Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
30 апреля 2021,  14:01

Докопаться до правды. Зачем белгородский журналист пропускает историю через сердце

Докопаться до правды. Зачем белгородский журналист пропускает историю через сердцеСергей РудешкоФото: Вадим Заблоцкий
  • Белгородские известия

Наш коллега, журналист Сергей Рудешко – один из могикан белгородского телевидения. Недавно он отметил 60-летие, а начинал свой путь в телике в кризисном 1991-м как один из создателей телекомпании «Магнит».

Сегодня его больше знают как автора краеведческих проектов «Летопись Белогорья», «Открой свой мир», выходивших на ТРК «Мир Белогорья»; «Страницы истории», «Дома наших улиц», «Улицы героев» и нескольких фильмов – на ГТРК «Белгород».

За каждой такой работой стоят месяцы, даже годы серьёзных исследований. И репутация человека, который не гонится за быстрой славой, копая в поисках исторической правды бесконечно глубоко.

Работы Сергея Александровича находят отклик не только у зрителей, но и у коллег. Так, его фильм «Крылатые непокорны» в 2019 году вошёл в число финалистов престижной всероссийской телевизионной премии «Тэффи» в номинации «Лучшая режиссёрская работа».

— Сергей Александрович, для творческого человека, особенно телевизионщика-краеведа, важен визуальный ряд детства. Какой он, Белгород мальчика и юноши Сергея Рудешко?

— Супруновка. Небольшие дома. Булыжная мостовая, на которой мало легковушек, но много грузовиков. Солдаты срочной службы, идущие строем на стрельбы, которым бабушки на ходу вручают яблоки и сливы из своих садов. И мы, пацанята, тоже стараемся чем‑то их угостить. Если тебе в ответ дают какой‑то значок, звёздочку – это счастье. Потом маршируешь за отрядом, стараясь не отставать. Юность – это такая бравада на грани хулиганства. Например, взяли вдесятером бревно, пошли с ним на танцы. По пути милиция останавливает: «Что творите?» «Это мы чтобы не подраться», – отвечаем… Много таких картинок в памяти.

— Ваша любовь к истории тоже из того времени?

— Негаснущий огонёк любопытства к прошлой жизни зажгла во мне учитель истории Людмила Ивановна Шевченко, которая потрясающе интересно преподавала этот предмет. Потом Супруновка долго оставалась полусельской частью Белгорода, где старики вечерами собирались на лавочках, рассказывали, как жили раньше. Я слушал, многое в памяти откладывалось.

Например, однажды дедушка мне показал место у школы, где во время голодного бунта женщины убили в 1918 году красного комиссара. А в прошлом году обнаружил в архиве документы, подтверждающие факт гибели красноармейца Машковцева как раз на этом месте, сразу вспомнил этот рассказ, задумал об этом передачу. Я застал свидетелей, видевших, как погиб у Сумской железной дороги защитник Белгорода – танкист Андрей Попов. Как и другим неравнодушным белгородцам, мне долго не давал покоя вопрос достоверности официальной версии этого события, истинного местонахождения могилы героя. Много пришлось перелопатить материалов, в результате вышла отдельная передача, основанная именно на архивных данных.

— Ваш фильм «Крылатые непокорны» потрясает не только биографическими фактами жизни лётчика, сбитого во время Великой Отечественной войны над Белгородом, но и примером журналистской «удачи», за которой на самом деле огромный труд и упорство.

— Эта история открывалась мне частями много лет. Впервые я услышал её от своего дяди Анатолия Ковалёва, который ребёнком в январе 1942 года наблюдал за воздушным боем девяти мессершмитов и двух наших самолётов. Силы были неравны. Один наш самолёт подбили, он вынужденно сел в районе нынешнего рынка «Салют». Раненого лётчика немцы взяли в плен. Дядя всё переживал, что с ним стало: его вытащили из салона без сознания.

А в 1980-е в Супруновку приехал незнакомец, ходил по улицам, искал свидетелей того боя, потом оказалось, что это был сын лётчика. Дядя очень расстроился, что не встретился с ним. Я – в архивы, но без толку, слишком мало информации. И вдруг лет шесть назад наш белгородский блогер Василий Обидченко выставляет в Интернете фото подбитого самолёта И 15 бис. Меня прямо за живое взяло – сзади дома знакомые. Стал снова искать. Оказывается, на Белгородчине таких самолётов воевало мало, базировались они на аэродроме в Старом Осколе. Нам удалось получить из архива Министерства обороны дело, где описывался этот бой. И выяснилось, что лётчиком сбитого самолёта был старший политрук 252-го штурмового авиа­полка Иван Еньков, он остался жив и после демобилизации жил в Екатеринбурге.

Когда после нескольких запросов к поисковикам у меня в руках оказался номер телефона его предполагаемых родственников, казалось, сердце из груди выскочит. Но это были они, трубку взяла внучка Ивана Михайловича. Семья героя трепетно хранит всё, что с ним связано: дневники, документы, фотографии. Его дочь Наталья рассказала, как Еньков бежал из плена, выпрыгнув на ходу из поезда, который вёз советских красноармейцев в концлагерь Бухенвальд, попал к партизанам, откуда его перевезли в Москву. Конечно, его проверяли, допрашивали, но обвинения в предательстве не подтвердились.

Иван Михайлович вернулся в армию, до конца войны летал в знаменитой 303-й авиационной дивизии в связке с французскими лётчиками знаменитой эскадрильи. Их дружба потом легла в основу фильма «Нормандия – Неман». И потерявшуюся во время войны семью он нашёл чудес­ным образом – с помощью знаменитого диктора радио Юрия Левитана. Действительно, у Ивана Енькова была нерядовая жизнь и особенная судьба. «Крылатые непокорны» есть на «Ютьюбе», можно там его посмотреть.

— Несколько раз при подготовке материалов я обращалась к вашим телеисследованиям и могла оценить скрупулёзность, с которой вы подходите к фактам…

— Всегда боялся, что допущу какую‑то ошибку, ведь у нас очень внимательный зритель. Поэтому серьёзно всё проверяю. Но, каюсь, ляпы всё равно случались. Неприятное чувство. Вообще, что‑то прибавить-убавить в истории очень просто. Как‑то я неудачно в личной беседе пошутил про то, что в Белгороде побывала Екатерина II.

И очень удивился, когда спустя некоторое время стал читать статьи, где это уже преподносилось как факт. Александр Крупенков возмущался: «Кто эту ерунду придумал?» Пришлось признаваться.

— Для вас работа в архивах – обязательная часть подготовки материалов. А в столичных фондах бывали?

— В 2008 году меня с бывшим главным режиссёром нашего театра Владимиром Казначеевым на три недели отправили в Москву в госархив кинофотодокументов – нужно было создать собственную базу белгородской кинохроники для цикла «Летопись Белогорья».

Мы сидели в мизерном зале на восемь мест, рассматривая километры плёнки, отснятой Ростовской студией кинохроники, которая работала в Белгороде практически до перестройки. В проекторе увеличить кадры было невозможно – плёнка была горючая, так называемая лаванда, выбирали их вручную, под лупами. В советское время такие фильмы показывали в кинотеатрах перед началом сеанса, как новости «с полей»: где‑то птицефабрику открыли, в школе побывали, семью молодожёнов поздравили. Это практически единственная кинозапись жизненных сюжетов в наших краях, кадры бесценные.

Набрали материалов где‑то на шесть часов. Расходы на их копирование оплачивало правительство области, минута такой копии стоила тысячу рублей. Когда мы начали демонстрировать их в эфире «Мира Белогорья», резонанс был огромный: люди звонили, узнав себя, своих родных, вспоминали, как проходили съёмки, делились тем, как сложились их жизни. Это было очень трогательно. Сегодня эти кадры продолжают использовать в работе телевизионщиков, что меня радует, – не напрасно трудились.

— Белгородские краеведы наперечёт, все тайно и открыто наблюдают за поисками и находками друг друга. Вы с кем‑то из них общаетесь?

— Очень люблю Юрия Коннова. Это человек энциклопедических знаний в сфере истории, в том числе белгородской, аналитического склада ума. Мне интересны находки и общение с Сергеем Петровым, который поражает перфекционизмом в добывании фактов. Ценю сотрудничество с высоким профессионалом, главным хранителем фондов ГАБО Еленой Кривцовой, с которой мы сделали несколько фильмов. Очень импонируют блогеры Андрей Токов и Александр, которого все знают под именем Санчес. Многие согласятся, что последний создал самый наполненный, богатейший ресурс с материалами по истории Белгорода. А вообще, все, кто занимается краеведением по зову души, ради правды, а не ради славы, достойны высочайшего уважения.

— Что бы вы пожелали нашим читателям?

— Искренне желаю всем любви к прошлому, ибо без него нет настоящего. Это правда.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×