Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
15 сентября 2020,  16:22

Поцелуй, которого не было. Об импрессионизме, копиях и любви до гроба

Поцелуй, которого не было. Об импрессионизме, копиях и любви до гроба«Эпоха зрелости». Камилла Клодель
  • "ОнОнас"

Огюст Роден был одним из первых, кто решил делать другую скульптуру: дерзкую, динамичную, незаконченную. За эту смелость его назвали «отцом современной скульптуры». Разбираемся, что особенного в его творчестве и говорим об одной из самых заметных его скульптур – «Поцелуе».

Контекст

В XIX веке появился импрессионизм, который не возник бы без реализма и тюбика красок. В 1789 году Великая французская революция пошатнула все устои: художники задумались, а стоит ли рисовать только то, что хотят увидеть знатные особы? В это время появляются выставки, на которые могли попасть не только короли. Смельчаки поняли, что это их шанс сделать то, что им нравится, и найти покупателя. Выставки во Франции контролировала Академия изящных искусств, которая редко пропускала что‑то выдающееся. Например, картину «Свобода, ведущая народ» Эжена Делакруа власти выкупили за большие деньги и спрятали подальше. «Похоронам в Орнане» Густава Курбе повезло больше: его картину увидели, но сразу заклеймили. Публика привыкла к мифическим и библейским сюжетам и не была готова к мрачной действительности.

В 1841 году появился первый тюбик для краски. Он был из свинца и очень дорогим. Но художников это не останавливало. Следом появились переносные мольберты и кисти из жёсткой щетины, которые оставляли след. На картинах появился мазок: для академистов это был этюд, а не картина. С мольбертом, тюбиками и жёсткими кистями художники вышли на улицу. Больше не нужно было замешивать краску в студиях, да и томные модели больше не интересовали. Художнику конца XIX века была нужна жизнь. Все эти опыты вдохновили и скульпторов. Перешагнуть за порог студии им сложнее, но этот разворот к жизни позволил отказаться от позирования и идеальной шлифовки.

Огюст РоденОгюст Роден

Об авторе

К импрессионистам-скульпторам можно отнести Огюста Родена, который, как и знаменитый художник Моне, старался поймать момент, показать своё впечатление. Он с детства любил рисовать и искренне хотел заниматься искусством, но лучшее учебное заведение во Франции трижды отказывало ему. После окончания Малой школы Роден работал декоратором. Смерть сестры, с которой он был близок, настолько потрясла его, что он ушёл в церковь. Только через время священник убедил его снова заняться искусством.

Именно после этого Роден сделает свои лучшие работы. За их динамизм и интерес к материалу, с которым он работал (можно разглядеть текстуру камня) его назовут «отцом современной скульптуры». Он отлично знал, как работал Микеланджело и мог сделать так же, но в незаконченности он видел жизнь. На это его вдохновил Медардо Россо, который работал с гипсом и воском. Роден пошёл по другому пути: он просто не заканчивал работу и не просил позировать. Модели просто гуляли перед ним.

«Мыслитель». Огюст Роден«Мыслитель». Огюст Роден

Что изображено

«Поцелуй» появился, когда в мастерской скульптора работала Камилла Клодель. Она была одной из студенток, которых курировал Роден. Девушка была гораздо талантливее остальных, поэтому получила приглашение в мастерскую Родена. Несмотря на большую разницу в возрасте, они влюбились друг в друга. Но Огюст не развёлся с женой ради Камиллы. Их страстные, но трагические отношения повлияли на обоих: после расставания Роден не сделал значимых работ, а Камилла закончила жизнь в психологической больнице.

Чтобы понять значимость этой работы, достаточно посмотреть, сколько копий существует. Сам Роден сделал в разных размерах несколько скульптур из гипса, терракоты и бронзы. Ещё при его жизни в литейных цехах французской фирмы отлили 319 «Поцелуев».

«Золотой возраст». Медардо Россо«Золотой возраст». Медардо Россо

1. Поцелуй

Несмотря на такое название, в оригинальной версии влюблённые не целуются (хотя в копиях часто наоборот). До того, как их губы встретятся, остаётся миг. Дело в том, что изначально эта композиция была частью бронзовых «Ворот Ада» и называлась «Франческа да Римини». Это имя знатной девушки, которая жила в Италии в XIII веке. Она влюбилась в Паоло, младшего брата мужа. Супруг не стерпел предательства и заколол обоих. При создании ворот Роден вдохновлялся «Божественной комедией» Данте, который рассказывает о Франческо и Паоло. Скульптор специально показывает, что влюблённые не успели поцеловать друг друга. Этим он намекает, что они погибли без греха. Название «Поцелуй» подарили скульптуре невнимательные критики, которые впервые увидели работу в 1887 году.
 
2. Женщина

Обычно на картинах или в скульптурах девушка позволяет себя целовать. Но у Родена не так: его героиня проявляет не меньше инициативы, чем мужчина. Показывать равноправие между мужчиной и женщиной – даже в любви – стало возможно только в конце XIX века. Возможно, на Родена повлияла его любовь – Камилла. Критики и биографы не отрицают, что Роден даже доверял ей заканчивать скульптуры.

Поцелуй, которого не было. Об импрессионизме, копиях и любви до гроба - Изображение

3. Мужчина

Сам Роден говорил, что чувство, которое он закладывает в определённого персонажа, видно в каждом участке тела. Мужчина может казаться сдержанным, но если присмотреться, то можно понять, это не так. Его любовь и страсть можно увидеть в напряжённой спине, в руках и пальцах ног, которые впиваются и сливаются с камнем.
 
4. Чувственность

Не все были готовы к такой откровенной сцене между простыми людьми. Роден не выбрал мифический сюжет, перед нами реальные люди, которые предали брата и мужа. Бронзовая копия в Чикаго на Всемирной выставке (1893) наделала много шуму: американцы посчитали скульптуру неприличной и спрятали её. «Поцелуй» можно было увидеть по личному заявлению в отдельной комнате.

«Ворота ада»«Ворота ада»

5. Необработанная поверхность

Контраст полировки и необработанной поверхности напоминает небрежную манеру импрессионистов. Таким образом, Роден стал одним из первых, кто заставил мрамор или бронзу двигаться. Это отличает работы скульптора от статичных предшественников. Необработанный камень создаёт ощущение захвата момента, как на неожиданном фото. На контрасте ещё хорошо видно, как много трудится мастер прежде, чем камень станет скульптурой.
 
6. Пропуски

Не во всех углублениях камень идеально вычищен, мужчина и женщина как бы сливаются. Таким образом, мастер специально добивался растворения фигур друг в друге.

«Поцелуй». Константин Бранкузи«Поцелуй». Константин Бранкузи
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×