Родные и не очень. Почему в расписании школьников появились новые предметы
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
Пару лет назад в расписании школьников появилось два новых предмета – родной русский язык и родная русская литература. Более того, отметки по ним решили выносить в аттестат. Новшество вызвало недоумение и кучу вопросов как у родителей, так и у педагогов. Чем, например, отличается родная русская литература от «нормальной»? Разбираемся со специалистами.
39 тысяч против
Вообще, предметы «родной язык» и «родная литература» существовали ещё в СССР. Но преподавали их в таких субъектах, как, например, Татарстан или Башкирия, где детям действительно не хватало изучения родного языка. В современных реалиях вскоре после возрождения этих предметов назрел вопрос: а что в это время делать русским ученикам? И в школах России ввели обязательное преподавание «родного русского языка».
Учителя протестовали. Идея Минобра хоть и выглядит благим намерением – приблизить подрастающее поколение к языку родных осин, но её воплощение взрывает логику даже простого обывателя. Что уж говорить о вечно загруженных учителях, которых посреди учебного года поставили перед фактом: перекроить программу, втиснув в неё часы новых непонятных предметов.
Недовольство, витающее в воздухе, публично озвучил кандидат филологических наук Павел Федорченко из Белгорода. Он составил петицию, которую подписали 39 тысяч россиян!
«Никто внятно не объяснил, почему в школах, где 100 % детей говорят на русском, где изучаются предметы на русском языке и где уже есть преподавание русского языка, вводится преподавание «родного русского языка», – поясняет белгородец свою позицию. – То есть мы получили отдельный предмет «русский родной язык», по логике вещей, противопоставленный русскому языку. Выходит, что преподавание вообще «родного языка» – победа для национальных языков, но странное положение для русского как родного».
Эротика прогулки
Петиция не помогла: предметы всё равно включили в учебный план как обязательные. Протестовать стало бессмысленно. Педагоги оказались в замешательстве: ни единой программы, ни учебников – непонятно, что вообще с этими предметами делать. Вскоре (сначала на федеральном, потом на региональном уровне) учителям представили разработанную программу. Но устроила она далеко не всех.
Елена Коняева в прошлом году вела родную литературу у 5–6-х классов:
«Тематика – что‑то среднее между краеведческим кружком и дополнительными занятиями по стилистике. «Родная литература» стремится заменить собой проповеди воскресной школы. В воскресной школе лучше: там знают, зачем собрались. А тут просвечивает растерянность и эклектика. Немножко о природе, немножко о сирых и убогих, добавить детское чтение почти вековой, а то и двухвековой давности… Одни и те же авторы, одни и те же произведения в 5-м и 6-м классе. «Книжка счастья» Гарина-Михайловского, басни, притчи Льва Толстого – всё это и так есть в федеральной программе».
По её мнению, многие произведения в региональную программу включены наспех, по заголовкам, а не по возрастным особенностям детей.
«Например, «Первый снег» Петра Вяземского – эротика прогулки вдвоём в тесной кибитке. Сгоряча стала читать вслух пятому классу и остановилась. Сонные на первом уроке дети рисовали и ничего не заметили. Хорошо, что не 6, 7, 8-й класс… В конце года программа предлагает почитать стихи белгородских поэтов – авторы не указываются. Нетрудно догадаться – никто из составителей ими не заморачивал голову».
А между тем, подчёркивает Елена Петровна, ежегодные книжные фестивали «Белогорье» показывают, сколько замечательных, в том числе детских, книг издаётся у нас благодаря рекомендациям регионального Издательского совета. И их качество с каждым годом растёт.
Она перечисляет примеры этого года: написанная великолепным языком сказка Виктора Овчинникова «Как Марья-пращурка поганых басурман одолела», биографический роман из серии «Жизнь замечательных людей» от Александра и Бориса Осыковых – «Зоркое сердце Василия Ерошенко», повесть о детстве Сергея Мильшина «Вовка и корова Люшка», замечательного юмора сборник Станислава Тарасова «Кукубой – страна сказок», остроумные истории Вячеслава Колесника «Жила-была избушка», эссе о выдающихся людях России, о русских поэтах и русских песнях в книгах Станислава Минакова…
«Но, как говорил Пушкин, мы ленивы и нелюбопытны. Велено читать, как жили дореволюционные и довоенные дети. А чувства, стремления, мечты детей нынешних, выраженные в лучших детских книгах, удостоенных премии «Книгуру», «Белогорье», составителям непонятны или неинтересны», – сожалеет педагог.
А Павел Федорченко теперь наравне с другими предметами преподаёт и родной русский язык:
«Отношение моё почти не поменялось, хотя я нахожу, что некоторые темы действительно хорошо повторяются, – отмечает он. – Но так ведь можно было сделать, например, то же краеведение, в том числе на уровне языка и литературы!»
— Кого из местных писателей и поэтов вы могли бы порекомендовать для включения в программу «Родная литература»?
— На ум приходит несколько имён: Василий Ерошенко, Виталий Буханов, Геннадий Ураков, Александр Филатов, Евгений Прасолов. В Губкинском городском округе живёт интереснейший человек, учитель и писатель Александр Малахов, у него есть чудесные рассказы. Можно назвать ещё Николая Страхова (хотя скорее он философ и литературный критик) и писателя Владимира Фёдорова.
Два по 0,5
Как обстоит дело сегодня? В «виртуальной школе» новые предметы выделили в самостоятельные графы, по ним выставляют отдельные оценки за четверть и за год. Но, обзвонив нескольких родителей детей из разных школ, я выяс-
нила, что учебников по ним никто так и не видел. Дети даже не заводят отдельные тетради. Где‑то проходят того же Пушкина, не выделяя «особую» литературу в какой‑то отдельный урок. Более творческие педагоги вовсе махнули рукой на программу и, следуя аристотелевскому методу, учат патриотизму не на бумаге, а в прогулках по родному городу. По старой традиции строгость российских законов искупается необязательностью их исполнения. На бумаге новые уроки везде ведут, а по факту…
«Фактически сам учитель с молчаливого согласия администрации решает, идти ли ему по программе «родного русского» или использовать свалившиеся на него часы для изучения основного предмета. В этом смысле «два по 0,5» (дважды в неделю по пол-урока. – БП) вполне себе хороши, чем учителя и пользуются. А смысловая сторона вопроса просто игнорируется», – рассуждает Павел Федорченко.
«Ни мы, ни дети не понимаем разницу, – делится мама восьмиклассницы Ирина Комелева. – Да и предмет ведут те же учителя. Раз уж появилась такая возможность, почему бы не отдать часы изучению творчества местных авторов? Это хотя бы ближе и понятнее. Пушкин, конечно, наше всё, но разве для нас он «роднее» земляков?»
Найди пять отличий
Учебные пособия по родной русской литературе для 5-х и 9-х классов «будут выпущены совсем скоро» – заверил первый замначальника областного департамента образования Николай Рухленко.
«В настоящее время, по информации Министерства просвещения РФ, определены научно-методические подходы к преподаванию предмета, разработан проект примерной программы, начата подготовка учебников», – отмечает он.
Во всех белгородских школах в 1–4-х классах есть теперь предметы «Родной язык (русский)» и «Литературное чтение на родном языке (русском)», в 5–9-х классах – «Родной язык (русский)» и «Родная литература (русская)», а в 10–11-х классах – или «Родной язык (русский)», или «Родная литература (русская)». Количество часов на изучение данных предметов определяет сама школа.
Рухленко пояснил, что изучать классиков в часы родной литературы вполне допустимо:
«У классиков, относящихся к так называемому первому ряду национального литературного канона, немало произведений, которые не включены в школьную программу, но не менее интересны».
При этом он подчеркнул, что дублировать друг друга прежний и новый предмет не могут:
«Министерство просвещения РФ наконец‑то выразило позицию, что эти предметы не могут быть интегрированы в один курс. В практике региона один учебный год применялся и такой подход. Но хорошо то, что здравый смысл и педагогическая целесообразность помогли быстро от него отказаться».
У всех должно быть чёткое понимание, что «Родная литература (русская)» и «Литература» – это разные предметы, каждый из них имеет свои цели и каждый формирует свой набор личностных результатов. По родной русской литературе – это воспитание патриотизма, сохранение национальных ценностей и традиций, знание героических страниц русской истории. Соответственно этим целям должны быть отобраны и произведения, в которых ярко представлено национально-культурное своеобразие, то есть русский национальный характер, обычаи русского народа, духовные основы русской культуры. На уроках родной русской литературы должен звучать глубокий историко-культурный комментарий, подчеркнул Николай Рухленко.
По его словам, многие субъекты РФ просто расширили школьную программу за счёт включения новых произведений, другие решили изучать творчество местных писателей и поэтов. Оба варианта одобряются.
«Главный же результат изучения нового предмета «Родная литература (русская)» – это осознание значимости родной русской литературы для осмысления собственной гражданской идентичности, принадлежности к многонациональному российскому народу».
Мнение
Виталий Понских, репетитор по русскому языку и литературе:
«Загадки неисповедимой русской души, безапелляционная героика войны (это неоспоримо важно, но, к сожалению, вытесняет все другие объединяющие исторические события), тоскливый плач Ярославны на лоне родных берёз – этот абстрактный набор у школьника к старшим классам вызывает, мягко говоря, апатию к чтению. Добровольно читающих осталось критически мало. В лучшем случае пролистывают романы Донцовой или ленту «Дзена». К репетитору обращаются, когда понимают, что завалят ЕГЭ (частенько из страха, что родители оставят без карманных денег, летней поездки и т. д.)».
Знакомлюсь с новеньким – родители привели. Спрашиваю, что читал. Мычит, потом нехотя признаётся: всю классику прошёл вчера по сборнику краткого пересказа. И хорошо, если не в аудиоверсии! На вопрос «почему?», вяло парирует: это скучно, пафосно и не имеет ничего общего с его образом жизни и нынешними реалиями в принципе.
Можно возразить: подкованный гуманитарий к репетитору не пойдёт, а по двоечникам и судить не стоит. Недавно мне довелось принимать экзамен у призывников – сдавали интеллектуальный конкурс в элитные спецвойска. Пришёл в ужас. «Преступление и наказание» – это, оказывается, про проститутку. «Собачье сердце» – про Бима с чёрным ухом. Гоголь сжёг себя заживо. Другой вспомнил произведение «Тарас и Бульба». Пушкина убил барон (Мюнхгаузен, что ли?!). «Мёртвые души» – это про похищение трупов, как вам, а?
На фоне такой картинки чиновники спускают в школы ещё одно «удовлетворение потребности школьников в изучении русской литературы» (фраза из пояснительной записки к программе курса «Родная литература». – БП). Забавно, но разработчики искренне полагают, что новый предмет спровоцирует «чувство ответственности и долга перед Родиной; понимание гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества».
Если что они и спровоцируют, то только отторжение этих самых гуманистических ценностей. Особенно тяжело придётся технарям: было две плохие оценки по нелюбимым предметам – стало четыре. Дети как радар: они моментально улавливают показуху. Вот пришла к ним как‑то «железная бабушка» (ветеран Великой Отечественной войны Мария Колтакова, участница Курской битвы, известная далеко за пределами Белгородской области как 11-кратный рекордсмен Книги рекордов России. – БП), так они её до сих пор обсуждают! А что им дают дополнительные часы так называемой родной литературы? Как говорится, хочешь убить в человеке патриота – заставь его любить Родину в обязаловку.
Глас народа
Мы собрали на наших электронных ресурсах комментарии белгородцев по этой теме:
- Очередная бредовая идея. Жаль и учителей, и учеников (Анна Барабанова).
- Ни учебников, ни тетрадей. Опять учителям сочиняй урок из головы. Если не готовы, то зачем вводить? (Галина).
- Если нет качественных учебных и методических пособий, то зачем вводить предмет в учебный курс? Телега впереди лошади? Очередной хаос и огромная нагрузка на учителей, которые непосредственно работают в школе, плюс планирование, отчётность, журналы (якобы только один электронный), проверка тетрадей… (Алексей).
- Я только за, чтобы мой ребёнок больше читал, но вы хоть тогда объясните, в чём разница… Пока вообще непонятно. А ведь уже не первый год… (Елена Миляева).
- А по‑моему, идея хорошая, светлая. Но явно требует доработки. Почему бы, например, не посвятить эти часы экскурсиям по местным музеям? (Елена Ж.).