Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
04 мая 2021,  14:39

Брать чувствами. Что помогло молодым белгородцам осознать трагичность войны

Брать чувствами. Что помогло молодым белгородцам осознать трагичность войныФото: https://waralbum.ru
  • Белгородские известия

В школах теме войны посвящают классные часы и уроки литературы, дети участвуют в «Бессмертном полку» и ездят в военные музеи. Молодые белгородцы рассуждают о том, насколько интересны такие форматы для молодёжи и что помогло каждому из них коснуться событий прошлых лет.

«Подробнее о событиях войны я узнала лет в 12. Мне было интересно читать книги по истории. В ужас меня повергли рассказы о детях войны, ветеранах моего села, другие факты, о которых нам говорил учитель истории. Когда видишь на фото трупы растерзанных детей, которых пытали и убивали, когда говорят о битвах, голоде, разочаровываешься в людях, творивших такой кошмар».

Лет в 18 я прочитала книгу Ивана Шмелёва «Солнце мёртвых». Её нужно прочитать каждому! Когда узнаёшь, как люди ели лошадей, друг друга, убивали, насиловали, становится плохо, и ещё несколько дней находишься в тяжёлом состоянии. Как поётся: «День Победы – это праздник со слезами на глазах», но язык не поворачивается сказать, что это праздник.

Если человека не тянет к учебникам истории, надо брать чувствами. Фильмы об ужасах войны цепляют больше. Например, фильм «Иди и смотри». Думаю, после просмотра человек не будет клеить на машину «Давайте повторим».

Трофим Нарожный, 21 год, студент:

Брать чувствами. Что помогло молодым белгородцам осознать трагичность войны - Изображение Фото: личный архив

«Книги о войне я никогда не любил из‑за скорбной патетики. Особенно мне противны опусы Светланы Алексиевич и её героев, концентрирующихся совсем не на том, что заслуживает внимания. Туда же Астафьев с риторикой «нечего гордиться, можно только скорбеть». Как это нечем гордиться, когда человек во время войны преодолел пределы своих возможностей? Люди работали во время голодовки, побеждали страх, жёны ждали мужей и до последнего не верили треугольным письмам «пропал без вести», не отказывались от мужей-инвалидов… война ставит человека в крайне нетипичные обстоятельства, испытывает прочность человеческого тела и психики на все 100 %».

Для меня война – это в первую очередь не трагедия, а торжество духа моего народа, а её главный момент, Великая Победа – невиданный до того всеобщий катарсис. Войной в России пронизано всё – названия улиц, памятники, просто бытовые рассказы о прошлом, которые разделены на «до войны» и «после войны».

А лучшие стихи на военную тематику – это текст песни «Священная война» Лебедева-Кумача.

У Юрия Норштейна есть замечательный мультфильм «Сказка сказок». Визуальные образы, использованные там, музыка, которая играет (танго «Последнее воскресенье»), максимально точно отражают то, что значит для всех нас Великая Отечественная война.

Мне кажется, школам нужно уходить в максимально познавательный и развлекательный формат. Например, музеи с интерактивными зонами, куда погружаются школьники. После такого экспириенса действительно хочется начать больше читать на эту тему, изучать документы, мемуары, смотреть фильмы.

Маргарита Побелинская, 20 лет, преподаватель вокала:

Брать чувствами. Что помогло молодым белгородцам осознать трагичность войны - Изображение Фото: личный архив

«Мама рассказывала о войне, когда я была маленькой. У нас была традиция 9 мая смотреть фильмы о войне, слушать истории, песни, ездить в Курск на концерты, я сама часто выступала как исполнитель. В школе проходили митинги, в «Бессмертном полку» я шла с портретом прадедушки».

Больше всего меня тронула история прадедушки, которую он рассказал мне сам. Андрей Дмитриевич Серых из Мокрой Орловки попал в армию в 18 лет. В январе 1944 года он получил ранение в левое плечо и оказался в плену. «С засученными рукавами и автоматами на животе гнали обезумевших солдат в лагеря, брезгливо, кончиком кованых сапог выковыривали контуженных из воронок, со смехом выкатывали их оттуда к ногам своих солдат или автоматной очередью приплющивали навсегда к земле», – вспоминал прадедушка.

Он прошёл пять лагерей. О плене вспоминает так: «16 месяцев плена – ужасное время. Незадолго до освобождения открылась рана, и меня с 25 ранеными солдатами отправили в пятый, последний лагерь. Тех, кого не успели отправить, загнали на баржу и наполнили её водой. Все военнопленные погибли, наша армия не успела их спасти». Прадедушка освободился 7 мая 1945 года.

От рассказов ветеранов у меня каждый год мурашки. Я понимаю, что страх и боль никуда не уходят, они всегда начинают плакать, когда рассказывают свою историю. И это берёт за душу.

Андрей Кумаргей, 24 года, PR директор:

Брать чувствами. Что помогло молодым белгородцам осознать трагичность войны - Изображение Фото: личный архив

«Я знал о войне с детства, но глубокое понимание пришло в средней школе, когда поговорил со своей прабабушкой Софьей Гавриловной Райкевич. Она из Белоруссии, на была подростком, когда на оккупированной территории всех молодых девушек забирали в Германию. Трудилась там в фермерском хозяйстве в нечеловеческих условиях. Она редко рассказывала об этом и всегда со слезами на глазах. Я горжусь ей, ведь прабабушка пережила весь тот ужас, голод и продолжала бороться за свою жизнь».

Для меня война – это событие, которое кардинально поменяло судьбы миллионов людей. В моей семье все герои вернулись домой после войны. Я знаю, что благодаря им мы живём.

Михаил Павлов, 25 лет, выпускник историко-филологического факультета:

Брать чувствами. Что помогло молодым белгородцам осознать трагичность войны - Изображение Фото: личный архив

«Про ту войну я знал со школьной скамьи. Ходил в школу актёрского мастерства, играл в спектаклях и читал стихи. Поэзия о войне прошла через меня и дала нечто большее, чем поверхностные знания. Дальше я начал учиться на историка, и знания только расширились и углубились».

Самым тяжёлым, но прошедшим через всё моё нутро было стихотворение Михаила Ножкина «На Прохоровском поле». Я узнал о нём в 14 лет благодаря конкурсу чтецов. Есть там строки:

О поле, поле, прохоровский клин,
Молиться на тебя должна
Европа…

По сути, эти строки описывают освобождение всех угнетённых народов России и мира от фашизма. Сейчас я отношусь к войне как к чему‑то, требующему охраны, сохранения памяти о людях. Важно не дать переписать ход её событий в учебниках.

Мне кажется, нужно изменить формат традиционных уроков мужества в школе. Детей надо окунуть в тему. Большинство современных школьников сложно заинтересовать книгами, а ветеранов слушают люди старшего поколения. У нас есть понимание того, что происходит с историей, с миром, и мы знаем, что ветераны – последние свидетели войны.

В этом плане хорошо работают исторические квесты. Но хорошие, а не сделанные как зря. Есть различные VR технологии, которые создают виртуальную реальность вокруг тебя. Вот что интересно!

Записала Валерия Солошенко

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×