавателем Белгородского юридического института МВД России имени И. Д. Путилина. А внучка-восьмиклассница с первого класса говорит, что будет директором школы.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×