Как Григорий Сафонцев сохранил память о земляках и малой родине
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
Ежегодно 12 июля все любители и профессионалы, причастные к фотоделу, отмечают День фотографа. Мастера фотоискусства существуют уже без малого две сотни лет. В 1839 году физик Франсуа Араго на заседании Парижской академии наук впервые сообщил об изобретении Луи Дагером и Нисефором Ньепсом дагеротипии. Дата официально считается днём изобретения фотографии.
До Борисовки прогрессивная новинка дошла позднее – в конце того же позапрошлого века. Первым фотографом на этой земле стал Григорий Васильевич Сафонцев. Снимки с именным штампом этого мастера по сей день хранятся не только в районном музее, но и в семейных альбомах многих борисовцев.
Именные паспарту
Родился будущий фотомастер в 1869 году. Где и у кого он научился мастерству фотографирования, каким аппаратом пользовался – подробности юности Сафонцева остаются неизвестными.
На сайте «Большой русский альбом» (проект собирает и публикует фотографии из семейных архивов до 1957 года) в приложении «Фотографы и фотографические ателье дореволюционной России» сказано, что Григорий Сафонцев имел собственное фотоателье и именные картонные паспарту.
По воспоминаниям старожилов, домик фотографа имел стеклянный павильон – видимо, для лучшего освещения при фотографировании. Там же хранились и паспарту – куски бумаги с вырезанным в середине отверстием, в которые вставляли фотографию. Это позволяло свободнее подбирать рамку, не ограничиваясь размером изображения. Кроме того, на паспарту часто располагались поясняющие подписи и автографы изображённых.
На рубеже XIX–XX веков мастер каждого солидного фотозаведения печатал снимки на бланках с фирменным изображением, отличающимся от других, и указывал адрес – своего рода реклама фотоателье. Благодаря этому можно опознать и работы Григория Васильевича.
От купцов до тракторов
До революции 1917 года Сафонцев успел снять состав волостного правления, купцов, священнослужителей, интеллигентов, артистов местного театра и простых крестьян.
В начале XX века фотограф запечатлел домик Петра I, построенный для царской штаб-квартиры в усадьбе Шереметева.
«Как историческая реликвия дом существовал до 1906 года. Во время революционного восстания борисовских крестьян черносотенцы сожгли усадьбу. Ничего не уцелело, – рассказывает директор Борисовского историко-краеведческого музея Диана Новицкая. – Так же Сафонцев сфотографировал памятник царю Александру II, который стоял перед нашим зданием музея на месте нынешнего мемориала скорбящей матери».
В советское время фотограф выполнял заказы власти, снимая митинги, сельскохозяйственные выставки и передовиков производства. В районном музее хранятся снимки, на которых участники посевных кампаний, тракторные бригады, колонны обозов, доставлявших убранный урожай в заготовительные пункты, вручение колхозам актов на вечное пользование землёй. А работая в фотоателье от промкомбината, Сафонцев делал снимки партийных документов.
В Борисовке Григорий Васильевич пережил немецкую оккупацию и после освобождения посёлка продолжил заниматься любимым делом, фотографируя знаменательные события.
При этом Сафонцев снимал не только Борисовку и её жителей, но и соседний Грайворон. В фондах грайворонского историко-краеведческого музея также хранится немало его работ.
Сапожник без сапог
Практически в каждой семье коренных борисовцев есть фотоснимки с клише фотографа. Часть работ Сафонцева – в музее.
«Он у нас как сапожник без сапог – фотографии его самого не сохранилось, – сетует Диана Николаевна. – Правда, есть предположение, что на некоторых снимках другого фотографа 50-х годов он уже в преклонном возрасте присутствует в зале на мероприятии, которое проходило в клубе, но это не точно».
Среди прочих Сафонцев успел запечатлеть предков директора музея.
«Вот мой прадед Григорий Фёдорович Рогуленко с сыном Константином – моим дедушкой, – показывает старинное фото Диана Новицкая. – Он перед началом Великой Отечественной войны руководил духовым оркестром в Борисовке. И те, кто его помнит, повторяют, что со своей «дудочкой» не расставался, имея в виду трубу. На основании этой фотокарточки была выпущена открытка по типу знаменитой серии «Привет из Белгорода!».
На другом фото – прабабушка Новицкой, Мария Демидовна, в девичестве Янгольд, с гитарой в руках.
«В её случае, скорее всего, просто реквизит фотостудии», – улыбается Диана Николаевна.
Живые лица
Несколько лет назад сотрудники борисовского музея решили пополнить свою коллекцию снимков и бросили клич среди местных жителей через районную газету и соцсети.
«Люди нам приносили фотографии из семейных альбомов, и мы их оцифровывали. Кто‑то подарил фото, а кто‑то не захотел оставлять оригинал, и я их вполне понимаю, так что мы ни в коем случае не настаивали», – отмечает Диана Николаевна.
На основании собранного фотоматериала музей выпустил глянцевый альбом, где можно увидеть борисовские здания и людей, которых больше нет.
«На этих фотографиях очень живые, выразительные лица с душевным взглядом, – считает Новицкая. – Ещё бы, ведь для людей того времени фотографирование было очень важным моментом. Они надевали самые лучше свои вещи, а если таких нарядов в гардеробе не находилось, брали одежду и обувь у знакомых».
Благодаря дарителям
Помимо фотографий, в музее есть и другие экспонаты, рассказывающие о мастере. Например, сохранилось много стеклянных пластинок, с которых переносилось изображение.
В то время на изготовление одной фотографии уходило два месяца – это была очень долгая, кропотливая работа с применением драгметаллов. Мастеру приходилось использовать различные химические элементы, чтобы изображение получилось как можно чётче, что‑то дорисовывать, корректировать недостатки внешности героев снимков.
Коллекция пополняется в основном благодаря дарителям. В 2019 году местная жительница Александра Полянская разбирала доставшееся ей наследство и нашла в гараже кресло из мастерской фотохудожника.
«На некоторых фотографиях действительно видно, что этот предмет мебели там присутствует. Дарительница уверяет, что у неё кресло появилось после того, как мастерская перестала существовать в 60-х годах XX века», – говорит Новицкая.
По воспоминаниям жены фотомастера Марии Макаровны, в последние годы он сильно болел и жил практически в нищете. Супруга никак не могла выбить ему пенсию. Власть имущие ссылались на то, что при царизме он имел своё ателье, а значит, не положено.
Умер Григорий Сафонцев 9 сентября 1954 года. Его похоронили на центральном кладбище посёлка. В 2016 году на месте захоронения семьи Сафонцевых установили новый памятник, чтобы люди не забывали человека, который смог уловить, остановить и запечатлеть уникальные мгновения истории.
Фото Анны Емельяновой, из фондов Борисовского историко-краеведческого музея
«Белгородская правда» благодарит за помощь в подготовке материала Борисовский историко-краеведческий музей